Использование ИКТ в обучении учащихся
с нарушением опорно-двигательного аппарата
и интеллектуальной недостаточностью на уроках
в первом дополнительном классе
Батуркина Юлия Владимировна
В современном мире трудно представить жизнь без информационных компьютерных технологий. Информационные компьютерные технологии применяются во всех сферах жизни человека, поэтому не является исключением и коррекционная школа для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью. Необходимость использования ИКТ в коррекционном обучении обусловлена психофизическим развитием учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста:
- Фрагментарность восприятия, что не позволяет учащимся воспринимать объект как единое целое;
- Низкая устойчивость внимания и высокая утомляемость, делают работу с одним предметом длительное время, невозможной. Учащиеся не могут удержать внимание на заданных объектах, и часто бросают задание, не доводя дело до конца;
- Такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация недостаточно сформированы;
- Нарушение пространственной ориентации, нарушение зрительно-моторной координации;
- Особенности коммуникативной функции, что связано с поражением центральной нервной системы, часто наблюдается полное или почти полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц; а это приводит к трудностям в коммуникации с окружающими;
- Ведущий вид деятельности – игровая.
Основное назначение компьютера как средства обучения в нашей школе – это проведение урока с помощью электронных программ, от которых зависит эффективность обучения.
Задачи информационных компьютерных технологий в коррекционном обучении:
– развитие психических функций учащегося: мышления внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
– использование компьютера как средства коммуникации;
– использование компьютера как средства замещающего письмо рукой для учащихся, у которых моторика не позволяет сформировать навык письма;
– индивидуализация обучения;
– развитие творческих способностей.
При подготовке к урокам в первом дополнительном классе используются электронные ресурсы учебного назначения:
- Презентации к урокам;
- Видеоролики и анимация;
- Интернет-ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов;
- http://www.uchportal.ru/ Учительский портал;
- http://www.openclass.ru/ Открытый класс;
- http://www.zavuch.info/ Завуч инфо;
- https://easyen.ru/ Современный учительский портал.
- Онлайн– игры ( назови геометрические фигуры, раскраски, пазлы):
- https://www.igraemsa.ru;
- seigru.net/razvivayushchie/17164-igra-izuchaem-geometricheskie-figury;
- http://kid-mama.ru/geometricheskie-figury-obuchayushhaya-onlajn-igra/;
- http://chudo-udo.info/razvivayushchie-igry-dlya-detej-ot-2-do-9-let.
Поскольку уроки математики в первом дополнительном классе предполагает изучение предметов по цвету, форме, объему, то используются онлайн-игры, связанные с геометрическим материалом.
На уроках «Мир природы и человека» используются интерактивные электронные игры, связанные с сезонными изменениями в природе и временными понятиями.
С помощью информационных компьютерных технологий уроки в первом дополнительном классе становятся интереснее, оборудованы большей наглядностью, у учащихся повышается мотивация к выполнению заданий.
Информационные компьютерные технологии становятся хорошим помощником учителю, работающему в коррекционной школе, наряду с другими средствами обучения. Стоит отметить, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки положительно влияют на процесс обучения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью.