Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система работы по коррекции дефектов смягчения
в письменной речи младших школьников

Венценосцева Елена Валентиновна
Дефекты смягчения в устной речи  у детей дошкольного возраста могут в дальнейшем привести к появлению у них акустической дисграфии. Эта дисграфия основана на нарушениях фонемного распознавания. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Этот вид дисграфии проявляется, в частности, в неправильном обозначении мягкости согласных на письме, вследствие   нарушения дифференциации твёрдых и мягких согласных (конки, Луба  лубит  клукву).
Коррекцию этой дисграфии нужно начинать с развития фонематического слуха. Но поскольку мы имеем дело со школьниками, нам важно научить детей не просто различать твёрдые и мягкие согласные, еще и соотносить твердость или мягкость согласного с последующей гласной буквой или мягким знаком.
Практика показывает, что у ребёнка может нарушаться обозначение мягкости посредством мягкого знака или посредством гласных II ряда.
Остановимся на устранении нарушения обозначения мягкости посредством мягкого знака и рассмотрим систему упражнений по устранению этого вида акустической дисграфии.
Итак, ребенок пишет «сем», «пят», «болно» или, наоборот, «сынь», «одинь», «пятьно», «жизьнь». В устной речи у него есть как твёрдые, так и мягкие звуки.
Главная и первая задача учителя-логопеда – отдифференцировать твердые и мягкие фонемы друг от друга. Например, можно провести такое упражнение: логопед кидает ребёнку мяч и произносит твёрдый звук (например, [т], [п], [к]), а его просит назвать в ответ парный мягкий ([т’], [п’], [к’]). Дети могут работать парами: один называет вперемежку твердые и мягкие звуки, а другой показывает синюю или зелёную фишку, в зависимости от названного звука.
             Примерные виды заданий.
  1. Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются эти слова по написанию?
Угол-уголь,  ел-ель, мел-мель, брат-брать, топ-топь, хор-хорь, мол-моль, стал-сталь.
Учитель-логопед спрашивает детей о лексическом значении слов и, если оно им неизвестно, объясняет. Слова анализируются и делается вывод, что слова отличаются одним звуком, то есть мягкий знак  в конце слова меняет его лексическое значение.
  1. Прочитайте слова. Выделите голосом последний звук.   Как он звучит (твердо или мягко)? Почему?
Семь, день, конь, пять, лось, рысь, пень, пять, лень, соль.
  1. Закончите предложение, вставив нужное слово. Объясните, почему последний согласный звук звучит мягко.
Первый месяц года – это … .
Первый месяц зимы – это … .
Первый месяц лета – это … .
Первый месяц осени – это … .
Последний месяц года – это … .
  1. Спишите слова, вставьте, где надо букву ь.
Нос…, сем.., кон…, огон… шар…, звер.., окун…, двер…, шарф…, стол…, пен…, бол…, пят…, сом… .
Очень полезно для закрепления использования  мягкого знака включать в логопедические занятия игровые упражнения.
  1. Расшифруй слова.
ПТИЦЫ
С__ __ __ __ __ Ь             Г__ __ __ __ Ь                      Г __ __ Ь
            ЦИФРЫ
 С__ __ Ь                В__ __ __ __ Ь                      Д __ __ __ __Ь
  1. Послушай слова и запиши букву ь, если в слове есть мягкий знак. Поставь прочерк, если в слове нет ь.
        Ливень, метель, тучи, дождь                            Ь, Ь, -, Ь
        Снег, изморозь, прорубь, иней                           -, Ь, Ь, -
        Декабрь, март, июнь, октябрь                            Ь, -, Ь, Ь
  1. Послушай слова и определи место буквы Ь в словах, напиши цифру.
         Лось, соболь, конь, рысь                          4,6,4,4
         Голубь, гусь, глухарь, снегирь                  6, 4,7,7
         Пять, шесть, семь, восемь                     4, 5,4,6
  1. Отгадай зашифрованные слова.
А) В школе мною пишут дети на доске,
     Мягкий знак добавь – и я уже в реке. (мел-мель)
Б) Я давно со спортом дружен,
     Для прыжка спортсменам нужен.
     С мягким знаком же назло
     Превращаюсь я в число. (шест-шесть)
В)  Если с мягким знаком пишем,
      Кур ворует хищный зверь.
      Твёрдый Р в конце услышим,
      Вместе запоём теперь. (хор – хорь)
  1. Вставь, где надо, букву ь.
 Штрафной удар …, нержавеющая стал.., густая пыл…, сильный жар…, белый мел…, острый угол…, каменный угол…, длинный шест…, зелёная ел… .
  1.  Вставь нужное по смыслу слово.
У доски лежит белый  …. .  Лодка села на  … .
Сталевары варят …  .  Малыш взрослым ... .
Ребенок кашу не … . Нарядили праздничную  …. .
Вале исполнилось … лет . У забора стоит  длинный …. .
Сложили в ящик  каменный … . Начерти тупой  … .
Учится в школе младший … .  Чужих вещей нельзя … .
  1.  Проверочный слуховой диктант. После окончания работы дети читают написанные слова, четко выделяя голосом твердые и мягкие звуки на конце слов.
Мост, соль, лень, букет, рыбак, кусок, тень, боль, сон, кит, лань.
  1.  Проверочный зрительный диктант.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены кот, цифры пять, шесть и семь, мак, сук, рысь, олень.
Логопед выставляет картинки, просит детей назвать их. Затем убирает картинки и начинает показывать их по одной. Дети записывают названия картинок в тетрадь.
После того, как дети усвоили обозначение мягкости на письме посредством мягкого знака в конце слова, можно переходить к обозначению мягкости посредством мягкого знак в середине слова.
Работа проводится аналогично изложенной выше, то есть: 1) анализ слов, 2) выделение мягкого звука, после которого на письме стоит мягкий знак; 3) упражнения, в том числе игровые, направленные на выбор правильного написания слов с мягким знаком в середине в различных вариантах; 4) проверочные работы: слуховой и зрительный диктанты.
Из упражнений стоит отметить:
  1. игру «Спрячем мягкий знак в середину».
Логопед называет слово с мягким знаком на конце: пень, день, уголь, зверь, окунь, куль и предлагает детям изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова. Например, пень-пеньки.
  1. Упражнения, направленные на преобразование существительного в другие части речи:
а) детям предлагается изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос «какая?».
Например: уголь - угольная
Слова: пыль - …., боль - …., сталь - …, даль - …
б) Ученикам предлагается прочитать слова в первом столбике про себя и соединить с частями слов во втором столбике так, чтобы образовать новые слова. Получаются слова, относящиеся к разным частям речи. К каждому получившемуся слову ставится вопрос, называется часть речи.
День                                      ной
Сталь                                   ный
Пыль                                     ки
Даль                                      ница
Житель                                 ний
Ель                                        кать
Мель                                      сот
Семь                                      ник
в) Логопед просит изменить слово так, чтобы с ним можно было обратиться к взрослому человеку.
Например: встань- встаньте
Слова: кинь  -…, залезь - …, сядь - …, брось - …. .
Работа по устранению любого вида дисграфии сочетает в себе как обязательные компоненты: развитие фонематического слуха, анализ слова, выделение мягкого звука, уточнение написания слова, так и разнообразные игровые упражнения, выбор которых зависит от творчества учителя-логопеда.
 Дефекты смягчения в устной речи  у детей дошкольного возраста могут в дальнейшем привести к появлению у них акустической дисграфии. Эта дисграфия основана на нарушениях фонемного распознавания. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Этот вид дисграфии проявляется, в частности, в неправильном обозначении мягкости согласных на письме, вследствие   нарушения дифференциации твёрдых и мягких согласных (конки, Луба  лубит  клукву).
Коррекцию этой дисграфии нужно начинать с развития фонематического слуха. Но поскольку мы имеем дело со школьниками, нам важно научить детей не просто различать твёрдые и мягкие согласные, еще и соотносить твердость или мягкость согласного с последующей гласной буквой или мягким знаком.
Практика показывает, что у ребёнка может нарушаться обозначение мягкости посредством мягкого знака или посредством гласных II ряда.
Остановимся на устранении нарушения обозначения мягкости посредством мягкого знака и рассмотрим систему упражнений по устранению этого вида акустической дисграфии.
Итак, ребенок пишет «сем», «пят», «болно» или, наоборот, «сынь», «одинь», «пятьно», «жизьнь». В устной речи у него есть как твёрдые, так и мягкие звуки.
Главная и первая задача учителя-логопеда – отдифференцировать твердые и мягкие фонемы друг от друга. Например, можно провести такое упражнение: логопед кидает ребёнку мяч и произносит твёрдый звук (например, [т], [п], [к]), а его просит назвать в ответ парный мягкий ([т’], [п’], [к’]). Дети могут работать парами: один называет вперемежку твердые и мягкие звуки, а другой показывает синюю или зелёную фишку, в зависимости от названного звука.
             Примерные виды заданий.
  1. Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются эти слова по написанию?
Угол-уголь,  ел-ель, мел-мель, брат-брать, топ-топь, хор-хорь, мол-моль, стал-сталь.
Учитель-логопед спрашивает детей о лексическом значении слов и, если оно им неизвестно, объясняет. Слова анализируются и делается вывод, что слова отличаются одним звуком, то есть мягкий знак  в конце слова меняет его лексическое значение.
  1. Прочитайте слова. Выделите голосом последний звук.   Как он звучит (твердо или мягко)? Почему?
Семь, день, конь, пять, лось, рысь, пень, пять, лень, соль.
  1. Закончите предложение, вставив нужное слово. Объясните, почему последний согласный звук звучит мягко.
Первый месяц года – это … .
Первый месяц зимы – это … .
Первый месяц лета – это … .
Первый месяц осени – это … .
Последний месяц года – это … .
  1. Спишите слова, вставьте, где надо букву ь.
Нос…, сем.., кон…, огон… шар…, звер.., окун…, двер…, шарф…, стол…, пен…, бол…, пят…, сом… .
Очень полезно для закрепления использования  мягкого знака включать в логопедические занятия игровые упражнения.
  1. Расшифруй слова.
ПТИЦЫ
С__ __ __ __ __ Ь             Г__ __ __ __ Ь                      Г __ __ Ь
            ЦИФРЫ
 С__ __ Ь                В__ __ __ __ Ь                      Д __ __ __ __Ь
  1. Послушай слова и запиши букву ь, если в слове есть мягкий знак. Поставь прочерк, если в слове нет ь.
        Ливень, метель, тучи, дождь                            Ь, Ь, -, Ь
        Снег, изморозь, прорубь, иней                           -, Ь, Ь, -
        Декабрь, март, июнь, октябрь                            Ь, -, Ь, Ь
  1. Послушай слова и определи место буквы Ь в словах, напиши цифру.
         Лось, соболь, конь, рысь                          4,6,4,4
         Голубь, гусь, глухарь, снегирь                  6, 4,7,7
         Пять, шесть, семь, восемь                     4, 5,4,6
  1. Отгадай зашифрованные слова.
А) В школе мною пишут дети на доске,
     Мягкий знак добавь – и я уже в реке. (мел-мель)
Б) Я давно со спортом дружен,
     Для прыжка спортсменам нужен.
     С мягким знаком же назло
     Превращаюсь я в число. (шест-шесть)
В)  Если с мягким знаком пишем,
      Кур ворует хищный зверь.
      Твёрдый Р в конце услышим,
      Вместе запоём теперь. (хор – хорь)
  1. Вставь, где надо, букву ь.
 Штрафной удар …, нержавеющая стал.., густая пыл…, сильный жар…, белый мел…, острый угол…, каменный угол…, длинный шест…, зелёная ел… .
  1.  Вставь нужное по смыслу слово.
У доски лежит белый  …. .  Лодка села на  … .
Сталевары варят …  .  Малыш взрослым ... .
Ребенок кашу не … . Нарядили праздничную  …. .
Вале исполнилось … лет . У забора стоит  длинный …. .
Сложили в ящик  каменный … . Начерти тупой  … .
Учится в школе младший … .  Чужих вещей нельзя … .
  1.  Проверочный слуховой диктант. После окончания работы дети читают написанные слова, четко выделяя голосом твердые и мягкие звуки на конце слов.
Мост, соль, лень, букет, рыбак, кусок, тень, боль, сон, кит, лань.
  1.  Проверочный зрительный диктант.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены кот, цифры пять, шесть и семь, мак, сук, рысь, олень.
Логопед выставляет картинки, просит детей назвать их. Затем убирает картинки и начинает показывать их по одной. Дети записывают названия картинок в тетрадь.
После того, как дети усвоили обозначение мягкости на письме посредством мягкого знака в конце слова, можно переходить к обозначению мягкости посредством мягкого знак в середине слова.
Работа проводится аналогично изложенной выше, то есть: 1) анализ слов, 2) выделение мягкого звука, после которого на письме стоит мягкий знак; 3) упражнения, в том числе игровые, направленные на выбор правильного написания слов с мягким знаком в середине в различных вариантах; 4) проверочные работы: слуховой и зрительный диктанты.
Из упражнений стоит отметить:
  1. игру «Спрячем мягкий знак в середину».
Логопед называет слово с мягким знаком на конце: пень, день, уголь, зверь, окунь, куль и предлагает детям изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова. Например, пень-пеньки.
  1. Упражнения, направленные на преобразование существительного в другие части речи:
а) детям предлагается изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос «какая?».
Например: уголь - угольная
Слова: пыль - …., боль - …., сталь - …, даль - …
б) Ученикам предлагается прочитать слова в первом столбике про себя и соединить с частями слов во втором столбике так, чтобы образовать новые слова. Получаются слова, относящиеся к разным частям речи. К каждому получившемуся слову ставится вопрос, называется часть речи.
День                                      ной
Сталь                                   ный
Пыль                                     ки
Даль                                      ница
Житель                                 ний
Ель                                        кать
Мель                                      сот
Семь                                      ник
в) Логопед просит изменить слово так, чтобы с ним можно было обратиться к взрослому человеку.
Например: встань- встаньте
Слова: кинь  -…, залезь - …, сядь - …, брось - …. .
Работа по устранению любого вида дисграфии сочетает в себе как обязательные компоненты: развитие фонематического слуха, анализ слова, выделение мягкого звука, уточнение написания слова, так и разнообразные игровые упражнения, выбор которых зависит от творчества учителя-логопеда.
 Дефекты смягчения в устной речи  у детей дошкольного возраста могут в дальнейшем привести к появлению у них акустической дисграфии. Эта дисграфия основана на нарушениях фонемного распознавания. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Этот вид дисграфии проявляется, в частности, в неправильном обозначении мягкости согласных на письме, вследствие   нарушения дифференциации твёрдых и мягких согласных (конки, Луба  лубит  клукву).
Коррекцию этой дисграфии нужно начинать с развития фонематического слуха. Но поскольку мы имеем дело со школьниками, нам важно научить детей не просто различать твёрдые и мягкие согласные, еще и соотносить твердость или мягкость согласного с последующей гласной буквой или мягким знаком.
Практика показывает, что у ребёнка может нарушаться обозначение мягкости посредством мягкого знака или посредством гласных II ряда.
Остановимся на устранении нарушения обозначения мягкости посредством мягкого знака и рассмотрим систему упражнений по устранению этого вида акустической дисграфии.
Итак, ребенок пишет «сем», «пят», «болно» или, наоборот, «сынь», «одинь», «пятьно», «жизьнь». В устной речи у него есть как твёрдые, так и мягкие звуки.
Главная и первая задача учителя-логопеда – отдифференцировать твердые и мягкие фонемы друг от друга. Например, можно провести такое упражнение: логопед кидает ребёнку мяч и произносит твёрдый звук (например, [т], [п], [к]), а его просит назвать в ответ парный мягкий ([т’], [п’], [к’]). Дети могут работать парами: один называет вперемежку твердые и мягкие звуки, а другой показывает синюю или зелёную фишку, в зависимости от названного звука.
             Примерные виды заданий.
  1. Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются эти слова по написанию?
Угол-уголь,  ел-ель, мел-мель, брат-брать, топ-топь, хор-хорь, мол-моль, стал-сталь.
Учитель-логопед спрашивает детей о лексическом значении слов и, если оно им неизвестно, объясняет. Слова анализируются и делается вывод, что слова отличаются одним звуком, то есть мягкий знак  в конце слова меняет его лексическое значение.
  1. Прочитайте слова. Выделите голосом последний звук.   Как он звучит (твердо или мягко)? Почему?
Семь, день, конь, пять, лось, рысь, пень, пять, лень, соль.
  1. Закончите предложение, вставив нужное слово. Объясните, почему последний согласный звук звучит мягко.
Первый месяц года – это … .
Первый месяц зимы – это … .
Первый месяц лета – это … .
Первый месяц осени – это … .
Последний месяц года – это … .
  1. Спишите слова, вставьте, где надо букву ь.
Нос…, сем.., кон…, огон… шар…, звер.., окун…, двер…, шарф…, стол…, пен…, бол…, пят…, сом… .
Очень полезно для закрепления использования  мягкого знака включать в логопедические занятия игровые упражнения.
  1. Расшифруй слова.
ПТИЦЫ
С__ __ __ __ __ Ь             Г__ __ __ __ Ь                      Г __ __ Ь
            ЦИФРЫ
 С__ __ Ь                В__ __ __ __ Ь                      Д __ __ __ __Ь
  1. Послушай слова и запиши букву ь, если в слове есть мягкий знак. Поставь прочерк, если в слове нет ь.
        Ливень, метель, тучи, дождь                            Ь, Ь, -, Ь
        Снег, изморозь, прорубь, иней                           -, Ь, Ь, -
        Декабрь, март, июнь, октябрь                            Ь, -, Ь, Ь
  1. Послушай слова и определи место буквы Ь в словах, напиши цифру.
         Лось, соболь, конь, рысь                          4,6,4,4
         Голубь, гусь, глухарь, снегирь                  6, 4,7,7
         Пять, шесть, семь, восемь                     4, 5,4,6
  1. Отгадай зашифрованные слова.
А) В школе мною пишут дети на доске,
     Мягкий знак добавь – и я уже в реке. (мел-мель)
Б) Я давно со спортом дружен,
     Для прыжка спортсменам нужен.
     С мягким знаком же назло
     Превращаюсь я в число. (шест-шесть)
В)  Если с мягким знаком пишем,
      Кур ворует хищный зверь.
      Твёрдый Р в конце услышим,
      Вместе запоём теперь. (хор – хорь)
  1. Вставь, где надо, букву ь.
 Штрафной удар …, нержавеющая стал.., густая пыл…, сильный жар…, белый мел…, острый угол…, каменный угол…, длинный шест…, зелёная ел… .
  1.  Вставь нужное по смыслу слово.
У доски лежит белый  …. .  Лодка села на  … .
Сталевары варят …  .  Малыш взрослым ... .
Ребенок кашу не … . Нарядили праздничную  …. .
Вале исполнилось … лет . У забора стоит  длинный …. .
Сложили в ящик  каменный … . Начерти тупой  … .
Учится в школе младший … .  Чужих вещей нельзя … .
  1.  Проверочный слуховой диктант. После окончания работы дети читают написанные слова, четко выделяя голосом твердые и мягкие звуки на конце слов.
Мост, соль, лень, букет, рыбак, кусок, тень, боль, сон, кит, лань.
  1.  Проверочный зрительный диктант.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены кот, цифры пять, шесть и семь, мак, сук, рысь, олень.
Логопед выставляет картинки, просит детей назвать их. Затем убирает картинки и начинает показывать их по одной. Дети записывают названия картинок в тетрадь.
После того, как дети усвоили обозначение мягкости на письме посредством мягкого знака в конце слова, можно переходить к обозначению мягкости посредством мягкого знак в середине слова.
Работа проводится аналогично изложенной выше, то есть: 1) анализ слов, 2) выделение мягкого звука, после которого на письме стоит мягкий знак; 3) упражнения, в том числе игровые, направленные на выбор правильного написания слов с мягким знаком в середине в различных вариантах; 4) проверочные работы: слуховой и зрительный диктанты.
Из упражнений стоит отметить:
  1. игру «Спрячем мягкий знак в середину».
Логопед называет слово с мягким знаком на конце: пень, день, уголь, зверь, окунь, куль и предлагает детям изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова. Например, пень-пеньки.
  1. Упражнения, направленные на преобразование существительного в другие части речи:
а) детям предлагается изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос «какая?».
Например: уголь - угольная
Слова: пыль - …., боль - …., сталь - …, даль - …
б) Ученикам предлагается прочитать слова в первом столбике про себя и соединить с частями слов во втором столбике так, чтобы образовать новые слова. Получаются слова, относящиеся к разным частям речи. К каждому получившемуся слову ставится вопрос, называется часть речи.
День                                      ной
Сталь                                   ный
Пыль                                     ки
Даль                                      ница
Житель                                 ний
Ель                                        кать
Мель                                      сот
Семь                                      ник
в) Логопед просит изменить слово так, чтобы с ним можно было обратиться к взрослому человеку.
Например: встань- встаньте
Слова: кинь  -…, залезь - …, сядь - …, брось - …. .
Работа по устранению любого вида дисграфии сочетает в себе как обязательные компоненты: развитие фонематического слуха, анализ слова, выделение мягкого звука, уточнение написания слова, так и разнообразные игровые упражнения, выбор которых зависит от творчества учителя-логопеда.
 Дефекты смягчения в устной речи  у детей дошкольного возраста могут в дальнейшем привести к появлению у них акустической дисграфии. Эта дисграфия основана на нарушениях фонемного распознавания. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Этот вид дисграфии проявляется, в частности, в неправильном обозначении мягкости согласных на письме, вследствие   нарушения дифференциации твёрдых и мягких согласных (конки, Луба  лубит  клукву).
Коррекцию этой дисграфии нужно начинать с развития фонематического слуха. Но поскольку мы имеем дело со школьниками, нам важно научить детей не просто различать твёрдые и мягкие согласные, еще и соотносить твердость или мягкость согласного с последующей гласной буквой или мягким знаком.
Практика показывает, что у ребёнка может нарушаться обозначение мягкости посредством мягкого знака или посредством гласных II ряда.
Остановимся на устранении нарушения обозначения мягкости посредством мягкого знака и рассмотрим систему упражнений по устранению этого вида акустической дисграфии.
Итак, ребенок пишет «сем», «пят», «болно» или, наоборот, «сынь», «одинь», «пятьно», «жизьнь». В устной речи у него есть как твёрдые, так и мягкие звуки.
Главная и первая задача учителя-логопеда – отдифференцировать твердые и мягкие фонемы друг от друга. Например, можно провести такое упражнение: логопед кидает ребёнку мяч и произносит твёрдый звук (например, [т], [п], [к]), а его просит назвать в ответ парный мягкий ([т’], [п’], [к’]). Дети могут работать парами: один называет вперемежку твердые и мягкие звуки, а другой показывает синюю или зелёную фишку, в зависимости от названного звука.
             Примерные виды заданий.
  1. Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются эти слова по написанию?
Угол-уголь,  ел-ель, мел-мель, брат-брать, топ-топь, хор-хорь, мол-моль, стал-сталь.
Учитель-логопед спрашивает детей о лексическом значении слов и, если оно им неизвестно, объясняет. Слова анализируются и делается вывод, что слова отличаются одним звуком, то есть мягкий знак  в конце слова меняет его лексическое значение.
  1. Прочитайте слова. Выделите голосом последний звук.   Как он звучит (твердо или мягко)? Почему?
Семь, день, конь, пять, лось, рысь, пень, пять, лень, соль.
  1. Закончите предложение, вставив нужное слово. Объясните, почему последний согласный звук звучит мягко.
Первый месяц года – это … .
Первый месяц зимы – это … .
Первый месяц лета – это … .
Первый месяц осени – это … .
Последний месяц года – это … .
  1. Спишите слова, вставьте, где надо букву ь.
Нос…, сем.., кон…, огон… шар…, звер.., окун…, двер…, шарф…, стол…, пен…, бол…, пят…, сом… .
Очень полезно для закрепления использования  мягкого знака включать в логопедические занятия игровые упражнения.
  1. Расшифруй слова.
ПТИЦЫ
С__ __ __ __ __ Ь             Г__ __ __ __ Ь                      Г __ __ Ь
            ЦИФРЫ
 С__ __ Ь                В__ __ __ __ Ь                      Д __ __ __ __Ь
  1. Послушай слова и запиши букву ь, если в слове есть мягкий знак. Поставь прочерк, если в слове нет ь.
        Ливень, метель, тучи, дождь                            Ь, Ь, -, Ь
        Снег, изморозь, прорубь, иней                           -, Ь, Ь, -
        Декабрь, март, июнь, октябрь                            Ь, -, Ь, Ь
  1. Послушай слова и определи место буквы Ь в словах, напиши цифру.
         Лось, соболь, конь, рысь                          4,6,4,4
         Голубь, гусь, глухарь, снегирь                  6, 4,7,7
         Пять, шесть, семь, восемь                     4, 5,4,6
  1. Отгадай зашифрованные слова.
А) В школе мною пишут дети на доске,
     Мягкий знак добавь – и я уже в реке. (мел-мель)
Б) Я давно со спортом дружен,
     Для прыжка спортсменам нужен.
     С мягким знаком же назло
     Превращаюсь я в число. (шест-шесть)
В)  Если с мягким знаком пишем,
      Кур ворует хищный зверь.
      Твёрдый Р в конце услышим,
      Вместе запоём теперь. (хор – хорь)
  1. Вставь, где надо, букву ь.
 Штрафной удар …, нержавеющая стал.., густая пыл…, сильный жар…, белый мел…, острый угол…, каменный угол…, длинный шест…, зелёная ел… .
  1.  Вставь нужное по смыслу слово.
У доски лежит белый  …. .  Лодка села на  … .
Сталевары варят …  .  Малыш взрослым ... .
Ребенок кашу не … . Нарядили праздничную  …. .
Вале исполнилось … лет . У забора стоит  длинный …. .
Сложили в ящик  каменный … . Начерти тупой  … .
Учится в школе младший … .  Чужих вещей нельзя … .
  1.  Проверочный слуховой диктант. После окончания работы дети читают написанные слова, четко выделяя голосом твердые и мягкие звуки на конце слов.
Мост, соль, лень, букет, рыбак, кусок, тень, боль, сон, кит, лань.
  1.  Проверочный зрительный диктант.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены кот, цифры пять, шесть и семь, мак, сук, рысь, олень.
Логопед выставляет картинки, просит детей назвать их. Затем убирает картинки и начинает показывать их по одной. Дети записывают названия картинок в тетрадь.
После того, как дети усвоили обозначение мягкости на письме посредством мягкого знака в конце слова, можно переходить к обозначению мягкости посредством мягкого знак в середине слова.
Работа проводится аналогично изложенной выше, то есть: 1) анализ слов, 2) выделение мягкого звука, после которого на письме стоит мягкий знак; 3) упражнения, в том числе игровые, направленные на выбор правильного написания слов с мягким знаком в середине в различных вариантах; 4) проверочные работы: слуховой и зрительный диктанты.
Из упражнений стоит отметить:
  1. игру «Спрячем мягкий знак в середину».
Логопед называет слово с мягким знаком на конце: пень, день, уголь, зверь, окунь, куль и предлагает детям изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова. Например, пень-пеньки.
  1. Упражнения, направленные на преобразование существительного в другие части речи:
а) детям предлагается изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос «какая?».
Например: уголь - угольная
Слова: пыль - …., боль - …., сталь - …, даль - …
б) Ученикам предлагается прочитать слова в первом столбике про себя и соединить с частями слов во втором столбике так, чтобы образовать новые слова. Получаются слова, относящиеся к разным частям речи. К каждому получившемуся слову ставится вопрос, называется часть речи.
День                                      ной
Сталь                                   ный
Пыль                                     ки
Даль                                      ница
Житель                                 ний
Ель                                        кать
Мель                                      сот
Семь                            &nb

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»