Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Венценосцева Елена Валентиновна

 

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Уточнение артикуляции звука [ш].
  2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе).
  3. Активизация словарного запаса по теме «Одежда».
  4. Совершенствование навыка соотнесения звука и буквы.
  5. Формирование навыка чтения слогов, слов.

 

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.
  2. Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.
  3. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  4. Развитие дыхания.

 

Коррекционно-воспитательные цели:

  1. Воспитание четкой, правильной речи.
  2. Воспитание мотивации к учению.

 

Оборудование: индивидуальные зеркала, разноцветные листья на ниточках для развития дыхания, буквы, предметные картинки,  карточки с клетками для звуковой мозаики, разноцветные листья с написанными на них слогами, игра «Весёлые пальчики», пособие «Составь слово», листы с напечатанными буквам.

 

Ход занятия.

 

1. Организационный момент. Развитие дыхания.

 Логопед: Здравствуйте, ребята. Скажите, какой сегодня день недели?

Учащиеся:  Сегодня пятница.

Логопед: Какое сейчас время года?

Учащиеся: Сейчас зима.

Логопед: А какое время года было? 

Учащиеся: Была осень.

Логопед: Что осенью падает с деревьев?

 Учащиеся: Падают листья.

  Логопед: Давайте подуем на листочки, чтобы они полетели.

  Учащиеся дуют на разноцветные листочки на нитках. Логопед следит за правильным нижне-диафрагмальным дыханием.

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, как  осенью листья шуршат под ногами?

Учащиеся:  Ш-Ш-Ш-Ш.

Логопед: Догадались, какой звук мы с вами будем повторять?

Учащиеся: Ш.

 Логопед: Звук Ш гласный или согласный?

Учащиеся: Это согласный звук.

Логопед: Звук Ш глухой или звонкий?

 Учащиеся: Это глухой звук.

Логопед: При произнесении звука Ш язык вверху или внизу?

 Учащиеся: Язык верху.

Логопед: Язык узкий или широкий?

Учащиеся: Язык широкий.

Логопед: Губы улыбаются или вытянуты вперед?

 Учащиеся: Губы вытянуты вперед.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Звук Ш трудный, поэтому чтобы красиво его произносить, нужно сделать гимнастику для языка и губ.

Учащиеся выполняют перед индивидуальными зеркалами артикуляционную гимнастику:

 

  • Губы в улыбку, чтобы видны были зубы.
  • Губы в трубочку, зубы не разжимать.
  • Губы «рупором»: округлены и слегка выпячены.
  • Язык широкий, как лопата:
  • Покусать широкий язык зубами;
  • Постучать по широкому языку верхней губой.
  • Широкий язык удерживать в форме чашечки.
  • Сдувать ватку с носа вверх.
  • Широким языком облизать верхнюю губу.
  • Подуть на широкий язык, лежащий на верхней губе.

 

  1. Изолированное произнесение звука Ш.

Логопед: Сейчас вы будете соревноваться в том, кто дольше протянет звук [ш]. Звук нужно тянуть на одном выдохе, не останавливаясь.

Учащиеся по команде логопеда начинают длительно, на выдохе произносить  звук [ш].

  1. Соотнесение звука и графического образа буквы.

Логопед: Ребята, посмотрите на те листы, которые лежат перед вами.  Найдите букву  Ш среди других букв и подчеркните её.

П     Н    Ш   М   Х   Ф   Ш

Ш    Т     М   П   Ш   Н   Т

  1. Автоматизация звука Ш в слогах. Совершенствование навыка чтения слогов с буквой Ш.

Логопед: Осенью на земле лежит много листьев. Вот и у нас  нападали разноцветные листочки. Давайте их поднимем и прочитаем слоги, которые на них написаны.

Учащиеся берут в руки листочки и читают слоги:ША, ШО, ШУ, ШИ, АШ, ОШ, УШ, ИШ.

8. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Упражнение «Звуковая мозаика».

Перед каждым учащимся лежит карточка, расчерченная на квадраты, и бумажные квадраты двух цветов – белые и голубые.

Логопед: Выложите из квадратов на карточке мозаику двух цветов: если услышите в слове звук [ш] – положите синий квадрат, если в слове нет звук [ш] – белый. Слова: шаг, дом, шина, танк, шея, молоток, шар, парта, шайба, луна, шуба, шило, кошка, бабушка, душ.

Учащиеся выкладывают на карточку квадраты.

Логопед: Какая буква получилась?

Учащиеся: Получилась буква Ш.

  1. Физкультминутка.

Комплекс упражнений для предупреждения зрительного утомления.

1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

3. И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

4. И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

 

  1. Автоматизация звука Ш в словах.

    А) Исключение лишней картинки.

Логопед выставляет на магнитную доску картинки: шапка, шуба, рубашка, штаны, кошка, шарф.

Логопед: Назовите картинки.

Учащиеся: Рубашка, шуба, штаны, шапка, кошка, шарф.

Логопед: какой одинаковый звук во всех этих словах?

Учащиеся: Звук [ш]. 

Логопед: Скажите, ребята, какая картинка не подходит к другим?

Учащиеся: Кошка.

Логопед: Верно. А почему не подходит?

Учащиеся: Кошка – это домашнее животное, а рубашка, шуба, штаны, шапка, шарф – это одежда.

    Б)  Составление слов из перепутанных букв с опорой на цифры.

Логопед: Посмотрите на доску: здесь написаны слова, но буквы все перепутались. Нужно расположить буквы по порядку цифр и прочитать слова.

На доске: А Ш  Р         Ш  И  У         М   У  Ш

               2  1   3          2    3   1          3    2   3  

Учащиеся называют буквы по порядку, логопед записывает их, ученики читают.

Учащиеся: шар, уши, шум.

Г) Согласование прилагательных и существительных.

Логопед выставляет на магнитную доску картинки: шуба, шапка, шубы, шапки, штаны,  шарф.Логопед: Посмотрите на картинки. Про что можно сказать «большая»?

Учащиеся: Большая шапка, большая шуба.

 Аналогично проводится работа с прилагательными большой, большие.

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: Какой звук мы повторяли на занятии?

Учащиеся: Звук [ш].

Логопед: Придумайте слова, начинающиеся на звук [ш].

Учащиеся: Шапка, шутка, шина.

Логопед оценивает работу каждого ученика на занятии.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»