Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль государственного деятеля XIX века в истории
(на примере А.А. Аракчеева и М.М. Сперанского)

Яковлев Михаил Михайлович
Предмет: история.
Класс:  9, общеобразовательный.
Тип урока: комбинированный.
Используемые педагогические технологи и приёмы: технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), приём учебного диалога, «верю – не верю».
Межпредметные связи: обществознание.
Информационно-образовательная среда: компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерная презентация Microsoft Office Power Point.
Ресурсное обеспечение урока: авторские рабочие листы, документы № 1-3, памятки для выполнения задания № 3, три листа формата А 1 с заранее заготовленной информацией, цветные маркеры (8 штук), прозрачный пластмассовый сосуд, пластмассовый стакан, теннисные шарики, грунт для аквариума, песок.
Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах.
Цель - создать условия для применения освоенной информации при составлении оценки деятельности личности в истории.
Задачи: образовательная: обеспечить освоение обучающимися терминов «стратегия» и «тактика»; на основе анализа деятельности А.А. Аракчеева и М.М. Сперанского подвести обучающихся к пониманию того, что оба государственных деятеля были одинаково важны для истории нашей страны, при условии, что один решал преимущественно стратегические задачи, а второй – тактические; воспитательная: пробудить интерес обучающихся к самостоятельному решению задач, сформировать умение осуществлять взаимное сотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь; развивающая: развить умения анализировать исторические документы, выделять главное, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи; развить умения формулировать оценочные суждения; графически оформлять результаты своей деятельности; переносить знания в новую ситуацию.
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий): давать оценку личностям М. М. Сперанского и А.А. Аракчеева и обосновывать её; характеризовать цели, задачи и итоги проводимых ими преобразований; объяснять значение понятий стратегия и тактика.
Планируемые результаты: личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации; осознавать успешность своей деятельности; осознавать себя гражданином страны с определённой историей, воспитание российской гражданской идентичности.
Метапредметные: познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь оптимизировать её; определять значение и смысл терминов; устанавливать причинно-следственные связи; уметь сравнивать деятельность исторических персоналий по заданным критериям; регулятивные: ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; уметь прогнозировать результаты своей деятельности, вносить коррективы по мере необходимости; устанавливать последовательность действий по выполнению задания; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; коммуникативные: уметь логически строить рассуждение, выстраивать свой ответ в соответствии с заданием; уметь представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (учебный диалог, представление выполненной работы), а также в виде письменных работ; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре, разрешать возможные конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
В соответствии с технологией ТРИИК урок включает в себя 4 этапа:
1. Самоопределение к деятельности:
1.1.Организация начала урока;
1.2.Актуализация знаний.
2. Учебно-познавательная деятельность:
2.1.Освоениенового учебного материала;
2.2.Диагностика освоения темы урока.
3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
4. Рефлексивная деятельность: самоанализ и самооценка.
Задачи урока на каждом этапе:
Этап урока Задача
Самоопределение к деятельности Сформировать мотивацию и целеполагание обучающихся к изучению темы. Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к теме урока.
Учебно-познавательная деятельность Осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, устанавливать причинно-следственные связи между сферами жизни общества и преобразованиями, осуществлёнными государственными деятелями; уметь определять их направленность на перспективу или на решение текущих задач; определять значение терминов тактика и стратегия; представлять результаты своей деятельности в устной и письменной формах.
Установить степень освоения темы, а именно: на основании материала урока сделать вывод о важности для истории нашей страны обоих государственных деятелей, несмотря на то, что А.А. Аракчеев был больше тактиком, а М.М. Сперанский – стратегом.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность Организовать обучающихся на создание нового для них знания при анализе уже имеющейся у них информации. Продемонстрировать умение обучающихся анализировать деятельность исторической личности на основе предложенного алгоритма действий; давать аргументированный устный (письменный) ответ о пользе того или иного государственного деятеля.
Рефлексивная деятельность Побудить обучающихся оценить результат своей деятельности на уроке.
Постановка домашнего задания Сформулировать домашнее задание, понятное для каждого обучающегося.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке:
  • уровень сформированности предметных умений оценивается при выполнении обучающимися заданий на применение полученных знаний и умений – таблицы Б и формулировании ответа при выполнении задания № 3;
  • коммуникативные универсальные учебные действия проверяются в ходе наблюдения за сотрудничеством при работе в паре, при умении налаживать конструктивные рабочие отношения с учителем и с одноклассниками, при умении договариваться о чём-либо в ходе учебного диалога (особенно в случае несовпадения различных мнений);
  • познавательные УУД проверяются при работе с текстом документа на этапе освоения нового учебного материала, диагностируется уровень овладения навыками работы с текстом; при работе с таблицей при выполнении задания № 1 на этапе освоения нового учебного материала диагностируется уровень самостоятельности мышления обучающегося и способности переводить информацию из одного вида в другой;
  • регулятивные УУД проверяются на этапе рефлексии путём диагностирования навыка самооценки и самоанализа своей работы на уроке, своих успехов и неуспехов, нахождения путей решения при ситуации неуспеха (дополнение обучающимися предложений в рабочих листах); при оценивании собственных возможностей для выполнения задания № 3 (информативный, импровизационный или эвристический уровни), когда обучающийся самостоятельно выбирает уровень сложности; при установлении последовательности действий по выполнению задания путём сравнения, анализа и обобщения деятельности А.А. Аракчеева и М.М. Сперанского.
Комментарии учителя:
В классе на партах заранее приготовлены рабочие листы и документы для обучающихся. Рабочие листы (Приложение № 1) и документы (Приложения № 2 – 4) располагаются лицевой стороной вниз, чтобы не отвлекать обучающихся на этапе самоопределения к деятельности. Рабочие листы и документы обучающиеся переворачивают только по команде учителя. К доске заранее прикреплены три листа А 1 , дублирующие задания № 1, 2 и 2.1 в рабочих листах.
В разделе «Ход урока» жирным шрифтом выделены предложения, которые учитель произносит по отношению к обучающимся, а курсивом - приложения, к которым обращается учитель.
 
Ход урока
Этап, время Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Самоопределение к деятельности
Организация начала урока
(3 минуты)
Приветствует обучающихся. Ставит на стол пластмассовый сосуд, мячики для игры в теннис, упаковку с камешками для аквариума и пакет с песком. - Представим, что этот сосуд - ваша жизнь. Мячики – это самое важное в жизни: ваша семья, друзья, здоровье, увлечения. Камешки – другие важные вещи: учёба, дом. Песок – всё остальное, всякие мелочи! Ставит рядом пустой пластмассовый стакан, насыпает в него песок и задаёт вопрос: - Я могу сюда ещё что-то поместить? Нет! Если первым в сосуд вы насыплете песок, то в ней не останется места для мячиков и камешков. Так и в нашей жизни - если вы потратите всё своё время и энергию на мелочи, то у вас не останется времени на действительно важные вещи! Надо расставлять приоритеты! Сосуд - это наша жизнь, наполнение которой определяем мы сами. Все события, как значимые, так и незначительные, можно рассмотреть с точки зрения зла и блага. Приветствуют учителя и вступают с ним в диалог, включаются в работу.
 
 
Актуализация знаний
(7 минут)
Слайд № 1, Приложение № 4 - Предположите, о каких исторических деятелях говорил А.С. Пушкин? Используя приём технологии критического мышления, создаёт проблемную ситуацию: - Как вы думаете, какой из этих государственных деятелей принёс больше пользы для России? - Слайд № 2, Приложение № 4.
Подводит обучающихся к пониманию того, что они не обладают достаточной информацией для решения проблемы. - Каких знаний нам не хватает для полноценного ответа на этот вопрос? Что нужно узнать, чтобы выполнить предложенное задание? Помогает сформулировать учебную цель урока - оценить деятельность личности в истории. Формулирует вместе с обучающимися тему урока - слайд № 3, Приложение № 4. Предлагает подписать свои рабочие листы и тему урока (Приложение № 5).
В качестве приёма активного целеполагания использует приём «Верю - не верю». Предлагает определить уровень владения информацией по теме урока – заполнить таблицу А в верхней части рабочего листа. Если обучающиеся уверены в том, что утверждение верное, они рисуют «домик», если неверное – подчёркивают № вопроса жирной чертой (Слайд № 4,Приложение № 4). 10 утверждений - Слайды № 5, 6, 7. Приложение № 4:
1) А.А. Аракчеев разработал прогрессивный проект освобождения крестьян от крепостной зависимости; 2) Проект политических преобразований М.М. Сперанского подразумевал реализацию принципа разделения трёх властей; 3) Реализовать свой масштабный проект реформ на практике М.М. Сперанский планировал за 2 года; 4) Благодаря А.А. Аракчееву в русской армии впервые было введено правило – отдавать честь, согласно которому офицеры должны были приветствовать друг друга поднятием левой руки к головному убору; 5) М.М. Сперанский продумывал преобразования в стране на долгий период времени; 6) Единственной воплощённой в жизнь идеей проекта М.М. Сперанского стало создание Государственной Думы; 7) Вопреки общепринятому мнению, А.А. Аракчеев не является автором идеи о введении военных поселений; 8) Термин «Государственная Дума» впервые встречается в проекте М.М. Сперанского; 9) А.А. Аракчеев решал в основном вопросы, которые были важны для страны в настоящий момент времени; 10) Благодаря А.А. Аракчееву было введено деление пехотных войск на дивизии, упразднялось прежнее деление артиллерии на полки и батальоны.
Высказывают различные предположения и отвечают на вопросы в процессе учебного диалога.
Приходят к выводу, что для ответа на поставленный вопрос, у них недостаточно знаний.
Формулируют цель урока совместно с учителем. Ставят учебную задачу - изучить деятельность А.А. Аракчеева и М.М. Сперанского, оценить их значимость и последствия проведённых  преобразований для истории Отечества.
Самостоятельно заполняют таблицу Б в рабочих листах, а затем обсуждают результаты работы. Приходят к выводу о том, что необходимо получить новую информацию о деятельности А.А. Аракчеева и М.М. Сперанского, чтобы определить верные и неверные суждения.
Учебно-познавательная деятельность
 
Освоение нового учебного материала
(15 минут)
Слайд № 8, Приложение № 4 - Сообщает о том, что работа с документами будет осуществляться по колонкам и в парах, при условии, что каждой из трёх колонок предстоит работа со своим документом, задания для каждой колонки разные. - По истечении 8 минут, я приглашу по одной паре от каждой колонки для представления выполненного задания у доски. Распределяет задания между тремя колонками: - Обучающиеся с левой колонки читают документ № 1 (Приложение № 1), посвящённый деятельности М.М. Сперанского, и письменно выполняют задание № 1 в рабочих листах. Центральная колонка читает документ № 2 (Приложение № 2), посвящённый А.А. Аракчееву, и выполняет задание № 1. Обучающиеся с правой колонки читают документ № 3 (Приложение № 3), посвящённый понятиям «стратегия» и «тактика», и письменно выполняют задания № 2 и 2.1. Левая и центральная колонки заполняют центральный столбец таблицы - «Основные мероприятия», а затем соотносят каждое мероприятие с левым («Сферы жизни общества») и с правым («Направленность результата») столбцами с помощью стрелок.
На время выполнения заданий на экране остаётся Слайд № 9, Приложение № 4, для того, чтобы изменить форму работы и избежать постоянного фокусирования внимания обучающихся на экране.
По истечении 8 минут приглашает пару обучающихся с левой колонки к доске и выдаёт им цветные маркеры. Просит обосновать сделанный выбор, принимает возможную корректировку ответов от левой колонки. Подводит итоги работы по заполнению таблицы и выводит на экран правильные ответы - Слайд № 10, Приложение № 4.
Приглашает пару обучающихся с центральной колонки к доске, слушает их устные комментарии, предлагает одноклассникам с центральной колонки внести свои аргументированные дополнения или исправления. Подводит итоги работы по заполнения таблицы - Слайд № 11, Приложение № 4.
Приглашает пару обучающихся с правой колонки к доске, слушает их устные комментарии, предлагает одноклассникам с центральной колонки озвучить свои дополнения или исправления. Подводит итоги работы по заполнению таблицы и выводит на экран правильные ответы - Слайд № 12, Приложение № 4.- Кого из наших сегодняшних героев можно назвать стратегом, а кого тактиком?
Читают документы, а затем письменно выполняют задания № 1- 2.1 в своих  рабочих листах.
Пара обучающихся с левой колонки выходит к доске и с помощью маркеров записывает в лист формата А 1 выполненное задание № 1, посвящённое А.А. Аракчееву. Сидящие на левой колонке предлагают свои дополнения и поправки, аргументируют свою позицию; сверяют информацию о правильности выполнения задания со слайдом № 10. Сидящие за другими колонками записывают информацию в свои рабочие листы.
Обучающиеся, сидящие на центральной и правой колонках, работают по тому же алгоритму, что и обучающиеся с левой колонки. Сверка правильных ответов происходит по слайдам № 11 и 12.
 
 
 
Приходят к выводу о том, что М.М. Сперанского можно назвать скорее стратегом, а А.А. Аракчеева – тактиком.
 
Диагностика освоения темы урока
(5 минут)
Предлагает обучающимся самостоятельно заполнить таблицу Б с учётом уже имеющихся у них знаний. Повторяет 10 утверждений, озвученных в начале урока - Слайды № 13, 14 и 15, Приложение № 4. Подводит итоги работы по заполнению таблицы Б и выводит на экран правильные ответы - Слайд № 16, Приложение № 4. - Обменяйтесь с соседом по парте своими рабочими листами и проверьте правильность ваших ответов!  Подсчитайте количество баллов! Самостоятельно заполняют таблицу Б в рабочих листах, затем обмениваются ими и осуществляют взаимопроверку.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
(5 минут)
- Мы с вами много вспомнили и обсудили на уроке. Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока – он находится в вашем рабочем листе под номером № 3. Приступаем к выполнению задания № 3. Предлагает на выбор 3 уровня сложности по выполнению предложенного задания: простой – информативный (А), средний - импровизационный (Б) и сложный - эмпирический (В). Выдаёт нуждающимся в помощи обучающимся подсказки – Приложение № 6. Не предполагает получения подсказок только уровень В. Самостоятельно выбирают уровень сложности выполнения задания № 3 в своих рабочих листах и дают письменный ответ на поставленный вопрос (при необходимости обращаются за помощью к учителю).
Подведение итогов (5 минут) Предлагает обучающимся обобщить знания, полученные на уроке, отмечает, в какой степени достигнуты поставленные цели.
- Как вы думаете, можно ли в нашей жизни обойтись без шариков, камешков и песка? Наверное, нет! В нашей жизни есть всё: важные вещи, временные явления, различные мелочи. Как вы думаете, если бы М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева не существовало в нашей истории, выиграло бы от этого государство? Был ли прав А.С. Пушкин, назвав их гениями зла и блага? - Слайд № 17, Приложение № 4. - Почему? Аргументируйте свой ответ. Как вы думаете, есть ли в современной России и в мире политики, которых можно было бы назвать стратегами? А тактиками? Кто из вас считает себя больше стратегом? Поднимите руку те, кто считают себя тактиками. Аргументируйте свою позицию.
Вступают в  диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока и делают вывод о важности для истории нашей страны обоих государственных деятелей, несмотря на то, что А.А. Аракчеев был больше тактиком, а М.М. Сперанский – стратегом.
Рефлексия: самоанализ и самооценка  
(3 минуты)
Создаёт условия для рефлексии деятельности - Слайд № 18, Приложение № 4. Просит дополнить предложения в рабочих листах, а затем сдать их на проверку. Подводит итоги работы на уроке и благодарит за проделанную работу - Слайд № 19, Приложение № 4. Определяют для себя ценность урока, своё отношение к нему, дополняют предложения в рабочих листах, сдают их учителю.
Домашнее задание
(2 минуты)
Просит написать эссе об историческом или современном государственном деятеле в России и проанализировать его деятельность по алгоритму, применённому на уроке. Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы по его выполнению.
 

Приложение № 1. Документ № 1
К 1809 г. М.М. Сперанский составил проект реформы государственного управления - «Введение к уложению государственных законов». Основная идея проекта - управление государством должно осуществляться на основе разделения трёх властей: законодательная власть при­надлежит новому выборному учреждению - Государст­венной Думе (авторство этого термина принадлежит Сперанскому); исполнительная - мини­стерствам, а судебная - Сенату. Новый орган - Государственный совет - должен был стать совещательным органом при императо­ре и предварительно рассматривать все проекты законов до их поступле­ния в Думу. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя путём установления конституционной монархии, а ввести все идеи, изложенные в проекте, планировалось в течение 1810 – 1811 гг. Александр I одобрил проект Сперанского, од­нако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вы­зывая потрясений в обществе. В 1810 г. был создан Государственный совет – единственная воплощённая в жизнь идея проекта. При Николае I Сперанский возглавил грандиозную работу по кодификации законов, главным итогом которой стало издание в 1830 г. «Полного собрания законов Российской империи» в 45 томах. В 1832 г. был издан «Действующий свод законов Российской империи» в 15 томах.
Приложение № 2. Документ № 2
В 1806 г. по инициативе А.А. Аракчеева было введено деление пехотных войск русской армии на дивизии, упразднялось прежнее деление артиллерии на полки и батальоны. Впервые в России было введено правило отдания чести, согласно которому офицеры должны были приветствовать друг друга поднятием левой руки к головному убору. Александр I планировал создать военные поселения, в которых бы войска содержались не за счёт окружающего их населения, а на средства, заработанные собственным трудом. Военные поселения предполагали создание обширных хозяйств, в которых бы производились необходимые для поселян продукты или получался доход, позволяющий обеспечить войска всем, что им требовалось. Цели были вполне благими - уменьшить бремя содержания армии и облегчить жизнь солдат, которые, приобретая оседлость, получали возможность завести семью и домашнее хозяйство. В 1810 г. император поручил Аракчееву начать воплощение идеи о военных поселениях в жизнь.
В 1818 г. А.А. Аракчеев составил проект, который предполагал провести освобождение крестьян под руководством правительства - оно покупает постепенно крестьян с землёй у помещиков по соглашению с ними по ценам данной местности. Крестьяне выпускаются с землёй в размере двух десятин на душу. По мнению Аракчеева, помещики могли получить при осуществлении его проекта двойную выгоду: освободиться от долгов и получить наличный капитал для развития своего хозяйства.
Приложение № 3. Документ № 3
Стратегия  -  наука о ведении войны, общий план ведения войны, охватывающий длительный период времени. Она подразумевает долгосрочное планирование, постановку конечных целей, достижение которых осуществляется посредством решения тактических задач. Тактика - планирование и реализация планов в ограниченном масштабе и на коротком отрезке времени. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Тактика отличается от стратегии масштабами и глубиной периода времени. Итак, тактика есть учение об использовании вооруженных сил в бою, а стратегия - учение об использовании боёв в целях войны. Тактика нужна для того, чтобы выиграть битву, а стратегия нужна для того, чтобы выиграть войну.
Приложение № 4
https://www.dropbox.com/s/1mjah4stvrerffc/9%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.pptx?dl=0
Приложение № 5
https://www.dropbox.com/s/bs6s314907aa7m7/%D0%A0%D0%90%D0%91%D0%9E%D0%A7%D0%98%D0%99%20%D0%9B%D0%98%D0%A1%D0%A2.docx?dl=0
Приложение № 6
https://www.dropbox.com/s/dprx3fro3eb1ofm/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B8.doc?dl=0
Список литературы:
  1. Клаузевиц К. О войне. – М.: Эксмо, 2013.
  2. Панфилова Л.Г., Матвеева Т.Е., Сапон С.А. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) [Текст]: научно-методическое пособие. - Великий Новгород, 2010.
  3. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского. Издание 5-е, обновлённое и дополненное. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2013 (Серия «Великие русские люди»).
  4. Томсинов В. А. Аракчеев. – М.: «Молодая гвардия», 2010.


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»