Интегрированный урок, как средство развития духовно-нравственного
воспитания в образовательном учреждении для детей
с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)
Е.А. Ермакова,
учитель надомного обучения ГБОУ№ 231;
М.Ю. Ермакова,
педагог-психолог ГБОУ№ 231
Санкт-Петербурга
В последние годы в России в результате демократических перемен, гуманизации специального образования заметно усилилось внимание государства и общества в целом к детям с ограниченными возможностями здоровья, и в частности страдающим умственной отсталостью.
Проблемы потенциальных возможностей детей с легкой и умеренной умственной отсталостью, приспособление их в жизни, развитие духовно-нравственного воспитания приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные способы интеграции этих детей в общество. Задача таких учреждений – приспособить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, использовать все возможности для его социализации на основе нравственно-этических норм современного общества.
Позиция А.Р. Маллера об относительной сохранности эмоциональной сферы ребенка с легкой и умеренной умственной отсталостью по сравнению с их познавательной деятельностью позволяет считать, что работа с ними должна быть расширена путем увеличения занятий по арттерапии, игротерпии, сказкотерапии, релаксационных тренингов.
Несколько лет назад, впервые столкнувшись с интегрированными уроками, мы наблюдали объединение двух разных предметов на одном уроке, что нас, как педагога-психолога и учителя-дефектолога очень заинтересовало.
В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. Здесь хочется сделать акцент на последних двух словах. В работах Кульневича С. В., Лакоценина Т. Т. «Анализ современного урока»говорится, что «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в один учебный материал обобщенных знаний в той или иной области».
Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В. О. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для 6-летних детей. Это интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных ученических ситуациях, но и дают выход для проявления творчества и развития чувства эмпатии, что позволяет внедрять в учебный процесс основы духовно-нравственного воспитания.
Увидев подобный результат, мы решили попробовать объединить какой-нибудь учебный предмет с психологическим коррекционно-развивающим занятием. Предполагаем, что, в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) где в одном ряду с обучающими и воспитательными целями стоят коррекционные, возможно интегрирование учебного предмета с методами и приемами психологического развития когнитивной и эмоционально-волевой сфер.
Интеграция – одна из форм развития познавательной деятельности, снятия физического переутомления у учащихся с трудностями в обучении и развитие нравственно-этических норм.
Для учителя, работающего с детьми с особыми потребностями, необходимо найти формы, методы и приёмы, которые помогли бы ему сделать обучение и воспитание доступным, интересным, посильным и познавательным. Интегрирование существенно снимает физическое и умственное переутомление детей, повышает их познавательную активность на уроке, интерес к учебе, расширяет кругозор, всесторонне развивает личность.
Подготовка к интегрированному уроку начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. Особое внимание стоит обратить на выбор партнера, с которым необходимо достичь определенной психологической совместимости. Поскольку ход интегрированного урока в коррекционной школе непредсказуем, то и роли педагога динамично меняются.
На интегрированных уроках русского языка и психологии возможно развитие познавательных процессов на вербальном и невербальном уровне. Зашифровав название темы урока (каждая буква означает свой символ, цвет или рисунок), можно вызвать интерес к изучаемой теме. Используя синонимы и антонимы, возможно развитие процессов сравнения и обобщения. А также, насыщая смысловую нагрузку изучаемого материала простыми нравственными понятиями (хорошо – плохо, правда – ложь и т. д.), мы закладываем ростки доброго, вечного. Детям такие интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают большой эмоциональный заряд, активизируют учебно-познавательную деятельность, расширяют кругозор, способствуют выработке правильных мировоззренческих взглядов.
Широкие возможности для применения различных психологических приемов коррекции и развития представляются на интегрированных уроках окружающего мира и психологии. Здесь и времена года, месяцы, дни недели, время суток, величина и размер, цвет и другие качества окружающей действительности. Данная направленность дает возможность акцентировать внимание на коррекции сенсорно-перцептивных навыков, которые являются важной составляющей в обучении детей классов «Особый ребенок» и начальных классов. В природе, в отличие от человеческого общества, все гармонично и, наверное, правильно. Данный акцент позволяет нам эффективно внедрять воспитательный процесс в обучающую деятельность.
Особое место в развитии творческого мышления занимают интегрированные уроки психологии с музыкой или с изобразительным искусством. Данные уроки сами по себе содержат большой творческий и духовно-нравственный потенциал, огромную эстетическую и этическую направленность, а в форме интегрированного урока всегда получаются яркими, насыщенными, интересными и надолго запоминаются детям и взрослым.
Многие специалисты в области психологии и олигофренопедагогики отмечают наибольшую сохранность эмоционаоьно-волевой сферы, в отличие от когнитивной, у детей с ограниченными возможностями здоровья. И это, нас практиков, подталкивает преподносить любой учебно-воспитательный материал на эмоциональном уровне.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в воспитании детей с проблемами в умственном развитии. Она совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, художественный вкус: развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорции, цвета, цветосочетания), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, ориентироваться в мире добра и зла. В процессе занятий по изобразительной деятельности осуществляется сенсорное, умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Занятия изобразительной деятельностью обеспечивают богатые возможности для коррекции и развития детей с нарушениями интеллекта. Процесс любого вида изобразительной деятельности тесно связан с кинестетическими ощущениями. В этом принимают участие механизмы зрительно-двигательной коррекции. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием каких-либо инструментов предъявляет повышенные требования к моторике ребенка.
Для детей с трудностями в обучении является важным сочетание практических и теоретических разделов обучения, чередование умственного напряжения и разрядки, развитие мыслительной деятельности – все это предполагают уроки интегрирования.
Многие методы и приемы обучения рисованию благоприятно влияют на развитие познавательной сферы ребенка. И еще, ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Поэтому интегрирование изобразительного искусства и психологии в коррекционной школе мы посчитали не только возможным, но и благоприятно влияющим фактором на развитие и воспитание детей с особыми потребностями.
Нами проведена серия интегрированных уроков ИЗО и психологии по цветам. Например, голубой цвет. Практическая направленность – обучение рисованию снежинки, духовно-нравственная – развитие патриотизма, любви к Родине. Дети восковыми мелками обводят силуэт снежинок, затем акварелью раскрашивают ее. Психолог под музыку предлагает детям мысленно отправиться в путешествие по родному зимнему русскому лесу, медленно рассказывая о том, какой лес зимой и кого можно встретить в нем.
Инсценирование адаптированной сказки Джани Родари «Голубой светофор», позволяет нам представить любимый город с высоты птичьего полета, помечтать о добром и прекрасном. Здесь необходимо сделать акцент на духовных особенностях Санкт-Петербурга, как культурной столицы России.
Основываясь на исследовании психологического климата класса, сплоченности коллектива, а также на наблюдении за воспитанностью членов обследуемого коллектива, можно сделать вывод: данные показатели у учащихся классов, где были проведены серии подобных интегрированных уроков, выше нежели, чем у остальных.
Литература:
1. А. Р. Маллер «Воспитание детей с аномалиями в развитии», Москва, 2003 г.,237 стр.
2. Ладислав Пожар «Психология аномальных детей и подростков»,
Москва – Воронеж, 1996 г., 127 стр.
3.Н. М. Погосова «Цветовой игротренинг», Санкт-Петербург, «Речь», 2007 г., 154 стр.
4.А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик «Планета чудес. Развивающая психотерапия для детей», Санкт-Петербург, «Речь», 2006 г., 220 стр.
5.Л. М. Шипицына «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», СПб Издательство Союз, 2004 г., 335 стр.
6.Н. П. Слободяник «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы» Айрис пресс Москва, 2004 г., 175 стр.
7.Н. Ф. Дик «Занимательные математика, русский язык и окружающий мир», Издательство Феникс, 2008 г., 286 стр.