Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность старшеклассников на уроках информатики и ИКТ

Калинина Мария Владимировна,
учитель информатики ГБОУ гимназия № 66
Приморского района Санкт-Петербурга
 
В настоящее время одной из основных задач образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без инновационных педагогических технологий, которые позволяют сделать учебную деятельность эффективной с точки зрения развития личности: умению адаптироваться и ориентироваться в изменяющихся условиях жизни – видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умению работы с информацией – находить необходимый источник, применять его для решения возникших проблем; развитию коммуникативных навыков в социальном плане. Одной из наиболее часто используемых форм является метод проектов, обеспечивающий реализацию в педагогической практике системно-деятельностного подхода в обучении.
Среднее образование – завершающая ступень общего образования, призвано обеспечить социальную адаптацию и функциональную грамотность обучающихся, содействовать их личностному росту, гражданскому и общественному самоопределению. Завершающий уровень школьного образования является началом включения старшеклассников в самостоятельное освоение и познание многообразия явлений окружающего мира. И, хотя обучение  по-прежнему присутствует, оно носит уже другой характер, а главное, форма и содержание обучения на завершающем этапе должны определяться самими старшеклассниками в соответствии с их желаниями и склонностями, способностями и возможностями. К этому результату учеников необходимо готовить в течение всей школьной жизни, но повышенная ответственность падает на последние классы школы.
В условиях проектной и исследовательской деятельности обучающиеся изучают не только средства, но и практические способы деятельности. Эта сторона проектной деятельности приобретает особую важность в связи с тем, что технологический этап развития производства и общества устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, этических, психологических и других факторов и последствий (П.Р. Атутов).
            Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов становится актуальным в современной системе образования, поскольку является комплексным обучающим методом, позволяющим индивидуализировать учебный процесс и дающим возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, т.к. он позволяет интегрировать знания обучающихся из разных предметных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя новые идеи.
Проблема проектной деятельности школьников не является новой для современного отечественного психолого-педагогического знания. В работах классиков педагогической науки С.Т. Шацкого, Е.Г. Каганова, В.В. Игнатьева, М.В. Крупениной и др., были заложены основы эмпирического анализа проектного метода обучения. Исследования психологических основ проектного обучения рассмотрены в работах выдающихся отечественных психологов (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Ю.Л. Хотунцев и др.).
Проект – это организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – комплекс учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий  обучающихся с обязательной презентацией результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, технологии, техники, культуры. В основе метода проектов лежит умение самостоятельно систематизировать свои знания, развитие познавательных навыков и учебной мотивации обучающихся, развитие критического мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Работа по методу проектов предполагает наличие и осознание проблемы, процесс ее раскрытия, решения, что включает разработку замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое планирование действий, распределение в случае групповой работы  ролей, т.е. определение деятельности каждого участника при условии коллективного взаимодействия и работы в группе. Метод проектов используется и в том случае, когда в учебном процессе возникает исследовательская, познавательная или творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных предметных областей и применение исследовательских методик.
Проекты могут быть реализованы в различной форме:
  • исследовательские (деятельность учащихся направлена на решение исследовательской проблемы);
  • прикладные (с начала работы обозначен результат деятельности, который может быть представлен в виде продукта, созданного на основе полученных результатов исследования, программа действий, презентация, web-сайт, медиапроект, словарь, рекомендации, учебное пособие, мультимедийный сборник и т.д.);
  • информационные (работа с информацией об объекте исследования, явлении, ее анализ и обобщение);
  • креативные (творческие) проекты (перфоманс, инсталляция, арт-объект);
  • социальные (в ходе реализации которых проводятся акции, мероприятия социальной направленности).
 
Тематика проектов выбирается в зависимости от поставленной проблемы, может касаться теоретического вопроса, связанного с изучение одного или нескольких предметов учебной программы с целью дифференцировать процесс обучения, углубить знания отдельных учеников по данному вопросу. Темы проектов могут относиться к  практическим вопросам, актуальным  жизненным ситуациям,  и требующим широкого кругозора обучающихся, их творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний в различных образовательных областях. Особенностью проектов на старшей ступени образования является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая  деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая  рефлексию и осмысление результатов.
Методами обучения школьников проектной деятельности являются как традиционные (наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой), так и нетрадиционные (метод мозговой атаки, метод информационной поддержки, метод информационной недостаточности, метод информационной избыточности, метод временных ограничений, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов, самопрезентация и др.). Метод проектов является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение, вбирает в себя и другие современные технологии, такие, как обучение в сотрудничестве. Положительная специфика данной технологии заключается в том, что она основывается на самостоятельной работе обучающихся, побуждает их к поиску новой информации из разнообразных источников.
Преимущества проектной деятельности заключаются в том, что она позволяет технологически правильно организовать продуктивное взаимодействие учителя с учащимися и учащихся между собой. В психолого-педагогической литературе (Е. С.Полат, И. М. Б.Павлова, А.Сасова, Н. Ю.Пахомова, Дж. Питт, Н. В.Матяш и др.) выделяются три этапа в технологии осуществления проекта: подготовительный, основной и заключительный. Опираясь на различные критерии российские и зарубежные педагоги выделяют различные виды проектов, но все они проводятся по единому плану и должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним.
Подготовительный этап проектной деятельности предполагает поиск и анализ проблемной ситуации, определение проблемы проекта, его цели, планирование предстоящей деятельности. Основной этап проектной деятельности связан с поиском оптимального решения проблемы проекта в соответствии с поставленной целью. На заключительном этапе проектной деятельности происходит реализация и презентация проекта, контроль, анализ, оценка проектной деятельности и ее результатов, рефлексия.
Современные исследования (Е.С. Полат, А.В. Могилев, Е.Н. Ястребцева,
Я.С. Быховский) показывают, что проектная технология наиболее полно проявляет свои позитивные характеристики в рамках технологически обогащенной образовательной среды. Школьная практика успешного внедрения метода проектов в учебный процесс констатирует: высокие результаты в её реализации даёт использование информационно-коммуникационных технологий. Именно они позволяют осуществить доступ к обширной информации, ярко и наглядно представить результаты исследования, увеличить динамику работы над проектом. Такая организация деятельности  способствует воспитанию обучающегося, обладающего информационной культурой и компьютерной грамотностью при условии что человек, использующий компьютер, становится субъектом культуры, её главным действующим лицом.
Применение ИКТ в проектной деятельности помогает обучающимся осваивать разнообразные способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у обучающихся автоматически формируется отношение к компьютеру как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно и интересно.
Необходимость использования ИКТ и интернет-технологий в проектной деятельности  обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. Для того чтобы адаптироваться в жизни, стать компетентным и востребованным специалистом, старшекласснику необходимо научиться самостоятельному исследованию и получению необходимых знаний и умений, научиться использовать для этого возможности ИКТ.
В процессе разработки проекта могут использоваться различные инструментальные программные средства и приложения: системы обработки графики и подготовки презентаций, системы программирования, электронные таблицы,  текстовые редакторы, системы управления базами данных, средства разработки Web-сайтов и др.
Проектная  и исследовательская деятельность эффективна и незаменима в практике современной школы, т.к. она может быть использована в изучении любого предмета, на уроках и во внеклассной работе, дает возможность обучающимся шире  и глубже изучить тему, повысить интерес и мотивацию к учёбе,  значительно расширяет их кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.  
Критерии оценки результатов проектной деятельности:
  • Полнота реализации проектного замысла позволяет оценить, насколько в полученном в результате проектной деятельности продукте реализовались исходные цели, условия, требования к качеству, все ли задачи оказались решены.
  • Социальная значимость – критерий, позволяющий оценить степень потенциального влияния проектного продукта на изменение социально-педагогической, образовательной ситуации, возможность его использования или переноса в другие условия.
  • Соответствие имеющемуся аналогу – планируемый результат, если он изначально соотносится авторами проекта к какому-либо типу аналогичных социальных  продуктов (журнал, газета, сборник, статья) должен соответствовать уровню требований, предъявляемых к данному продукту.
  • Эстетика  оформления результатов проектной деятельности или теоретического решения проблемы.
  • Освоения процедур проектирования, выполнение которых обеспечивает прохождение всех  этапов проектной деятельности и  ведет к получению продукта: умение найти и сформулировать проблему, ставить цели, овладение языком проектирования, способность провести диагностику, составить план действий и др. Наличие индивидуальной положительной динамики (прирост личностных качеств, свойств, характеристик) является показателем результативности проекта. Показатели, соответствующие педагогическим критериям оценки  результата, выбираются и корректируются в зависимости от конкретного вида проектного продукта.
  • Потребность в дальнейшем развитии своего проектного опыта. Если результат проектной деятельности оказывается положительным, социально значимым, то возникают перспективы его продолжения на уровне полученного продукта и межличностных связей. Наиболее значимым результатом проектной деятельности является творческий опыт совместной деятельности, в этом случае можно говорить о достижении использования проектной технологии своей педагогической цели.
  • Социальное партнерство – возникновение межличностных связей в процессе проектной деятельности, их расширение и укрепление свидетельствуют о соци­альной значимости проекта и его результатов и о способности участников устанавливать коммуникативные связи на основе сотрудничества и взаимовыручки. Проектная технологий требует оценки не только конечного результата, но и результатов промежуточных этапов, что позволяет постоянно корректировать ход своих действий.
  • Экспертные оценки – промежуточный контроль и оценка этапов проектирования наблюдателями, аналитиками, экспертами с отчетами по этапам проекта с представлением проделанных процедур и полученных результатов.
  • Рефлексия – оценка удовлетворенности участия в проекте, субъективные ощущения от проделанной работы, желание продолжить опыт участия в проектах.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся и использование ИКТ  позволяют  добиться решения многих задач, встающих перед современным образованием, помогают развитию важнейших для современной жизни компетенций: способности делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями. Именно поэтому на  нынешнем этапе своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие личности учащихся  и  ей созвучны многие идеи метода проектов.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»