Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль рисования в развитии ребенка

Козаченко Константин Александрович,
учитель ИЗО ГБОУ школы № 398
Санкт-Петербурга 
Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тотмомент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем фигурки человечков, животных. Вот и малыши по мере своего развития все также начинают с этих человечков с ручками-ножками в виде палочек. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои рисунки. К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения: Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания - приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
Почему важна стадия каракуль?
Ребенок учится держать в руках тонкий предмет (ручку, карандаш, фломастер) и двигать им, что прекрасно развивает мелкую моторику ручек. Ребенок учится проводить не только линии, но и замыкать их, создавая формы. В детском саду или у каждого дома обязательно нужно проводить беседы об искусстве для детей, поскольку это развивает их как многосторонних личностей, воспитанных, культурно образованных. Те дети, которые стремятся к искусству, меньше подвержены негативному влиянию улицы. Если у человека от природы есть дар к рисованию, он проявится именно в дошкольном возрасте. Таким самородкам просто необходимо покупать книги по искусству для детей, особенно если родители не могут похвастаться художественными способностями. Многое даст ребенку энциклопедия для детей по рисованию, в которой искусство зачастую преподносится весьма доступно — показано, из каких геометрических частей состоит тело животного или человека, как правильно рисовать карандашом и красками. Если упустить этот момент и не развивать дальше у ребенка желание творить, он и во взрослой жизни будет рисовать домики в плоском пространстве, а люди так и останутся человечками-палочками.
Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности. У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей. Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов. Важность уроков рисования в школе Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования. Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни: точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников; без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком; развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику. Тематическое рисование является интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета "изобразительное искусство". В этот вид рисования входит изображение по памяти, выполнение иллюстраций к литературным произведениям, а также сочинение рисунков на заданные сюжеты. Именно этот вид рисования дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное по памяти, а так же с помощью воображения. Этот вид рисования является наиболее творческим, где школьники изображают разнообразные сюжеты и решают сложные композиционные задачи. Тематическое рисование необходимо преподавать в органической связи не только с остальными разделами изобразительного искусства, но и другими школьными предметами. Связь эта выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Из таких дисциплин, как физическая культура, музыка, окружающий мир, литературное чтение и пр. можно почерпнуть много сюжетов для тематических рисунков. Эти предметы дают фактический материал, который ученики могут использовать в создании художественных композиций. Лучшие работы с успехом можно применять потом как наглядные пособия на уроках по различным предметам. Например, литературное чтение дает возможность иллюстрировать басни, сказки, стихи, рассказы и т.д. Темы сюжетных рисунков могут быть одинаковыми для детей начальной и средней школы. В то же время учебные задачи, поставленные пред учащимися, в разных классах будут различны. Отсюда и решение сюжета будет различное, в зависимости от уровня общего развития детей, от запаса накопленных ими знаний. Если с требованиями перспективы правильности цветового, тонового и светотеневого решений и т.д. учащиеся начальной школы знакомятся в элементарной форме, то ученики средних классов имеют больше знаний и от них требуется более углублённая проработка задачи по этим разделам. Каждый из этих разделов имеет большое конкретное содержание, которое необходимо раскрыть перед школьниками, обучить их применять эти знания в тематическом рисовании. Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

                                                                        Список литературы :

                                                 https://scienceforum.ru/2018/article/2018008176
                                                 https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5358/
                                                 https://fruktoviysad.ru/articles/dosug/chto-daiet-risovaniie-dietiam/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»