Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Статья для родителей. Учитель музыки лицея № 533 Грахова Е.В.
«Чем вы занимаетесь на уроке музыки?»
«Чем вы занимаетесь на уроке?», «А мой ребенок не поет, как ему получить хорошую оценку?», «Какие критерии на вашем уроке?» - эти вопросы задают родители учителям музыки. Первое, что звучит в голове учителя – это «А мой ребенок не поет». И сразу хочется крикнуть: «Не поющих людей нет!» Есть упущенные дети, которых не заметили и не помогли развить у них чувство лада, слух, координацию. Но это сделать не возможно на уроках музыки, когда перед тобой сидит целый класс, а урок только один час в неделю. Это удел музыкальных школ, творческих студий. А вот вы, дорогие родители, вкладываете в голову своего ребенка мысль, что им «медведь на ухо наступил». Они с такой мыслью свыкаются, и на уроке поют, не понимая, что исполняют правильно, имея при этом слух и голос. А когда предлагаешь вашим детям записаться в вокальный кружок, то слышишь…, я думаю, вы догадались! И вновь становится обидно, так как ты – учитель, понимаешь, что у ученика прекрасный голос, хороший слух, интонация, а в ответ: «Мама сказала, что голоса у меня нет». Поэтому в школе многие поющие, талантливые дети не поют, стесняются выходить на сцену….А ведь для них школа – это «второй дом», так как большую часть своего времени они проводят именно в нем. Поэтому хочется, чтобы в школе им было уютно и свободно. А что этому способствует? Конечно же, творчество! Уважаемые родители, поддержите в своих детях их творческие начинания, хвалите и направляйте к нам! Пусть они поют, танцуют, рисуют! Ведь это здорово, особенно в наш технический век! А школа вам будет за это благодарна! И особенно мы, учителя музыки, ИЗО, МХК.
Пение – один из ведущих видов деятельности на уроке музыки. Интонационное развитие учащихся идет в хоровой форме. Работа над развитием дыхания, ритма, интонации проходит на уроке в совместном исполнительстве (хоре), поэтому иногда учитель может не заметить поющего ребенка. И оценка за урок в данном случае только на треть зависит от пения.
«А почему у моего ребенка «4», ведь он учится в музыкальной школе?». Этот вопрос задают многие родители. Мой ответ таков: «На уроке ученик не в полной мере показывает свои знания, желание, хотя может быть «правой рукой» учителя, что очень важно». Если в прошлом веке быть помощником учителя было престижно, то сейчас ценности меняются. И еще, программа в музыкальной школе больше всего направлена на теорию в отличие от программы по музыке. На уроках музыки мы учимся слушать, а главное слышать музыку, понимать ее и рассуждать. Ведь музыка предназначена для развития мировоззрения, знакомит ребят с окружающим миром, помогает понять истину, проникнуть духом той или иной эпохи и окунуться в мир мифов и сказаний. Музыка воспитывает ребят так, что они даже сами того не замечают. Композитор всегда стремится насытить музыку мыслями и чувствами волнующие его. Наслаждаясь музыкой, учащиеся проникаются замыслом композитора, сочувствуют его героям, переживают вместе с ним, впитывают в себя все хорошее и справедливое.
«Какое счастье наслаждаться музыкой! Наполняясь искусством, я сам хочу быть лучше и чтобы мы все вместе жили и работали для этого «лучше». Наслаждаться музыкой – это не самоцель, а путь к внутреннему самосовершенствованию во имя жизни».
И.О. Дунаевский
Урок музыки – это интегрированный урок, в котором соединены музыка, ИЗО, литература, история. Поэтому на нем используются беседы, но не только для того, чтобы учащиеся узнали и восприняли то или иное произведение, а еще получили те знания, которые помогут им понять и разобраться в музыке, литературе и других предметах, повысят их интерес и углубят восприятие. Музыкальная литература накопила ряд сочинений, которые полезны в комплексном преподнесении сочетаясь с другими видами искусства. Музыка улучшает понимание художественного образа, эмоционального восприятия, способствует лучшей запоминаемости материала, пробуждая к нему интерес.
«Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным»
З. Кодай
Урок музыки объединяет все элементы, которые входят в единое понятие музыка, музыкальное искусство. Он воспитывает у учащихся умение слышать музыку и размышлять. Все уроки направлены на развитие духовного мира детей, помогают их познанию мира, формируют мировоззрение, воспитывают их нравственность.
«Музыка – это одно из сильнейших орудий воспитания человека»
Д.Д. Шостакович
Цель урока музыки: дать детям разностороннее музыкальное развитие: научить слушать и слышать, прочувствовать эмоционально, разбираться в музыкальных средствах выразительности, развить музыкальный вкус, вокальное мастерство и привить любовь к музыке.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности»
В.А. Сухомлинский
И о критериях для получения оценки на уроке музыки:
Критерии оценки учащегося:
1) индивидуальная;
2) коллективная (в конце четверти, года)
3 критерия оценки:
I. Увлеченность ученика;
II. Активность ученика на уроке;
III. Оценка развития музыкальных способностей (тембр, чистота интонации, ритм), относительно начальных (I,II) четвертей.
Большую роль играют и домашние задания. К ним относятся: рефераты о творчестве композитора, прослушивание музыкальных произведений, творческие индивидуальные и совместные задания, нахождение и выучивание текста песен.
Мне бы хотелось закончить словами основателя программы по музыке, педагога, композитора Д. Б. Кабалевского: “Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому нас учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее и добрее”.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.
Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»
Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А
Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»