Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Блог Экстернат.РФ

Блог пользователей Экстернат.РФ

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

Школа как образовательная экосистема

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 12758
  • Комментариев: 0
  • Подписаться на обновления
  • Печатать

Сегодня можно говорить о высоком темпе развития информационных технологий, экспоненциальном росте объема информации и влиянии этих условий на нашу жизнь, на жизнь современного школьника. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов – а это реальность нынешнего дня – позволяет говорить о появлении предпосылок для развития «экосистемы» образования. Разработчиками ФГОС учтены вызовы современного общества, что нашло отражение в содержании федерального документа, «экосистема образования» определяет единство и сообразность использования управленческих решений, педагогических технологий, технологических подходов. Именно эти аспекты нашли отражение в концепции Школы как образовательной экосистемы, в основе которой лежит положение о том, что основным всеохватывающим построением, определяющим целостный образовательный процесс, является окружающая среда, включающая все научно-технические достижения, и в первую очередь — информационно-телекоммуникационные. Согласно экологическим представлениям экосистема (понятие, введенное А. Тенсли) — это единый природный комплекс, биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Экосистема — сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. В любой экосистеме живые организмы взаимодействуют с любым другим объектом в их совместной окружающей среде. В соответствии с этим положением образовательная экосистема относится к интегрированной среде, где все субъекты образовательного процесса взаимодействуют друг с другом (возможно провести параллель с понятием биоценоза), а также с инновационными продуктами, технологиями, методиками обучения и воспитания, другими элементами образовательной экосистемы, которые определяют условия — биотоп. При этом вместо обмена энергией между компонентами природной экосистемы в образовательной экосистеме подразумевается обмен информацией. Образовательная экосистема облегчает сотрудничество между учащимися и педагогами и является идеальной средой для реализации современной образовательной парадигмы за счет рационального использования комплекса ресурсов. В центре образовательной экосистемы находится учащийся. На обеспечение условий эффективного освоения им требуемого объема компетенций, достижения личностных, предметных и метапредметных результатов, не связанных со временем и местом их предоставления, должны быть направлены действия всех остальных элементов образовательной экосистемы. В такой среде все учащиеся будут иметь возможность обучения 24 в своем собственном темпе в зависимости от индивидуальных возможностей с учетом своих интересов. Таким образом, стимул к получению качественного образования, практическое применение полученных знаний и способов действий, приобретённых умений и навыков формирует именно среда (образовательная экосистема), которая при таком подходе дает возможность обучаемому самому определять образовательную траекторию. Ядром образовательной экосистемы становятся базовые ценности, которые мотивируют участников образовательного процесса. Основными ценностями, на которых строится образовательная экосистема, являются: - инициативность и нацеленность на приобретение новых компетенций; - готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям; - сотрудничество и взаимная ответственность; - креативность; - критическое мышление; - высокая социальная активность и компетентность в осуществлении социальных взаимодействий; - информационная грамотность. Теоретическим обоснованием образовательного процесса становится педагогика партнёрства, сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П.Иванов, Е.И.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.). Учащийся вступает в отношения партнёрства с учителем и другими учащимися в рамках персонализированного образовательного процесса, основанного на совместных завышенных ожиданиях, реализуемых в процессе решения сложных учебных задач. Содержание образования носит практико-ориентированный характер, даётся в контексте конкретной социокультурной ситуации. Социокультурный подход предполагает следующие принципы построения образовательной экосистемы: - основной целью обучения является формирование в процессе реальной деятельности когнитивных, эмоциональных и стратегических (общеучебных) компетенций; - учащиеся — полноправные члены учебного сообщества; - каждый ученик двигается по собственной образовательной траектории, конструируя уникальное знание; - обучение происходит в условиях практико-ориентированной деятельности через взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем и с окружающей средой. Современное общество требует большей адаптивности образовательных систем и технологий к меняющимся запросам человека. Необходимо создать инфраструктуру образования, которая будет актуальной для каждого человека в течение всей жизни.

 

Современная школа должна быть эффективной, а эффективность предполагает стабильность и долгосрочность высоких достижений вкупе с сохранением собственного лица и репутации школы, т.е. необходимо «воспроизводство успешности» всего школьного сообщества. Для этого необходимо перевести внимание с личности конкретного педагога, персоны на коллектив. Осуществить это возможно, если выстраивать работу с учетом нескольких принципов: – поддержка инициатив; – четкий алгоритм реализации конструктивных идей; – установка на получение и закрепление значимых результатов; – приоритет проектно-командных форм работы; – регламентация процессов, автоматизация стандартных операций и автономия в решении творческих задач. В условиях сельской общеобразовательной организации помимо «традиционных» форм работы эффективным инструментом достижения успешности, особенно в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, может стать реализация модели карьерного роста путём введения статусов «педагог-наставник», «исследователь», «эксперт», «методист». Невозможно говорить о повышении эффективности образовательного процесса без учёта индивидуальных способностей каждого школьника. В данном случае школа как образовательная экосистема должна выйти на качественно новый уровень в построении индивидуальных образовательных траекторий, а главное — сформировать потребность в непрерывном самообразовании и самовоспитании. Чтобы успешно выстроить образовательную экосистему, не только соответствующую запросам XXI века, но работающую на опережение, следует учитывать особенности подрастающего поколения. Лавинообразные потоки непроверенной информации, получаемые детьми из всевозможных доступных источников, негативным образом сказываются на здоровье детей. При этом отмечается их гиперактивность, немотивированная агрессия в подростковом и юношеском возрасте. Большая часть школьников не нацелена на чтение. Они способны к многозадачности, но при этом рассеянны. Обладают клиповым мышлением, основанном на визуальных образах, а не на логике. Необходимо объединить ресурсы школы, учреждений дополнительного образования детей с ресурсами Интернета для непосредственного участия в формировании сетевых образовательных продуктов и использования уже имеющихся ресурсов социализации. Современная ситуация позволяет констатировать: необходимо развивать альтернативные формы образования, внедрять программы дистанционного обучения детей. За счёт этого можно будет решить другие задачи, стоящие перед образованием — сокращение количества учащихся, стабильно демонстрирующих низкие образовательные результаты, посредством их перехода в статус успешных школьников, повышение функциональной грамотности учащихся.

0
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 623 имени Ивана Петровича Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга.
Руководитель опытно-экспериментальной площадки, учитель биологии. методист.
Кандидат биологических наук.
Последние записи автора

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Среда, 27 ноября 2024

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»