Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи, Таким образом, использование речевых игр в музыкальной деятельности позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895- 1982гг.) Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России, решая следующие задачи:

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками).Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных(«шуршалок», «звенелок», «скрипелок»).

Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту детей легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества- песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные.

Особо внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, и так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его звучанию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

 Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной речи в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков.