Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Блог Экстернат.РФ

Блог пользователей Экстернат.РФ

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

«Методы и приемы арт-терапии в современном образовательном процессе»

Арт-терапия – терапия искусством, не предназначена сделать всех художниками, поэтами или музыкантами.

Главная задача направлена не во внешнее окружение, а наоборот во внутрь человеческой природы, для раскрытия творческих способностей, возможностей, понимания своего предназначения. Она способствует развитию памяти, мышления, внимательности, уверенности в себе, стабилизации нервной системы, нейтрализации эмоционального негатива.

Арт-терапия  – это созидательная деятельность. Занимаясь ею,  человек производит некий продукт  - результат (материальный), получает удовольствие, положительные эмоции, либо выплёскивает негатив: мысли, чувства и таким образом успокаивается.

В символической, художественной форме конфликтная, раздражающая ситуация находит своё разрешение.

Через искусство человек, как бы проникает вглубь себя, идёт процесс самопознания, он способствует раскрытию подсознательных проблем. Познав себя настоящего, человеку проще общаться с другими людьми.

Арт-терапия – одна из разновидностей психотерапии. Она с успехом применяется в работе, как со взрослыми, так и с детьми, особенно с неврозами, тревожностью, низкой самооценкой, нарушениями в общении, пост. травматическими синдромами.  

Арт-терапия в детских образовательных учреждениях - это один из методов развития и корректирования с помощью художественной деятельности. В этой деятельности больше используется не вербальное общение, а язык пластики, эмоции. Это важно при работе с детьми, которым трудно выражать словами своё состояние.

Арт-терапия имеет много разных частных форм.

1. Игровая терапия.

2. Хореотерапия (ритмика)

3. Кинезатерапия (танцевально двигательная)

4. Сказкотерапия

5.  Имаготерапия (театр)

6. Изотерапия (рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство)

Начинать заниматься изо-терапией можно с самого раннего возраста, так как она развивает познавательную деятельность, пополняется словарный запас, развивается сенсорика, общая и мелкая моторика, повышается самооценка, гармонизируется эмоциональное состояние ребёнка.

В детском учреждении доступными видами арт-терапии являются:

1. Цветотерапия – разноцветные игрушки, мебель, разноцветные фоны, игры в сухом бассейне.

2. Водотерапия – игры с водой.

 

4. Танцевально-двигательная – танцы на музыкальных занятиях.

5. Сказка терапия – прослушивание сказок, инсценировок, игры-драматизации по сказкам

6. Песочная терапия – игры с песком

7. Изотерапия

Владея информацией о воздействии того или иного цвета на психику ребёнка педагог может осуществлять воздействие и коррекцию на его поведении.

Малоактивным, вялым детям в учебно-образовательном процессе лучше использовать пособия и игрушки ярких красных, оранжевых, жёлтых оттенков.

Детям агрессивным, подвижным предлагать задания и упражнения с холодными зелёными и синими тонами.

Все дети любят играть с водой, она даёт ребёнку приятные ощущения, эмоционально раскрепощает, активизирует  и развивает различные рецепторы, таким образом отвлекает от состояния тревожности, напряжения детей с трудностями адаптации.

Игра является основным видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте и поэтому имеет сильнейшее влияние на формирование личности ребёнка, она формирует его поведение и способствует его социализации.

Музыка – терапия – развивает творчество, фантазию, креативность, это хороший метод психокоррекции, она повышает интерес к миру, развивает внутреннюю культуру,

В изотерапии с детьми хочется остановится на :

1. «Живописи с помощью пальцев». Этот вид живописи успокаивает и расслабляет, помогает выражать эмоциональное состояние ребёнка. Необходимо заранее подготовить – накрыть клеенкой стол, одеть ребёнку фартук, приобрести легкосмывающиеся краски. Рисовать нужно вместе с ребёнком, обязательно комментируя свои действия и расспрашивая ребёнка о том, что он рисует. Растекаясь и переливаясь краски будут отражать  внутреннее состояние ребёнка и способствовать его внутренней гармонизации.

2. Работа с глиной также доставляет ребёнку большое удовольствие. Идёт активизация акупунктурных точек на ладонях рук. Это позволяет снять стресс. Ребёнок сам может контролировать силу нажатия на материал. Задание можно выполнять с закрытыми глазами (глина холодная, тёплая, мягкая, сухая).сожми, погладь пальцами, ладошкой, сделай пальцем дырочки).

Пошлёпай  по глине, оторви кусочек, сделай колобок, бублик, змею …

Аналогичны игры с пластилином, тестом.

Во время лепки можно читать сказку. Предложить ребёнку слепить понравившегося героя.

Также детское развитие невозможно представить без игр  с песком, начиная с элементарных игр в песочнице с куличиками.

При взаимодействии с песком :

1. Стабилизируется эмоциональное состояние.

2. Развивается мелкая моторика, тактильная чувствительность, которые влияют на формирование центра речи в мозгу ребёнка, а также внимания и памяти.

Игры с песком на ровной поверхности предполагают:

Рисование ребром ладони, кончиками пальцев, всей ладонью, кулачком.

Можно рисовать любые линии: прямые, зигзагообразные, точечные.

Надо стараться найти в причудливых узорах сходство с предметами окружающего мира.

Можно группировать пальцы по 2,3,4,5.

Играть по песку, как на пианино, или клавиатуре компьютера.

Для игр с песком в помещении необходимы:

1. Деревянный водонепроницаемый ящик

2. Хорошо просеянный и промытый песок

3. вода (в лейке или кувшине)

4. ведёрко или тазик для смывания песка.

Период дошкольного детства – это быстро заканчивающейся промежуток времени? за который ребёнок должен много узнать и многому научиться.

Арт-терапия

 

 

В это время творчество для ребёнка это и есть его жизнь, это его реальность, его «язык», с помощью которого он может о себе рассказать. В отличие от взрослого, усматривающего в творчестве что-то рациональное – ребёнок живёт чувствами. Для него важнее что он сделал, а не как (красиво или не очень). Поэтому для него выражение в творческой деятельности является естественным и даже необходимым условием для ощущения себя счастливым и понятным.  

Просмотров: 7904

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Довольно часто приходится сталкиваться с рассуждениями, в которых многие ставят под сомнение существование зависимости качества высшего образования от расходов на подготовку студента. Казалось бы, была бы умная книга, а по современным меркам, ноутбук с Интернетом, квалифицированные преподаватели и мало-мальски достойная стипендия – этого вполне достаточно для того, чтобы студент имел возможность получить достойное образование, однако, специалисты ЮНЕСКО попытались найти подтверждение обратному. В России образовательные процессы регулируются новым законом об образовании (ФЗ-273).

 Они провели исследование, суть которого заключалось в подсчете расходов мировых университетов на одного студента. Оказалось, что это сумма равна 13 тысячам долларов в год, а в ведущих университетах мира она достигает и вовсе заоблачной отметки в 300 тысяч долларов в год! Рекордсменом по бюджету высшего образования является США, где ежегодно в казну ВУЗов поступает более 800 миллиардов долларов. Обращаем ваше внимание на то, что речь не идет о тратах государства, но в целом о бюджете образования, в том числе, о сумме, которую платят за него студенты.

 Меньше всего денег на систему высшего образования тратится в Финляндии – примерно 10 миллиардов, правда, и разница в численности населения между отмеченными странами огромная: 316 миллионов в США и 5.5 миллионов в Финляндии. Что же касается России, то, скажем так, бюджет высшего образования в нашей стране составляет без малого 87 миллиардов долларов.

 Каково качество образования при таких цифрах, спросите вы? На самом деле, если брать за критерий качества результаты математических тестов, то Россия и США находятся примерно на одном уровне, набрав 476 и 479 баллов из 600, соответственно. А вот лидером по результатам математических тестов является, не удивляйтесь, Финляндия, где этот результат равен 547 баллам! Вы еще больше удивитесь, когда узнаете, что в этой стране до 7 класса детям не выставляют оценки, а также меньше, нежели в других европейских странах задают домашнее задание, проводят тесты и экзамены. Вот, как говорится, и делайте выводы.

Просмотров: 7485
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized
Графический редактор Paint

Назначение: Предназначен для построения простейших графических изображений
      Запуск: Пуск/Программы/Стандартные/Paint
 

Цели уроков:
 работа над изучением возможностей графического редактора Paint;
• знакомство с назначением элементов панели инструментов;
• совершенствование навыков работы в графическом редакторе Paint;
• закрепление полученных знаний на практике;
• развитие творческих способностей.


Панель инструментов:


 Кисти
Чтобы открыть весь набор кистей – щёлкните стрелку внизу инструмента «Кисти». И откроется весь набор кистей, имеющийся в программе Paint.

 Толщина

Для выбора – просто щёлкните нужную художественную кисть. А затем щелкните стрелочку под разделом «Толщина» и выберите размер, определяющий толщину мазка кисти.
Просмотров: 7250
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized
Просмотров: 6982
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

 

«Использование элементов арт – терапии в работе педагога"

 

Современная образовательная программа рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность обучающегося, а педагогический процесс профессионального образовательного учреждения должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого обучающегося, сохранение его уникальности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

 

В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровье сберегающий подход, как терапия искусством.

 

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

 

    Арт-терапия  включает в себя:

 

  • изотерапию– терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а также работа с репродукциями, различным художественным материалом – глиной, пластилином, соломой (декоративно прикладное искусство) и т.д.;

 

• музыкальную терапию – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;

 

•драматерапию– воздействие через театр, образы, а также использование готовых материалов (фильмы, спектакли);

 

•сказкотерапию– метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

 

•кинезитерапию– это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально-двигательная терапия;

 

•фототерапию –  применение фотографии (слайдов) для развития и гармонизации личности, а также работа с готовыми фотоматериалами или создание оригинальных авторских снимков;

 

•песочную терапию – форма активного воображения, предполагающая игру с песком и миниатюрными фигурками, что, в свою очередь, позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии.

 

Богатое многообразие видов арт-терапии вызвало большой интерес в практической работе педагога – психолога и повлекло к созданию отдельных зон: песочной терапии; изотерапии; музыкальной терапии; сказкотерапии; драмотерапии; кинезиотерапии, в специально организованных условиях. Создание специально организованных условий в одном пространстве, которое позволяет не только реализовать все поставленные задачи перед специалистом, а также интегрировать несколько терапевтических областей в одном образовательном процессе.

 

В ОУ создаются условия с учетом возрастных особенностей и с учетом используемых технологий, в данном случае арт-терапия, для работы с обучающимися и их родителями.

 

Каждое направление подразумевает под собой создание зоны работы с тем или иным видом арт-терапии, рассмотрим более подробно:

 

1. В зоне изотерапии с помощью манипуляции с предметами практические действия интериоризируются, т.е. переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, подросток производит продукт, отображая в нем впечатления и жизненный опыт, который он принимает или отвергает. Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

 

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.
  3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.
  4. Проработать мысли и чувства, которые подросток  привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями, развивают способности к восприятию.
  7. Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

 

2. Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Создание зоны музыкальной терапии, основанный на целительном воздействии музыки, на психологическое состояние обучающегося, развитию коммуникативных навыков, выражению подавленных или «трудных» для выражения чувств.

 

3. Драматерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Проигрывание экспрессивных этюдов помогает решать различные проблемные ситуации. Помимо развития креативности, у подростков появляется уникальная возможность расширения своего сознания, расширение диапазона поведенческих стратегий, отработка новых, более креативных способов взаимодействия с миром и с другими, а также работать в коллективе.

 

4. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личностиобучающегося. По этому в данной зоне в работе со сказкой, которая позволяет решить несколько задач одновременно развивать речь, внимание, память, воображение, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности молодых людей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций. Сказка позволяет развить у подростков умение чувствовать и понимать другого,  воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого, а также  повышает самооценку, их уверенность в себе.

 

5. Тело человека создано для движения, которое естественно, как дыхание, так как в природе все совершает движения. По этому мы не могли обойти стороной такое направление как кинезиотерапия. Создание зоны кинезиотерапии, где используются элементы танцевальной терапии, осуществляются взаимоотношения между движением и эмоциями. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы подростка и является профилактическим методом в работе с обучающимися 1 курсов период адаптации к техникуму.

 

Особое значение арт-технологий для развития обучающихся заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед подростками творческую задачу, давать обучающемуся задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с тревожными, замкнутыми подростками и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

 

При выполнении творческих заданий у обучающихся возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт.

 

Проведя мониторинг развивающей работы за период с сентября 2009 по декабрь 2010 года, мы увидели положительную динамику в развитии наших учащихся в психоэмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии. Использование арт-терапевтических технологий позволило психологу помочь обучающемуся справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

 

Таким образом, арт-терапия  в профессиональном образовательном учреждении – это не просто метод коррекции и развития обучающегося посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с обучающимися КАТТ.

 

Просмотров: 7017

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 739 гостей и нет пользователей