«Великолепные неудачники», или «Неудачливый учитель?»
Эссе
На Соломоновых полях,
когда аборигены желают
очистить участок леса под свои поля,
они не срубают деревьев,
просто собираются вместе и ругаются на них.
Через несколько дней деревья увядают и умирают.
Рам Никум
Почему я должна тратить свои силы и нервы на бездарных детей, которые не хотят ничего знать и понимать? У ребенка проблемы с освоением школьной программы, ему нужно учиться в специализированной школе, он просто не способен заниматься с нормальными учениками. Имеет право?! О, большинство педагогов разделят мои чувства, даже в Индии.
Когда в голове возникают подобные мысли, учителю необходимо посмотреть индийский фильм «Звездочки на земле» (режиссер Аамир Хан), и если в конце он не плачет, не раскаивается в своих заявлениях, то нужно срочно менять работу. Такой педагог будет глубоко несчастлив, даже с послушными, умными детьми.
«Школа – это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы». Изречение Р. Ингерсолла не имеет отношения к учебному учреждению, а напрямую относится ко мне - неудачливому учителю, с учениками – вампирами, ежедневно сосущими кровь. И как бы я ни кричала, ни топала ногами, ни грозила деревянным амулетом-указкой, избавиться от этой беды не получается. Кто-то посоветовал держать их на расстоянии – в самой глубине класса, и лучше по отдельности, чтобы они не напали на меня вдвоем, ибо тогда мне придется направить всю свою мощь против них, а в это время здоровые дети заразятся их безумием. И наступит хаос.
Мне стыдно. Печально, я забыла свои мечты: изменить мир к лучшему, сделать его добрее и прекраснее, помочь детям, нуждающимся в признании, заботе. Каждый по - своему уникален и талантлив, нужно только это увидеть. Сердцем.
Рам Никумб учитель рисования один из главных героев «Звездочки на земле» в конце фильма подхватывает своего ученика, споткнувшегося на пути за своей наградой. Этот эпизод отражает главную идею всего фильма: педагог-опора и поддержка каждого ребенка. Никумбу удалось удержать от гибели маленького восьмилетнего Ишана. Этот мальчик отличался от всех остальных детей. Он с трудом выполнял то, что с легкостью давалось остальным, не мог читать, писать, и оставался на повторное обучение. Педагоги его ругали и били, дети смеялись над ним, родители считали, что это проявление упрямства и баловства. В наказание его отправляют в интернат. Одиночество разрушает мальчика. Прежде озорной ребенок, улыбчивый, перестает общаться, играть, рисовать, впадает в депрессию. Ишан страдает редким заболеванием – дислексией. Рам Никум — единственный, кто понимает этого ребенка. Рам ставит перед собой цель изменить жизнь мальчика и отношение к нему. «Среди нас порой рождаются такие дарования, что им под силу изменить курс истории, и все это благодаря их нестандартному мышлению, над ними смеялись, их не понимали, но в результате мир им рукоплескал», - учитель рассказывает детям о многих великих людях, которые тоже сталкивались с трудностями в детстве: Леонардо да Винчи, А. Эйнштейн, Т. Эдисон, А. Кристи, и др. Этот урок вдохновляет Ишана, придает ему сил. Очень мудрый совет даёт учитель рисования отцу мальчика: «Забота - это целительная сила, она словно ладонь, успокаивающая боль. Ребенок чувствует себя уверенным, если знает, что о нем заботятся, никогда не помешает просто без всякого повода приобнять его, поцеловать, просто для того, чтобы дать ему знать, он - любимое дитя». Эти слова очень трогают и проникают в глубину сердца. Когда отец увидел, сына читающего объявление, то не решился к нему подойти. Стоял в стороне и плакал, осознавая, насколько был жестоким и несправедливым к собственному сыну. В конце учебного года, благодаря усилиям неравнодушного Рама Никума, успехами Ишана восторгалась вся школа.
Не хочу стоять в стороне! Если звезды на земле появляются – значит - зажечь их было кому - то под силу.