Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, для усвоения школьной программы.
Произносительная сторона речи формируется в дошкольном возрасте.
При нормальном развитии речи к пяти-шести годам исчезают физиологические особенности звукопроизношения детей.
К семи годам ребенок хорошо произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью. Л.С. Выготский писал:
"... Ранний возраст сенситивен во всем" - сенситивный период речевого развития - это три первых года жизни ребенка.
2-3 года - период осмысленной речи, ребенок в этот период пытается соединить 2 слова, но это еще не настоящие фразы.
Активизация речевого механизма 3-5 лет. В этот период дети овладевают словами, в которых присутствуют суффиксы, приставки, окончания.
Речь 5 - летнего ребенка должна стать развернутой (не только диалогической - ответы на вопросы, но и монологической).
В данный период речевого развития функционально активны все речевые зоны мозга, которые обеспечивают предметно - образно - логическое содержание высказываний.
К 3 годам у ребенка накапливается база для развития всех видов мышления.
В этом основную роль играет речь.
В 5 лет преобладает наглядно - образное, чувственное, правополушарное мышление.
Игра, сказка - основные стимулы умственной деятельности дошкольника.
Ребенок формируется в движении - это когда он видит, думает, рассуждает.
М. Монтессори - "условия чрезвычайно важные на одной стадии развития, становятся неэфективными или даже нежелательными в более поздний период."
В коррекционно - логопедической работе следует применять приемы здоровьесберегающих технологий.
Самомассаж в "сухом бассейне" способствует:
1. Стимуляции тактильных ощущений.
2. Нормализации мышечного тонуса.
3. Формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, речевой деятельности, способствуют игры и упражнения:
1. потешки, стихи, считалки.
2. пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон.
Дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность:
- кинезиология - стимулирует интеллектуальное развитие, моторику.
- песочная терапия.
- шариковые массажеры.
- логопедическая ритмика.
- сказкотерапия.
- игротерапия (артикуляционная гимнастика: "Сказка о веселом язычке"
.
Использование здоровьесберегающих технологий помогают достичь в коррекционной работе положительных результатов.
Нарушения речи, связанные с фонетико - фонематическим недоразвитием, проявляется в заменах звуков и букв при обучении чтению и письму, поэтому требуется длительная работа по развитию фонематического восприятия и формированию звукового анализа в дошкольный период при подготовке ребенка к школе. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей должна включать развитие фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя языка.