Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Бутина Светлана Борисовна
     
3070
-
Бутина Светлана Борисовна
ГБОУ школа №118 Выборгского района
Начальное образование
Учитель начальных классов
Закончила РГПУ им. Герцена в 2001 году. Стаж работы с детьми 6 лет. В 118 школе г. Санкт-Петербурга работаю с ноября 2010 года. У меня очень хороший класс и ответственные родители. Мы посещаем музеи, праздничные мероприятия и уроки по безопасности.
Санкт-Петербург
-
-
 ТипРазмер 
Мой класс33.37 KBs
Фан Сити33.27 KBs
Педагогический состав31.57 KB
Мастер-класс учителей36.52 KBs
День Учителя Фан Сити36.56 KBs
ГПД27.59 KBs
Мои будущие первоклассники.43.95 KBs

Написать сообщение в гостевую книгу и выставить рейтинг могут только члены нашего сообщества
Если Вы не являетесь членом нашего общества, но хотите оставить сообщение, вы должны зарегистрироваться

Имя Entry
Сорокина Виктория Викторовна

Сорокина Виктория Викторовна
Created On: 06/02/2019 23:31
     

Уважаемая Светлана Борисовна. Не могли бы Вы поделиться программой по внеурочной деятельности для 1 класса.Буду благодарна за помощь. Спасибо
Feedback from Бутина Светлана Борисовна: ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
«ЛЕСНАЯ МАТЕМАТИКА»

Пояснительная записка

Рабочая программа (авторская) курса «Лесная математика» составлена на основе ФГОС НОО, Примерной программы начального образования по математике для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), программы общеобразовательных учреждений автора В.Н.Рудницкой «Математика 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века»), программы общеобразовательных учреждений авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких «Математика 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа 2100»).
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком – основной формой учебного процесса – в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.
Интегрированная программа для 1 класса «Лесная математика» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы. Внеурочные занятия развивают интерес к изучению математики и окружающего мира, формируют творческие способности школьников.
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретенные при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом для обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе предмет «математика» является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особенное значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Курс «Лесная математика» дополняет и расширяет математические и природоведческие знания, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет использовать полученные знания на практике.
Основными целями изучения интегрированного курса «Лесная математика» являются:
- углубление и расширение знаний по указанным предметам;
- развитие интереса учащихся к окружающему миру, формирование их математических способностей;
- привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Программа определяет ряд задач:
- содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
- способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
- прививать любовь к предмету;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску;
Формировать представление о математике кА форме описания и методе познания окружающего мира.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических и природоведческих знаний, связей математики с окружающей действительностью, а также личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностью построения программы «Лесная математика» является то, что в нее включено большое количество заданий, которые способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания, пространственного воображения.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа внеурочной деятельности «Лесная математика» направлена на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Значительное внимание программа предполагает и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы в рамках данной программы организация деятельности способствует формированию и развитию универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах.
Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в первом классе ( 1 час в неделю, всего 33 часа).
Принципы проведения занятий:
1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
4. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.

Планируемые результаты освоения курса «Лесная математика»

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,

метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установка на бережное отношение к природе, понимание красоты окружающего мира.

Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и
способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Наличие мотивации к творческому труду.

Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Предметные результаты
Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих

предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы).

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры,


работать с таблицами, цепочками; представлять, анализировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (выбор верного ответа, построение фигур, работа
составом чисел на основе предметов).

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
1. текущий - позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности». По окончании всего курса учитель имеет возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированности компетентностей каждого учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей;
2. итоговый - в виде заданий на последнем занятии;

3. самооценка - фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».
Ожидаемые результаты освоения программы

результате изучения курса «Лесная математика» обучающиеся получат возможность закрепить:

1. названия и последовательность чисел от 1 до 20, разрядный состав чисел от 11 до 20;

2. название компонентов и результатов действий сложения и вычитания, зависимость между ними;

3. переместительное свойство сложения;

4. таблицу сложения и вычитания в пределах 20;

5. сложение и вычитание с числом 0;

6. единицы измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);

7. способы сравнения и измерения фигур;

8. названия геометрических фигур.

Обучающиеся будут уметь:
1. выделять признаки предметов: цвет, форму, размер;

2. выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака и объединять группы предметов в большую группу на основе общего признака; ч сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 20;

3. решать простые задачи на нахождение суммы, остатка, увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение;

4. решать задачи в два и более действия на сложение и вычитание;

5. использовать знания для решения заданий;

6. определять длину отрезка;

7. узнавать плоские и объемные геометрические фигуры;

8. изображать плоские геометрические фигуры;

9. конструировать из геометрических фигур: собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;

10. ориентироваться в пространстве;

11. проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
12. строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;

13. анализировать и решать логические задания;

14. осуществлять самостоятельный поиск решений;

15. последовательно рассуждать, доказывать.
Обучающиеся узнают:

1. о растениях леса;

2. о животных леса;

3. о правилах поведения в лесу;

4. о роли леса в жизни человека.




Содержание курса

Математика (33 часа)

Признаки предметов
Свойства предметов: цвет, форма, размер. Выделение предметов из группы по заданным

свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы в соответствии е указанными свойствами.

Пространственные и временные отношения
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости, их характеристика (выше-

ниже, слева-справа, за-перед, между, вверху-внизу, больше-меньше, толще-тоньше, короче-длиннее). Порядок следования событий: раньше-позже.
Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки «1→››, «1 ↓», указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Числа и операции над ними
Числа от 1 до 10

Числа от 1 до 9. Счёт предметов. Нумерация чисел. Запись чисел от І до 10. Число ноль. Состав чисел от 2 до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Числа от 11 до 20
Нумерация чисел от 11 до 20. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение чисел и их последовательность

Арифметические действия в пределах 20
Слежение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических

действий. Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата.
Величины и их измерение
Величины: масса, объём. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм),

вместимости (литр).

Текстовые задачи
Задача. Структура задачи. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных

искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или на схеме, для ответа на заданные вопросы. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на ...››, «меньше на ...››. Текстовые задачи на разностное сравнение. Решение сложных текстовых задач в несколько действий. Составление и решение взаимообратных задач. Решение логических и нестандартных задач.

Геометрические фигуры Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок,

многоугольники (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.), круг, овал.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар, конус.
Конструкторы: «Танграм» - древняя китайская головоломка, «Волшебный квадрат».

Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр).

Измерение длины отрезка. Площадь. Измерение площади с помощью мерок.

Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин.

Представление информации в виде таблицы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Курс «Лесная математика» является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру. Указанное ниже количество часов распределено по темам занятий.

Окружающий мир. Лес и его обитатели

Растительный мир леса

Съедобные и ядовитые грибы. Этажи леса: травы, кустарники (лиственные и хвойные), деревья (лиственные и хвойные). Лекарственные и ядовитые растения. Цветочные часы.

Животный мир леса
Кто где живёт. Насекомые в лесу. Лесные птицы. Лесные звери (медведь, лось, лисица, белка,
заяц, волк, ёж). Птичьи часы. Лесное болото. Живые барометры.

Территории леса. Охрана леса
Леса России. Правила поведения в лесу.

Итоговое занятие
Учебно-тематический план


Наименование тем
Всего
часов
1.
Признаки предметов
1
ч
2.
Пространственные и временные отношения
1
ч
3.
Числа от 1 до 10
6
ч
4.
Числа от 11 до 20
2
ч
5.
Арифметические действия в пределах 20
8
ч
6.
Величины и их измерение
1
ч
7.
Текстовые задачи
6
ч
8.
Геометрические фигуры
5
ч
9.
Геометрические величины
2
ч
10.
Итоговое повторение
1
ч

Итого:
33 ч

































Дата
Тема занятия
Основные виды учебной
Планируемые предметные
Универсальные



деятельности
результаты
учебные действия




изменения материала

1

Лесные полянки.
Знакомиться с курсом «Лесная
Сравнивать предметы по размерам;
Осваивать роль ученика.


Сравнение
математика››. Распределять
выделять как основание
Развивать мотивы учебной


предметов.
предметы на группы по общим
классификации такие признаки
деятельности и формировать


Признаки
признакам: цвет, размер, форма;
предметов, как цвет, форма, размер;
личностный смысл учения.


предметов.
формулировать результаты
выделять часть предметов из
Определять учебную задачу на



сравнения с использованием
большей группы на основании
занятии в диалоге с учителем



слов: выше/ниже, толще/тоньше,
общего признака (видовое отличие),
и одноклассниками.



длиннее/короче, шире/уже,
а также объединять группы
Высказывать своё предположение



больше/меньше.
предметов в большую группу
(версию).



Находить лишние предметы в
(целое) на основании общего
Ориентироваться в рабочей тетради.



группах, объединенных по
признака (родовое
Организовывать своё рабочее место



общему признаку.
отличие); применять
под руководством учителя.



Конструировать из геометрических
полученные ранее знания в
Анализировать и сравнивать



фигур объекты, различные по
измененных условиях.
предметы, геометрические



размеру.

фигуры, выявлять и выражать в





речи признаки сходства





и различия.





Контролировать свою деятельность:





обнаруживать и исправлять ошибки.
2

В лес по грибы.
Называть числа в порядке их
Использовать приобретённые
Ориентироваться в рабочей тетради.


Числа от 1 до 5.
следования при счёте.
математические знания для
Организовывать



Решать примеры на сложение и
описания окружающих предметов, а
своё рабочее место под



вычитание чисел от 1 до 5 с
также оценки их
руководством учителя.



использованием числового ряда
количественных отношений;
Уметь в рамках совместной учебной



(предыдущее, последующее число).
овладевать основами счёта от 1 до 5,
деятельности слушать других.



Дорисовывать предметы до
а также прикидкой результата и его
Использовать математическую



указанного числа.
оценки; выполнять арифметические
терминологию в устной и



Обнаруживать ошибки в
действия с числами в пределах 5;
письменной речи.



соответствиях между числом и его
применять полученные ранее знания
Актуализировать свои знания для



количественным составом.
в изменённых условиях;
успешного выполнения



Выполнять маршрут
знакомиться с некоторыми
арифметических вычислений.









передвижения: точка
названиями лесных
Замечать и исправлять свои ошибки



начала движения;
грибов.
и ошибки одноклассников. Уметь



число, стрелки 1→ 1↓, указывающие

проводить самооценку на основе



направление движения. Проведение

критерия



линии по заданному

успешности учебной деятельности.



маршруту (алгоритму): путешествие





точки (на листе в





клетку).





Выполнять штриховку предметов





горизонтальными линиями.





Знакомиться с некоторыми





названиями лесных грибов.


3

Цветочные часы.
Определять временные отношения с
Использовать приобретённые
Спокойно относиться к ошибке как


Пространственные
помощью понятий «раньше -
математические знания для
«рабочей» ситуации, требующей


и
позже». Определять
описания окружающих предметов, а
коррекции; вера в


временные
пространственные отношения между
также оценки их пространственных
себя.


представления.
предметами с помощью понятий
и временных отношений; овладевать
Проявлять интерес к способам



«справа - слева», «перед - после»,
основами
решения новой частной учебной



«между». Определять строки и
счёта от 1 до 5, а также проводить
задачи. Актуализировать



столбцы таблицы.
прикидку результата и его оценки;
свои знания для успешного



Сравнивать числа от 1 до 5 с
устанавливать местоположение
выполнения заданий на сравнение



использованием числового ряда
предмета в таблице; применять
чисел. Использовать



(число меньше, если оно встречается
полученные ранее знания в
математическую терминологию в



раньше при счёте, и
изменённых условиях; знакомиться с
устной и письменной речи.



наоборот). Выполнять маршрут
цветочными часами.
Контролировать свою деятельность:



передвижения. Точка начала

обнаруживать и исправлять ошибки.



движения; стрелки 1→ 1↓,





указывающие направление





движения. Проведение линии по





заданному маршруту (алгоритму):





путешествие точки (на листе в





клетку). Знакомиться с цветочными





часами.


4

Птичьи часы.
Вставлять пропущенные числа в
Использовать приобретённые
Актуализировать свои знания для








Геометрические
числовые выражения на основе
математические знания для
успешного выполнения заданий на


фигуры.
знания состава чисел от 2 до 5.
описания окружающих предметов;
состав чисел.



Определять временные отношения с
овладевать основами образного
Выделять числовые данные и цель –



помощью понятий «раньше -
мышления и пространственного
что известно, что требуется найти,



позже». Рисовать по клеткам фигуру
воображения на основе умения
проверять результаты



по указанному образцу.
различать геометрические
вычислений.



Распознавать геометрические
фигуры, а также узнавать их; знать
Выполнять умственные операции



фигуры, такие как: точка,
состав чисел от 2 до 5; применять
анализа и синтеза для выполнения



прямая и кривая линия, ломанная,
полученные ранее знания в
заданий логического характера;



отрезок, а также узнавать
изменённых условиях; знакомиться с
устанавливать закономерности и



знакомые фигуры. Решать задачи на
птичьими часами.
использовать их при выполнении



нахождение целого с опорой на
.
задании.



предметные картинки.

Использовать математическую



Выполнять логические задания на

терминологию в устной и



продолжение закономерности ряда

письменной речи.



предметов.

Контролировать свою деятельность:



Рисовать объекты с помощью

обнаруживать и



геометрических фигур.

исправлять ошибки.



Знакомиться с птичьими часами.

Умение с достаточной полнотой и





точностью выражать свои мысли в





соответствии с задачами и





условиями коммуникации
5

В лес по ягоды.
Читать, записывать и сравнивать
Сравнивать любые два
Актуализировать свои знания для


Равенство.
числа от 0 до 5; проверять
числа от 1 до 5 и записывать
проведения простейших


Неравенство.
результаты вычислений;
результат сравнения, используя
математических доказательств.



обнаруживать ошибки при
знаки ˃,˂,=; применять полученные
Контролировать свою деятельность,



сравнении чисел. Сравнивать числа,
ранее знания в изменённых
адекватно воспринимать указания на



используя понятия
условиях; знакомиться с лесными
ошибки и исправлять найденные



«равенство», «неравенство».
ягодами.
ошибки.



Выполнять маршрут передвижения.

Оценивать собственные успехи в



Точка начала движения; число,

Вычислительной деятельности.



стрелки 1 → 1↓, Указывающие

Сопоставлять информацию,



направление движения. Проведение

представленную в разных видах;



линии по заданному маршруту

высказывать свое мнение при









(алгоритму): путешествие точки (на

обсуждении задания.



листе в

Замечать и исправлять свои ошибки



клетку). Выполнять рисунки по

и ошибки одноклассников. Уметь



памяти.

проводить самооценку на основе



Знакомиться с некоторыми

критерия



названиями лесных ягод.

Успешности учебной деятельности.
6

Лесные этажи.
Воспроизводить последовательность
Использовать приобретённые
Определять учебную задачу на


Числа от 1 до 10.
чисел от 1 до 10 как в прямом, так и
математические знания для
занятии в диалоге с учителем и



в переносном порядке, начиная с
описания окружающих предметов;
одноклассниками.



любого числа.
овладеть основами счёта от 1 до 10 в
Актуализировать свои знания для



Определять место каждого числа в
прямом и обратном порядке, а также
успешного выполнения заданий на



этой последовательности.
прикидки результата и его оценки;
воспроизведение



Выполнять различную штриховку
выполнять арифметические действия
последовательности чисел.



предметов.
с числами в пределах 10; применять
Анализировать условие задачи



Решать задачи на нахождение целого
полученные ранее знания в
(выделять числовые данные и цель –



с опорой на предметные картинки.
изменённых условиях; знакомиться с
что известно, что требуется найти).



Знакомить с лесными этажами.
лесными этажами.
Контролировать свою деятельность,





адекватно воспринимать указания на





ошибки и исправлять найденные





ошибки.
7

Лиственные
Составлять по рисунку примеры по
Использовать понятия «увеличить на
Выделять числовые данные и цель -


деревья.
заданному условию,
…», «уменьшить на ...›› при
известно, что требуется найти,


Увеличить
находить результат
составлении числовых выражений;
проверять результаты вычислений.


(уменьшить) на …
вычислений.
восстанавливать натуральный ряд
Устанавливать закономерности и



Анализировать условие задачи;
чисел от 1 до 10;
использовать их при выполнении



решать текстовые задачи на
решать задачу на нахождение
заданий, адекватно воспринимать



сложение (нахождение суммы).
суммы; применять полученные
указания на неточности и



Заполнять пустые клетки в числовом
ранее знания в измененных
исправлять найденные ошибки.



ряду от 1 до 10.
условиях; знакомиться с
Оценивать собственные успехи в



Определять, верно или неверно
лиственными деревьями.
вычислительной деятельности.



выполнены вычисления,

Задавать вопросы с целью



исправлять ошибки.

получения нужной информации.



Выполнять маршрут передвижения.

Замечать и исправлять свои ошибки



Точка начала движения; число,

и ошибки одноклассников.









стрелки 1→





1↓, указывающие направление





движения. Проведение линии по





заданному маршруту (алгоритму):





путешествие точки (на листе в





клетку).





Называть лиственные деревья,





различать их.


8

Русская красавица.
Решать текстовые задачи:
Прибавлять и вычитать число 0;
Проверять результаты вычислений.


Сложение с 0.
анализировать условие задачи
устанавливать аналогии и причинно
Адекватно воспринимать указания


Вычитание 0.
(выделять числовые данные и цель –
- следственные связи;
на неточности и исправлять



что известно, что требуется найти).
применять полученные ранее знания
найденные ошибки.



Определять место каждого числа в
в изменённых условиях;
Оценивать собственные успехи в



этой последовательности,
знакомиться с русской берёзой.
вычислительной деятельности.



а также место числа 0 среди

Замечать и исправлять свои ошибки



изученных чисел, Выполнять

и ошибки одноклассников.



слежение и вычитание с числом 0.

Участвовать в диалоге при



Рассказывать о русской красавицей –

выполнении заданий.



берёзой.


9

Хвойные деревья.
Распознавать изученные
Определять виды многоугольников,
Оценивать собственные успехи в


Многоугольники.
геометрические
называть их отличительные
вычислительной деятельности.



фигуры(многоугольник,
признаки; выполнять логические
Сравнивать и классифицировать



треугольник, квадрат,
задания с использованием
изображенные предметы и



прямоугольник), выделять
геометрических фигур; знакомиться
геометрические фигуры по



геометрические фигуры среди
с разнообразием хвойных деревьев.
заданным критериям. Задавать



других фигур.

вопросы с целью получения нужной



Выполнять сложение и вычитание

информации. Актуализировать свои



чисел в пределах 10.

знания для проведения простейших



Выполнять логические задания на

математических доказательств.



продолжение закономерности ряда

Делать выводы на основе анализа



предметов и на нахождение лишних

предъявленного банка данных.



фигур. Называть хвойные деревья,

Осуществлять контроль за



понимать красоту окружающего

усвоением материала.



мира.








10

Лесные орехи.
Читать равенства, используя
Определять количество слагаемых в
Актуализировать свои знания для


Слагаемые, сумма.
математическую терминологию
выражении, применять
проведения простейших



(слагаемые, сумма). Использовать
переместительный закон сложения;
математических доказательств.



математическую терминологию
выполнять
Делать выводы на основе



при составлении и чтении
логические задания с
анализа предъявленного банка



математических равенств.
использованием геометрических
данных.



Выполнять сложение
фигур и предметов; знакомиться
Контролировать свою деятельность:



и вычитание чисел в пределах 10.
с лесными орехами.
обнаруживать и



Выполнять логические задания на

устранять ошибки



продолжение закономерности ряда

логического характера (в ходе



предметов и на нахождение лишних

решения) и ошибки



предметов.

вычислительного характера.



Выполнять маршрут передвижения.

Замечать и исправлять свои



Точка начала движения; число,

ошибки и ошибки



стрелки 1→ 1↓, указывающие

одноклассников.



направление движения.

Участвовать в диалоге при



Проведение линии по

выполнении заданий.



заданному маршруту

Умение с достаточной полнотой и



(алгоритму): путешествие точки (на

точностью выражать свои мысли в



листе в клетку).

соответствии с задачами и



Называть лесные орехи.

условиями коммуникации.
11

Лесные
Выполнять сложение чисел в
Решать задачи на нахождение суммы
Анализировать условие задачи


кустарники. Задачи
пределах 10.
и остатка, решать логические задачи,
(выделять числовые данные и цель –


на нахождение
Решать текстовые задачи на
составлять и решать примеры;
что известно, что требуется найти).


суммы и остатка.
сложение и вычитание (нахождение
знакомиться с лесными
Оценивать собственные успехи в



суммы, остатка).
кустарниками.
вычислительной деятельности.



Классифицировать изображенные

Контролировать свою деятельность:



предметы по заданным критериям.

проверять правильность выполнения



Понимать информацию,

вычислений.



представленную в виде текста,

Выделение и осознание



схемы; дополнять таблицы

обучающимися того, что уже



недостающими данными.

усвоено и что ещё нужно усвоить,



Решать логические задачи.

осознание качества и уровня



Называть лесные кустарники.

усвоения; оценка результатов











работы.
12

Лесные цветы.
Решать задачи на увеличение и
Использовать приобретённые
Анализировать условие задачи


Задачи на
уменьшение числа на несколько
математические знания для
(выделять числовые данные и цель –


увеличение
единиц с опорой на рисунки. Решать
описания окружающих предметов;
что известно, что требуется найти).


(уменьшение)
задачи изученных видов в одно
решать текстовые задачи в одно
Актуализировать имеющиеся знания


числа на несколько
действие с выбором рисунков-
действие на нахождение суммы и
для решения задач изученных видов.


единиц.
ответов.
остатка, а также на увеличение и
Осуществлять синтез условия



Решать примеры на сложение и
уменьшение числа на несколько
текстовой задачи (восстановление



вычитание в пределах 10.
единиц, прикидку результата и его
условия по рисунку).



Выполнять логические задания на
оценку; выполнять арифметические
Контролировать свою деятельность:



установление отношений «выше-
действия с числами в пределах 10;
проверять правильность выполнения



ниже». Рисовать узор по клеткам, а
применять полученные ранее
вычислений.



также рисовать по клеткам фигуру
знания в изменённых условиях;
Участвовать в диалоге на уроках,



по указанному образцу.
знакомиться с некоторыми лесными
уважительно относиться к мнению



Знакомиться с некоторыми лесными
цветами.
одноклассников.



цветами.


13

Лесная аптека.
Анализировать текст задачи:
Решать задачи на разностное
Актуализировать свои знания для


Задачи на
ориентироваться в тексте, выделять
сравнение; чертить отрезки;
проведения простейших


разностное
условие и вопрос, данные и искомые
определять состав числа 5, 6;
математических доказательств (в


сравнение.
числа; решать задачи на разностное
составлять числа 7, 8 из трёх
том числе с опорой на изученные



сравнение. Находит ошибки в тексте
слагаемых; знакомится с лесными
определения, законы



задач. Уметь составлять числа из
лекарственными растениями, с
арифметических действий).



нескольких слагаемых. Называть
правила сбора лекарственных
Анализировать условие задачи



лекарственные растения леса.
растений.
(выделять числовые данные и цель –





что известно, что требуется найти).





Анализировать предложенные





возможные





варианты верного решения.
14

Ядовитые растения.
Решать примеры на сложение и
Использовать приобретенные
Развивать мотивы учебной


Решение задач
вычитание в пределах 10. Решать
математические знания для
деятельности формировать


разных видов.
задачи в одно действие на хождение
описания окружающих предметов;
личностный смысл учения.



суммы и остатка, на увеличение и
решать текстовые задачи в одно
Определять учебную задачу на



уменьшения числа на несколько
действие на нахождение суммы и
занятии в диалоге с учителем и



единиц, на разностное сравнение, а
остатка, на увеличение и
одноклассниками.









так же обнаружение ошибок в
уменьшения числа на несколько
Актуализировать свои знания при



решении задач и исправление их.
единиц, на разностное сравнение;
решении задач разных видов и



Решать задачи изученных видов с
выполнять арифметические действия
арифметических вычислений.



использованием рисунков.
с числами в пределах 10; применять
Осуществлять синтез условия



Выполнять задания на прохождение
полученные ранее знания в
текстовой задачи (восстановление



лабиринта. Знакомится с ядовитыми
изменённых условиях; знакомиться с
условия по рисунку).



растениями
ядовитыми растениями.
Самостоятельно реализовывать своё





рабочее место. Использовать





математическую терминологию





устной и письменной речи.





Контролировать свою деятельность:





обнаруживать и исправлять ошибки.
15

Кто где живёт.
Анализировать текст задачи:
Называть состав чисел от 5 до 10,
Сравнивать разные приёмы


Состав чисел от 5
ориентироваться в тексте, выделять
решать задачи с несколькими
действий, выбирать удобные


до 10.
условие и вопрос, данные и искомые
слагаемыми; знакомиться с лесными
способы для выполнения



числа. Моде


Сорокина Виктория Викторовна

Сорокина Виктория Викторовна
Created On: 25/12/2013 02:12
Edited By Сорокина Виктория Викторовна On: 16/03/2014 02:44
     

Добрый день,Светлана Борисовна!Можно узнать ,не поделитесь ли программой по ОРКСЭ ?Спасибо)
Feedback from Бутина Светлана Борисовна: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего
поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах
религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в
общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших
культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы
религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего
школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11
лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и
основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы
межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы
религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом
многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по
выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации
образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в политичной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в
учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой
единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх
основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»






Требования к результатам обучения
Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.











Основное содержание курса (34 часа)
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.













Используемый учебно-методический комплект
Учебная
программа
Учебники,
учебные пособия
Методические
материалы
Дидактические
материалы
Материалы
для контроля
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.
Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем
Используемая дополнительная литература
Пособия для учащихся
1. Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
2. Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
3. Лазарев А.И. Народоведение. Народные промыслы и ремёсла. – Челябинск: ЮУКИ, 2000.
Энциклопедическая и справочная литература
4. Челябинск. История моего города. Книга для чтения / под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. – Челябинск: АБРИС, 2005.
5. Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2011.
6. Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
7. Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-7. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
8. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1989.
9. Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.











Тематическое планирование

№ блока
Наименование блок
Всего часов
Блок 1
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
1 час
Блок 2
Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1
16часов
Блок 3
Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2
12часов
Блок 4
Духовные традиции многонационального народа России.
5часов.






Темы
по ОРК и СЭ
Кол- во часов
Тип урока
Характеристика деятельности
Вид контроля на уроке
Планируемый результат
Домашнее задание
Дата








План
Факт
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1







1.
Россия - наша Родина.
1
Урок введения новых знаний
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»
Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Рассказать членам семьи об известных людях.


II.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть I.
16







2.
Что такое светская этика?
1
Урок введения новых знаний
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Творческая работа «Составление предложений со словами культура».
Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.
Прочитать статью пособия, обсудить с родителями её содержание.


3.
Мораль и культура.
1
Урок введения новых знаний
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы.


4.
Особенности морали.
1
Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Подготовить рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры


5-6
Добро и зло.
2
Урок введения новых знаний
Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.
Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»
Понимать и сопереживать чувствам других людей.
Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.


7
Добродетели и пороки.
1
Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»
Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.
Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.


8-9
Свобода и моральный выбор человека.
2
Урок введения новых знаний
Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей.
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».
Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
Подготовить рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.


10
Свобода и ответственность.
1
Обобщение

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человека.


11
Моральный долг.
1
Урок введения новых знаний
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.
Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»
Уметь осознавать ценности человеческой жизни.
Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека.


12
Справедливость.
1
Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке.


13
Альтруизм и эгоизм.
1
Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»
Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



14
Что значит быть моральным?
1
Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …»
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Подготовиться к
сочинению «Что такое
добро и зло».


15
Дружба.
1
Урок введения новых знаний
Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.



16
Творческие работы учащихся.
1


Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.


17
Презентация творческих работ.
1

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.











18.

Род и семья – исток нравственных отношений
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Род, фамилии, семья.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 38,39.
19.

Нравственный поступок
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Поступок, нравственный поступок.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 40,41.
20.

Золотое правило нравственности
1
Комбинированный урок.
Золотое правило нравственности
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 42, 43.
21.

Стыд, вина и извинения
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Стыд, вина.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 44,45.
22.

Честь и достоинство
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Честь, достоинство.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 46,47.
23.

Совесть
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок.
Совесть
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 48, 49.
24.

Нравственные идеалы
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
Богатыри, правила честного поединка.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 50, 51.
25.

Нравственные идеалы
1
Комбинированный урок
Рыцари, джентльмены, леди.
Работа с текстом учебника, заданиям, стр.52, 53.
26.

Образцы нравственности в культуре Отечества
1
Комбинированный урок
Труженик, патриот, воин, активист.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 54, 55.
27.

Этикет
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
Этике, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 56, 57.
28.

Семейные праздники
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
Праздники, возникновение праздников.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 58, 59.
29.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность
1
Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок
Жизнь человека.
Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 60, 61.
30.

Подведение итогов.
Любовь и уважение к Отечеству
1
Комбинированный урок

Учебник стр. 62, 63.
31-34

Итоговая презентация творческих проектов
учащихся
4
Итоговый урок
Участвуют в диспутах
учатся слушать собеседника и излагать своё мнение


-

Биография :

Бутина Светлана Борисовна не добавил(а) еще свою биографию.

Последние записи в блоге :

Пока нет записей в блоге от Бутина Светлана Борисовна.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»