Разработка урока по русскому языку в 6 классе
Художественное описание картины Герасимова А.М.
(Натюрморт. Полевые цветы)
Тираспольская Алла Юрьевна,
Учитель русского языка и литературы
лицея № 470 Санкт-Петербурга
Цели урока:
1. Образовательная – подготовить учащихся к самостоятельному (аналогичному теме картины) сочинению на основе жизненного опыта;
2. Развивающая - развитие познавательных способностей и интеллектуального мышления;
3. Воспитывающая – воспитание бережного отношения к природе, формирование эстетического вкуса учащихся.
Задачи:
- научить шестиклассников собирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании изображенного на картине;
- научить учащихся систематизировать материалы и использовать их в своем сочинении;
- развивать внимание, наблюдательность;
- научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи.
Ход урока:
- Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Какова цель таких уроков?
(развивать свою речь, используя изобразительно-выразительные средства языка , учиться составлять текст)
- Сегодня нам предстоит непростая задача. Мы будем учиться рассматривать картину и составлять свой собственный текст.
- Скажите, а вы любите цветы? А какие цветы ваши любимые?
(розы, лилии, хризантемы)
- А я вот люблю полевые цветы. Вы знаете, какие цветы называются полевыми?
(те, что растут в поле)
- А какие это цветы?
(ромашки, васильки, колокольчики, клевер)
- Верно. А теперь обратимся к картине Герасимова Александра
Михайловича «Натюрморт. Полевые цветы» – слайд 1.
- Ребята, а что вы знаете о художнике Герасимове?
(подготовленный ребенок рассказывает кратко о художнике) – слады 3,4
Герасимов Александр Михайлович
(12.08.1881 – 23.07.1963)
Народный художник СССР, доктор искусствоведения, четырежды лауреат Сталинской премии, первый президент Академии художеств СССР. В 1915 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и получил звание художника первой степени и архитектора. Народный художник СССР А.М.Герасимов вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства.
Произведения А.М.Герасимова находятся во многих художественных музеях и картинных галереях бывшего СССР: Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Музее Вооруженных Сил, в Историческом музее и др.
- Ребята, на слайдах 5, 6, 7, 8 представлены самые известные картины Герасимова А.М.
- А теперь давайте рассмотрим картину «Натюрморт. Полевые цветы».
- Нам встретилось слово, требующее пояснения. Что такое натюрморт?
(подготовленный ученик отвечает: натюрморт - в переводе с французского языка «мёртвая природа» — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве) – слайд 9
- Разберемся в картине. Скажите, что изображено на первом плане? – слайд 10
(банка с водой, в которую поставили клевер).
- Клевер какого цвета?
(сиреневый с зелеными листочками)
- Что изображено на втором плане?
(позолоченное зеркало и такой же подсвечник)
- Каких цветов больше всего в букетах?
(это ромашки)
- Ребята, обратите внимание, что это не садовые, большие ромашки, а именно полевые, некрупные.
- Скажите, а еще какие цветы изображены на картине?
(синие колокольчики вместе с желтыми цветами, похожими на лютики)
- Ребята, обратите внимание, как изображены букеты. Они изображены в четырех стеклянных вазах разнообразной формы и цвета. Еще букеты расположены так, чтобы большие цветы не загораживали маленькие. Второй план выполнен в темных и холодных тонах, чтобы акцентировать внимание на вазах с цветами.
- Слайд 11. Чтобы избежать повторов слов, давайте подберем синонимы к словам:
художник - живописец, автор картины, мастер;
картина - полотно, холст, натюрморт, произведение живописи
- Слайд 12. Давайте составим план творческой работы:
План сочинения
I. Вступление
1.1. Общие сведения о художнике.
II. Основная часть
2.1. Изображение баночки
с клеверами на первом плане
2.2. Ромашки – главные героини
картины.
2.3. Общая цветовая гамма картины
III. Заключение
3.1 Настроение от картины
- Мы закончили подготовительную работу. Ваша задача – написать сочинение по картине. Для создания творческого настроения я включу вам музыку Антонио Вивальди «Эльфийская песня».