Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Хомич Алла Борисовна

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого " Я " и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности. Особое значение, которое с древних времен придавалось памяти, можно усмотреть в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня памяти - Мнемосина, слыла матерью муз, покровительницей ремесел и наук. Долгое время проблема памяти разрабатывалась главным образом философией в тесной связи с общей проблемой знания. Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании". Собственно память свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно есть "как бы своеобразное отыскивание" образов и "бывает только у тех, кто способен размышлять", ибо "тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком же роде". Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь "открытые" в качестве основных законов, ассоциаций.

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Итак, так же, как ощущение и восприятие память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминание, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М.Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». Память – сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные ее исследование, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга . Очень немногие верно представляют себе ту роль, которую память играет в жизни человека. Большинство полагает, что память необходима только в процессе запоминания некоторой информации, которая затем может быть воспроизведена при необходимости. На самом деле память в жизни индивидума играет большую роль. Она не только служит базой для сознания и мышления. Даже восприятие окружающей действительности невозможно без участия памяти. Проснувшись утром, мы, не прилагая особых усилий, заставляем активно функционировать свою память, даже не подозревая об этом. Она услужливо выдает поток информации, необходимой нам для восприятия окружающего мира: мы знаем, как нас зовут, где мы живем, где мы работаем, кто наши родители, наше семейное положение, сколько нам лет, кого мы любим, кого ненавидим, что мы собирались делать с утра и т.п. Без постоянной работы памяти мы не поймем, о чем говорит собеседник. Ведь для того чтобы понять, что он говорит (не запомнить, а только понять) мы должны вспомнить значение каждого слова, которое он произносит. Таким образом, память активно функционирует для восприятия смысла сказанного, хотя мы осознаем работу памяти лишь при попытке запомнить сказанное. А наши разнообразные способности? Они ведь тоже полностью основаны на памяти. Вообразите, например, проявление музыкальных или математических способностей без участия памяти, и вы сможете легко убедиться, что такое невозможно. Любой специалист именно благодаря своей памяти является таковым. А если к сказанному добавить, что без памяти мы даже элементарного скоординированного движения совершать не сможем (мы этому тоже обучаемся в раннем детстве), то станет понятна та роль, которую память играет в жизни каждого индивидума. В связи со сказанным возникает вопрос: все ли мы делаем для того, чтобы у каждого могла сформироваться хорошая память? На сегодняшний день ответ скорее отрицательный. Данные, накопленные в процессе изучения механизмов, ответственных за формирование памяти, указывают, что память каждого индивидума может в значительной мере быть улучшена, у каждого есть огромные резервы, которые часто остаются невостребованными на протяжении всей его жизни.

Именно этой проблеме - проблеме улучшения памяти, а также оптимизации процессов обучения и посвящена настоящая работа.

Исследователи давно обратили внимание на тот факт, что даже один и тот же человек разную информацию запоминает с разной легкостью. Одним легко дается то, что другим дается с большим трудом. В связи с этим и было введено понятие - вид памяти. В настоящее время различают много видов памяти: память на числа, память на места, память на лица, имена, музыкальная память и т.п. У каждого человека разные виды памяти развиты в разной степени. Так , у кого-то может быть хорошая память на числа и у него же может быть плохо развита музыкальная память. Такой человек будет быстро и легко запоминать ряды чисел, даты, математические формулы, но запоминание или воспроизведение простой мелодии для него может представляться непосильной задачей.

В настоящее время общепризнано, что человеческие способности определяются как генетическими особенностями, так и обучением (развитием способностей в процессе развития индивидума). Память в данном случае не представляет каких-либо исключений. Она может развиваться, совершенствоваться, и предел этому не обнаружен. Совершенствуется память в результате постоянного употребления и в результате тренировок. При этом, в первую очередь, совершенствуется тот вид памяти, который человек тренировал в данный промежуток времени. Именно на этом принципе основаны способы улучшения разных видов памяти. Суть тренировок сводится к следующему: обучающийся ежедневно запоминает некоторую информацию, в том объеме, запоминание которого не вызывает затруднений. Желательно эти занятия проводить в одно и то же время суток. В очередной день сначала воспроизводят по памяти то, что было заучено в предыдущий день, затем заучивают следующую порцию, и так на протяжении ряда дней. Казалось бы такая простая тренировка мало что может изменить, однако, это не так. Через некоторое время обучающийся осознает, что он с легкостью может запомнить несколько больший объем информации. После этого надо увеличить объем ежедневно запоминаемой информации, и так несколько раз. Подобную тренировку следует продолжать до тех пор, пока конкретный вид памяти не достигнет желаемых пределов. Описаны случаи, когда человек, имеющий вначале плохую память, быстро ее улучшил в результате подобной тренировки и добился того, что его память оказалась значительно лучше, чем у большинства окружающих, которые изначально обладали хорошей памятью, но не т ренировали ее. Для большей ясности можно привести пример использования такой тренировки для улучшения конкретного вида памяти - памяти на стихи. Для такой тренировки В.В.Аткинсон рекомендовал подобрать какое-либо стихотворение и заучить несколько строк . Количество строчек подбирают индивидуально таким образом, чтобы у обучающегося их заучивание не вызывало затруднений. Допустим, обучающийся может без особых затруднений выучить всего 2 строчки стихотворения. Попытка заучить 3 строчки приводит к ошибкам при воспроизведении заученного. В этом случае следует ежедневно запоминать именно по 2 строчки. Проводить занятие необходимо следующим образом: в каждый очередной день вначале воспроизводят заученное накануне, затем заучивают очередные две строчки и на этом занятие заканчивают. Через некоторый промежуток времени (продолжительность этого промежутка зависит от индивидуальных особенностей человека) обучающийся обнаружит, что может ежедневно запоминать уже по 3 строчки, затем по 5, по 10 и т.п. В дальнейшем, человек, прошедший вышеописанную тренировку, сможет запо мнить любое среднее по величине стихотворение, прочитав его всего 1-2 раза. Легко заметить, что такой способ хорошо подойдет и для заучивания слов иностранного языка, постепенно увеличивая число ежедневно запоминаемых слов. Подойдет этот способ и для облегчения запоминания физических, химических, математических формул и уравнений. При творческом осмыслении этого способа он может быть использован для улучшения любого вида памяти. Следующий способ улучшения памяти заключается в том, что память быстро прогрессирует, если в процессе во сприятия информации, параллельно проводить ее анализ. Для начала задачу могут облегчить вопросы, которые обучаемый задает сам себе и тут же пытается ответить на них. Перечень вопросов может быть разным, но они обязательно должны быть тесно связаны с изучаемым предметом. Вот какие вопросы рекомендовал задавать А.А. Аткинсон при восприятии информации:, происхождение изучаемого предмета; причины его происхождения; его история; его качество и характерные черты; предметы, связанные с ним; его употребление и применение; что он доказывает; его результат и следствие; его конец и возможная будущность; ваше мнение о нем и причины этого мнения.

Казалось бы, задавание этих вопросов и попытка ответить на вопросы приведет к затруднению восприятия информации, может отвлечь от нее, однако найдено, что анализ воспринимаемого материала в процессе его поступления и первичной обработки мозгом облегчает запоминание этой информации способствует улучшению памяти.

Наконец, еще одно важное условие для успешного развития и функционирования памяти заключается в том, чтобы постоянно загружать мозг новой информацией. При этом не так важно какой конкретно способ обучения вы используете. Являясь самоорганизующейся и саморегулирующейся системой, мозг неминуемо откликнется на такое воздействие и не только память, но и прочие функции мозга будут постоянно совершенствоваться. Предела этому совершенствованию не обнаружено.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»