Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Информационно-коммуникационные компетенции преподавателя
среднего профессионального образования

Гусева Надежда Борисовна
СПБ ГБПОУ ПСК СПБ ЦПС
Санкт-Петербургский
Пожарно-спасательный колледж

Путь к качественному обучению студентов лежит через непрерывное обучение самих преподавателей. Таким образом, возникает вопрос о профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает не только знания в области ИКТ, но и умение их эффективного использования в профессиональной подготовке специалистов, востребованных на современном рынке труда.

Педагоги должны научиться самостоятельно определять наиболее подходящие способы эффективного включения   информационных   и    коммуникационных   технологий в процесс образования с учетом содержания учебного процесса, культурной среды, экономической ситуации и потребностей общества.

При разработке  ФГОС, главная проблема состоит в том, что необходимо определить, каким образом следует преобразовать учебную программу и процесс подготовки преподавателей, чтобы сформировать у обучаемых навыки, которые позволят им эффективно работать в новой динамичной, информационно насыщенной и постоянно изменяющейся среде.

Ни для кого ни секрет, что распространение ИКТ способствует появлению новых профессий, непосредственно связанных с компьютерами, а с другой стороны, исключает потребность во многих видах неквалифицированного или малоквалифицированного труда.

Информационные и коммуникационные технологии предоставляют мощные средства для преобразования нынешней классно-урочной модели образования, в которой центральная роль принадлежит преподавателю и основной является работа с текстами, в богатую, ориентированную на обучающегося, интерактивную среду для работы со знаниями. Чтобы справиться с такими задачами, учебные заведения и преподавательский состав должны освоить новые технологии и приспособить инструментарий ИКТ для использования в учебном процессе. Конечной целью будет переход к новой парадигме обучения. Эта цель не будет достигнута, если не изменить традиционный подход к процессу обучения и не осознать возможности новых цифровых технологий, которые позволяют создавать новые, более привлекательные для обучающихся, учебные среды. Работа в изменившихся условиях позволит студентам принимать на себя большую долю ответственности за результаты учебы и формирование собственной системы знаний.

По мере того, как технологии приводят к изменению всех аспектов жизни общества, меняются наши представления о том, что необходимо изучать студентам для их успешности в условиях новой мировой экономики. Прежде всего, они должны научиться ориентироваться в больших объемах информации, анализировать ее, принимать решения, а также осваивать новые области знаний, поскольку общество становится все более технологичным. Им придется учиться в течение всей жизни, в сотрудничестве с другими людьми решать сложные задачи, а также эффективно пользоваться различными системами для передачи своих знаний другим. 

Как отмечают современные исследования, и показывает образовательная практика для информатизации образования недостаточно приобрести в учебное заведение компьютеры, объединить их в сеть и подключить к Интернету. Компьютер - это только инструмент для работы с информацией, поэтому, говоря об информатизации образования, прежде всего надо говорить о создании в учебном заведении информационной образовательной среды (ИОС).

Ключевой фигурой информационной образовательной среды является педагог. Именно он решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства ИКТ в учебном процессе.

Вот тут и встает вопрос о профессиональной компетентности педагога в области ИКТ.

Формирование ИКТ- компетентности подразумевает:

  • наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами программного обеспечения;
  • применение Интернета и других цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Современные требования при аттестации, предполагают наличие грамотного использования ПК и программного обеспечения в профессиональной деятельности преподавателей.

Условиями повышения уровня ИКТ – компетентности являются:

  • регулярное обучение на курсах повышения квалификации по различным направлениям учебной деятельности, в том числе дистанционное;
  • участие в семинарах, вебинарах, конференциях различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, что позволяет преподавателям обмениваться между собой своими идеями и опытом;
  • участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах не только самих преподавателей, но и студентов под руководством преподавателя, что повысит их заинтересованность в ИКТ;
  • использование в своей деятельности полного спектра цифровых технологий и программного обеспечения, включающих в себя коллекции ЦОР и Интернет-ресурсов;
  • создание материалов учебных заданий и тестов, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  • создание собственных проектов по использованию ИКТ в учебном процессе.

Теперь немного конкретики.

Например, участвуя в онлайн – семинаре «Организация проектной деятельности: Среда ГлобалЛаб», организованной онлайн площадкой Фоксфорд, я узнала, что существует сообщество исследователей всех возрастов, где каждый может создать собственный учебный, исследовательский или даже научный проект, привлечь единомышленников к сбору данных по всему миру, опубликовать результаты в виде инфографики и, возможно, совершить настоящее открытие. Участие студентов в этой среде позволит сформировать у них следующие компетенции:

  •  умение анализировать данные;
  • способность обосновывать правильность полученного результата;
  • умение применять на практике полученные знания;
  • умение выполнять исследования, направленные на получение ответов на собственные вопросы;
  • способность выявлять проблемы, ставить задачи и искать пути их решения;
  • компьютерная грамотность и коммуникативная и исследовательская компетентность.

Несомненно, огромную роль в повышении ИКТ-компетентности преподавателей и, для меня лично, играет АНЭКС Центр дополнительного профессионального образования. Это именно, та площадка, на который преподаватели могут участвовать в городских, Всероссийских и международных семинарах и вебинарах и мастер-классах, а также обучаться на курсах повышения квалификации. Получая новую востребованную информацию, преподаватели повышают свою компетентность и могут использовать полученные знания для повышения качества учебного процесса.

Хорошие результаты в овладении знаниями по ИКТ и общеобразовательным предметам, дают олимпиады. Например, в нашем колледже студенты принимают участие не только во внутренних олимпиадах, но и в городских, и международных. В последнее время были проведены

  • Международная онлайн-олимпиада Фоксфорда (второй сезон) по общеобразовательным предметам, на которой наши студенты показали высокий уровень подготовки, завоевав большое количество дипломов.
  • Международный дистанционный блиц турнир проекта «Новый урок», где наши студенты также завоевали дипломы различных степеней и грамоты.

На мой взгляд участие студентов в таких мероприятиях является хорошим методом повышения уровня образовательной и специальной подготовки и уровня своей самооценки.

 ИКТ- компетентность преподавателя позволит ему не только использовать готовые цифровые образовательные ресурсы и Интернет-ресурсы, но и самому создавать свои цифровые ресурсы (презентации, электронные тесты, сайты) и грамотно обучать этому студентов. Несомненно, это будет способствовать более качественному процессу обучения и глубокой заинтересованности студентов. На сегодняшний день, наибольший интерес у студентов вызывают сетевые проекты, которые можно реализовать с помощью социальных сервисов Google. Создавая сетевые проекты, студенты становятся не пассивными потребителями образовательных ресурсов, а являются, что немаловажно, активными создателями электронных образовательных ресурсов, которые в дальнейшем преподаватели смогут использовать на своих уроках. Предоставляя в совместный доступ различного рода документы (текстовые, табличные, презентации, формы) у студентов и преподавателей появляется возможность не только создания, редактирования, но и совместного их использования. В результате работы над проектами студенты смогут раскрыть свой творческий и исследовательский потенциал, продемонстрировать имеющиеся у них умения совместного взаимодействия в Интернет - пространстве, а преподаватели сделать процесс обучения наиболее интересным и отвечающим современным требованиям новых образовательных стандартов третьего поколения.

На своих уроках я использую не бумажные тесты, а электронные, набранные в MYTESTдля проверки знаний, полученных в результате теоретического обучения по отдельным темам, и для итогового тестирования. Данная программа позволяет создавать тесты различного уровня:

  •  Одиночный выбор;
  • Множественный выбор;
  • Указание порядка;
  • Сопоставление;
  • Ручной ввод числа;
  • Ручной ввод текста;
  • Заполнение пропуска.

Для начала тесты можно дать студентам в обучающем режиме, чтобы они смогли самостоятельно проверить свою подготовку, а затем провести контрольное тестирование. Такой вид обучения достаточно хорошо дисциплинирует студентов и экономит время преподавателя, так как он не требует ручной проверки, компьютер сам выставляет оценку.

На данный момент существует множество и других способов, и методов нетрадиционного обучения, а их использование целиком зависит от компетентности преподавателя. Чем выше ИКТ компетентность преподавателя, тем интереснее и познавательнее проходят занятия, что несомненно влияет на повышение уровня подготовки студентов не только в области информатики, но и в других областях знаний.

Исходя из всего сказанного, цель моей работы как преподавателя ИКТ, состоит в подготовке высококлассных специалистов, которые к концу обучения смогут достаточно грамотно создавать собственные проекты по предметам профессиональной направленности, а также курсовые и дипломные работы, а в конечном итоге, быть востребованными на современном рынке труда.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»