Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Учебно-методическое пособие по литературе

Четыре романа: вопросы и задания к произведениям русской классики 2-ой половины XIX века

Королькова Светлана Львовна,
учитель русского языка и литературы
 ГБОУ гимназия №505
Красносельского района г. Санкт-Петербурга


Пояснительная записка

       Пособие дает возможность повторить программный материал, систематизировать его и подготовиться к экзамену по литературе в формате ЕГЭ. Использование тестовых заданий и проблемных вопросов является одним из способов выявления знаний учащихся в процессе изучения произведений в 10 классе. Такие задания дадут возможность   повторить программный  материал в 11 классе. Материалы пособия помогут учителю проверить знания учащихся при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», романа И.А.Гончарова "Обломов", романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».   Творческие поиски автора и составителя данного пособия сосредоточены преимущественно на философских аспектах в изучении русской литературы, поэтому при повторении курса литературы XIX века большое внимание уделено философским проблемам русской литературы.
      Формы контроля, представленные в пособии, разнообразны: вопросы и задания на знание текста художественного произведения, проблемные вопросы для семинарского занятия, материал для зачета, темы сочинений в формате ЕГЭ (С1, С2, С5).

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Вопросы и задания на знание текста

Вариант №1
1.    Название имения Кирсановых.
2.    Почему фамилия Базарова была известна Павлу Петровичу?
3.    С кем на балу у губернатора познакомился Аркадий? Почему не познакомился Базаров?
4.    Почему после 15 дней пребывания в Никольском Базаров так поспешно решил уехать?
5.    Какую причину придумал Аркадий, чтобы вновь посетить Никольское?
6.    Причина и повод дуэли Базарова и Павла Петровича.
7.    Чем занимался Базаров, приехав к родителям во второй раз?
8.    Как сложилась судьба Аркадия после смерти Базарова?

Вариант №2
1.    Какие науки привлекали Базарова? Чем он стал заниматься у Кирсановых?
2.    Как Николай Петрович познакомился с Фенечкой?
3.    Кого встретили Базаров и Аркадий в губернском городе?
4.    Чем отличались родители Базарова от отца и дяди Аркадия?
5.    Почему Базаров так мало времени гостил у родителей? Как он объяснил причину отъезда Аркадию?
6.    Кратко изложите историю Анны Сергеевны Одинцовой.
7.    Какие меры предпринимали родители Базарова для спасения сына?
8.    Как сложилась судьба Николая Петровича? Что узнаем о судьбе Павла Петровича?

Вопросы для семинара
1.    Что хотел сказать Тургенев, посвящая роман памяти В.Г.Белинского?
2.    Что сближает Одинцову с Базаровым, а что отличает от него?
3.    Выходит ли тургеневский герой победителем из испытания любовью?
4.    Почему Базаров был уверен, что они с Аркадием прощаются навсегда?
5.    Для чего в романе существует второй круг «странствий» Базарова?
6.    Как в языке героев проявляется их характер?
7.    Особенности психологического анализа у Тургенева.
8.    Нужны ли Базаровы России?
9.    Почему Базаров стал ближе нам перед смертью?
10.    Смысл эпилога романа.


Темы сочинений
С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения? (Фрагмент из гл. 4 «Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович..» до слов «После ужина все тотчас разошлись».)
С2  В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
С1  Как проявляется авторское отношение к Ситникову в приведенном фрагменте? (гл.12 от слов «Они шли к себе домой от губернатора, как вдруг из проезжающих мимо дрожек выскочил человек небольшого роста..» до слов «Лучше бы мошною батюшки. А  впрочем,  пойдем».)
С2  В каких произведениях русских писателей встречаются образы, подобные Ситникову, и в чем их можно сопоставить с этими персонажем?
С1  Сформулируйте главную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самой идеей этой жизни». (Фрагмент из гл.28 « Есть небольшое сельское кладбище..» до «о вечном примирении и о жизни бесконечной...»).
С2  Почему Тургенев заканчивает полемический роман словами о «великом спокойствии» и «вечном примирении» и как позицию автора «Отцов и детей» оценили современники автора?
С5  Можно ли утверждать, что в романе «Отцы и дети» изображен конфликт разных поколений в семье?
С5  В чем заключается сложность и противоречивость характера Евгения Базарова?
С5  Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»?

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
 
Вопросы и задания на знание текста
(части1-2)

Вариант№1
1.    Как Раскольников пытался спасти девочку на бульваре? Как проявилась двойственность  поведения героя? (часть 1 гл.4)
2.    Какой заклад понес Раскольников старухе-процентщице? Что было вместо ценной вещи?  (часть 1 гл.6)
3.    Где сумел укрыться Раскольников после совершенного преступления? Как ему это удалось? Часть 1 гл.7)
4.    Где и как спрятал Раскольников украденные вещи? (часть 2 гл.2)
5.    Что узнал Раскольников из разговора Разумихина и Зосимова о своем преступлении? (часть 2 гл.4)
6.    Чем поразил Заметова Раскольников при встрече в трактире? Как вел себя Раскольников во время беседы? (часть 2 гл.6)
7.    Где и когда впервые увидел Раскольников Соню? (часть 2 гл.7)
Вариант №2
1.    Какой разговор случайно услышал Раскольников на Сенной площади? Какое значение имели эти сведения в дальнейшем? (часть 1 гл.5)
2.    Где хотел Раскольников взять топор? Почему ему это не удалось? Как вышел из создавшегося положения? (часть 1 гл.6)
3.    Для чего Раскольникова вызывали в контору? Каково его поведение там? (часть 2 гл.1)
4.    Какие действия предпринял Разумихин во время болезни Раскольникова? Что он сумел сделать для друга? (часть 2 гл.3)
5.    Как принял Лужина Раскольников в своей каморке? (часть 2 гл.5)
6.    При каких обстоятельствах Раскольников и Мармеладов встретились в последний раз? (часть 2 гл.7)
7.    Кто такой Заметов?

Вопросы и задания на знание текста
 (части 3-4)

Вариант №1
1.    История несостоявшейся женитьбы Раскольникова (часть 3 гл.2)
2.    Цель прихода Сони к Раскольникову (часть 3 гл.4)
3.    Каким образом Порфирий Петрович ознакомился с теорией Раскольникова? (часть 3 гл.5)
4.    Почему Свидригайлов решил прийти к Раскольникову? (часть 4 гл.1)
5.    Какие детали встречи Раскольникова и Сони вам запомнились? Что удивило? Что показалось неясным? (часть 4 гл.4)

Вариант№2

1.    Что в письме Лужина было оскорбительным для Раскольникова и для Дуни? (часть 3 гл.2)
2.    С какой целью Раскольников пошел к Порфирию Петровичу? Какой был у него для этого предлог? (часть  3 гл.4)
3.    Какова роль второго сна Раскольникова? Чем отличается этот сон от первого? (часть 3 гл.6)
4.    Чем закончилась встреча Лужина и Раскольниковых? (часть  4 гл.2)
5.    Во время беседы Раскольникова и Порфирия Петровича в участке произошло нечто неожиданное для них обоих. Что удивило следователя и Раскольникова? (часть 4 гл.6)

Вопросы и задания на знание текста
(части 5-6)

Вариант №1
1.    Как проходили поминки по Мармеладову? (часть 5 гл. 2)
2.    Как оклеветал Лужин Соню? 9 (часть 5 гл.3)
3.    Как и где умерла Катерина Ивановна? (часть 5 гл. гл.5)
4.    Что нового мы узнаем о Свидригайлове во время его встречи с Раскольниковым? (часть 6 гл. 4)
5.    С какой целью Свидригайлов встретился с Дуней? (часть 6 гл.5)
6.    Смысл разговора Раскольникова и Пульхерии Александровны. (часть 6 гл.7)

Вариант №2
1.    Какой мы увидели на поминках Катерину Ивановну? Что ее раздражало? (часть 5 гл.2)
2.    Какова роль Раскольникова на поминках Мармеладова? (часть  5 гл. 3)
3.    Как и где умерла Катерина Ивановна? (часть 5 гл. 5)
4.    Какова цель прихода Порфирия Петровича к Раскольникову?  Третья встреча следователя и героя (часть 6 гл.2)
5.    Как и где закончилась жизнь Свидригайлова? (часть 6 гл.7)
6.    Что делал Раскольников на Сенной площади перед явкой с повинной? Как отнеслись к его действиям прохожие? (часть 6 гл.8)

Вопросы для семинара
1.    Вечные проблемы в романе.
2.    Смысловая нагрузка портрета.
3.    Развитие художественного образа в динамике.
4.    Сны Раскольникова и их символическое значение.
5.    Полифония как специфика композиции философского романа.
6.    Прием гиперболизации в произведении.
7.    Речь как средство характеристики героев.
8.    Мастерство Достоевского в изображении образа города.
9.    Цветовая символика в романе.
10.    Роль пейзажа, его символическое значение.

Темы сочинений по роману «Преступление и наказание»

С1 Сформулируйте главную тему данного фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Одной из основных отличительных черт романа является то, что его герой – человек идеи…». (Фрагмент часть 1 гл.1 от слов «В начале июля…» до «… слишком приметная шляпа…»)
С2  Каковы особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей 19 века можно назвать исследователями-психологами?
С5   Почему роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» можно считать романом-трагедией?
С5    В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределивший ее крах?
С5  Почему Ф.М.Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» главной частью своего романа»?
С5 Чем автору и главному герою антипатичен Лужин?


Роман И.А.Гончарова «Обломов»
Вопросы и задания на знание текста

Вариант№1
1.    Какие перемены произошли в жизни Обломова с появлением Ольги Ильинской?
2.    Роль письма Обломова к Ольге в развитии отношений героев.
3.    Что изменилось в доме после женитьбы Захара и Анисьи?
4.    Каким символом явилась ветка сирени? Что она означала для героев?
5.    Почему Гончаров назвал увертюрой всего романа главу «Сон Обломова»?
6.    Охарактеризуйте Штольца. Почему автор романа и критики считали, что образ Штольца не удался Гончарову?
7.    Какой стала жизнь Обломова на Выборгской стороне?
Вариант №2
1.    Какую роль для понимания Обломова и его образа жизни играют встречи с утренними посетителями?
2.    Роль музыки в жизни Облома и в жизни Ольги.
3.    Охарактеризуйте героиню романа. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной?
4.    Кто такая Сонечка? В какие моменты жизни Ольга вспоминает о ней?
5.    Чего боялся Обломов?
6.    Сопоставьте Обломовку и Выборгскую сторону. Какие черты сближают их?
7.    Как перенесла смерть Обломова Агафья Пшеницына? Как изменилась ее жизнь?

Задания для семинара
Карточка №1
Воспроизведите историю создания романа «Обломов». Повлияло ли знакомство с ней на понимание вами авторского замысла романа?
Карточка №2
В чем вы видите особенности композиции романа «Обломов»? С какой целью Гончаров использует такой композиционный прием?
Карточка №3
Расскажите о системе образов в романе, основанных на сюжетных линиях. Какова их роль в романе?
Карточка №4
Роль эпизода «Сон Обломова» в композиции романа. Какие черты характера героя раскрылись в этом эпизоде?
Карточка№5
Объясните значение художественных деталей в раскрытии основных идей романа.
Карточка №6
Сопоставьте описание кабинета Манилова и кабинета Обломова. Отметьте общие и различное.
Карточка №7
Ветка сирени как лейтмотив отношений героев романа.
Карточка №8
Вспомните «лишних героев» в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Прав ли Н.А.Добролюбов, увидевший в Обломове «лишнего человека»? В своем ответе опирайтесь на тексты произведений.
Карточка №9
И.А.Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» оценивал комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» как социально-психологическую. Что роднит комедию А.С.Грибоедова и роман И.А.Гончарова?

Темы сочинений
С1  Назовите средства психологизма, которые использует Гончаров в романе, и прокомментируйте слова В.Г.Короленко, утверждавшего, что автор «конечно, мысленно отрицал «обломовщину», но внутренне любил ее бессознательно глубокой любовью». (Фрагмент часть 1 гл.1 от слов «Цвет лица у Ильи Ильича..» до «Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи»).
С2  Кто из героев русской классики ближе Обломову и как можно объяснить их общность?
С5  Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской?
С5  Почему активный и целеустремленный Штольц дружит с апатичным Обломовым?

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»
Вопросы и задания на знание текста
(том 1 части 2, 3)

Вариант№1
1.    Какой была встреча князя Андрея и императора Франца? Смысл их беседы. (часть 2 гл.12)
2.    Поведение Николая Ростова в первом бою (часть 2 гл.19)
3.    Как вы оцениваете поведение Анатоля Курагина во время его пребывания в Лысых Горах? (часть 3 гл.4, 5)
4.    Какой была первая встреча Николая Ростова и Андрея Болконского на войне? (часть 3 гл.7)
5.    Опишите поведение в бою Андрея Болконского (часть 3 гл.16)
Вариант№2
1.    В чем проявился героизм капитана Тушина и его батареи? (часть 2 гл.20)
2.    Какой была помолвка Пьера и Элен? Кто способствовал этому событию? (часть 3 гл.2)
3.    Какой была реакция князя Болконского на приезд Курагиных в Лысые Горы? (часть 3 гл.4)
4.    Как ведет себя Кутузов на поле Аустерлица, разговаривая с Александром первым? (часть 3 гл. 15)
5.    Встреча Андрея Болконского с Наполеоном на поле Аустерлица. Каким увидел Болконский своего кумира? (часть 3 гл.19)

Вопросы и задания на знание текста
(том 2 часть 3, 4)

Вариант№1
1.    Где, когда и при каких обстоятельствах князь Андрей впервые увидел Наташу Ростову? (часть 3 гл.2)
2.    Чем был знаменателен бал для Наташи Ростовой? Каковы были ее мысли и чувства до бала и во время бала? (часть 2 гл.14-17)
3.    Как раскрываются Ростовы в сцене охоты? Что было важно Толстому показать в этом эпизоде? (часть 4 гл.6)
4.    Как проходят святки в семье Ростовых? Как Толстой передает психологическое состояние героев? (часть 4 гл.9-12)



Вариант№2
1.    Какой была встреча Наташи и Бориса в 1809 году? Какое решение принял Борис? Какова цель его визита к Ростовым? (часть 3 гл.12)
2.    Какие условия выдвинул старый князь Болконский в отношении женитьбы сына? (часть 3 гл.23)
3.    Что за человек был дядюшка Ростовых? Охарактеризуйте этого героя (часть 4 гл.4-7)
4.    Как развивались взаимоотношения Сони и Николая зимой 1809 г.? (часть 4 гл.9-13)


Вопросы и задания на знание текста
(том 3 части 1, 2)

Вариант№1
1.    Что задумал князь Андрей в отношении Анатоля Курагина? К чему он стремился? (часть 1 гл.8)
2.    Как Петя Ростов сумел увидеть государя? Чем закончилась эта встреча? (часть 1 гл.21)
3.    Каким увидел Смоленск Алпатыч, приехав туда из Лысых Гор? (часть 2 гл.4)
4.    Как Николай Ростов спас княжну Марью? (часть 2 гл. 13,14)
5.    Какова позиция князя Андрея в отношении пленных? Разговор князя Андрея и Пьера (часть 2 гл.25)
6.    Как проявилась «мысль семейная» в эпизоде «Пьер на батарее Раевского»? (часть 2 гл.31, 32)
Вариант№2
1.    За что Николай Ростов получил Георгиевский крест? Как он сам оценивал свое поведение на войне? (часть 1 гл.14, 15)
2.     Как Наташа сумела пережить разрыв с Андреем Болконским? Что возродило ее к жизни? (часть 1 гл.16-18)
3.    Какими были взаимоотношения дочери и отца в последние дни жизни старого князя? (часть 2 гл.2 ,3, 8)
4.    О чем говорил Кутузов с князем Андреем? (часть 2 гл.16)
5.    Каким было поведение Наполеона накануне Бородинского сражения? (часть 2 гл.28, 29)
6.    Как вел себя Пьер на батарее Раевского?  (часть 2 гл.31,32)

Вопросы и задания на знание текста
(том 4 части 1-3)
Вариант №1
1.    Кто и как помог Николаю Ростову встретиться с княжной Марьей в Воронеже? (часть 1 гл. 5-6)
2.    Каким увидел Пьер Платона Каратаева? (часть 1 гл.13)
3.    За 4 недели, проведенные в плену, Пьер изменился. Какие перемены произошли в нем? (часть 2 гл.12-13)
4.    Почему Тихон Щербатый считался самым нужным человеком в отряде? (часть 3 гл.5-6)
Вариант №2
1.    Как встретился Пьер с Даву? Что означала эта встреча для Пьера? (часть 1 гл.8)
2.    Какой была новая встреча княжны Марьи с Наташей? При каких обстоятельствах они встретились? Чем отличалась эта встреча от предыдущей? (часть 1 гл.15)
3.    Образ Кутузова. Что добавляют эпизоды, посвященные партизанской войне, к чертам Кутузова? (часть 2 гл.17)
4.    Как ведет себя в партизанском отряде Петя Ростов? Какие черты, присущие его семье, проявляются в этом герое? (часть 3 гл.7-11)

Вопросы для зачета
1.    С какой целью Толстой заставляет читателя соотнести в экспозиции романа три семьи?
2.    Кто из русских поэтов или писателей близок Толстому в изображении войны?
3.    Какова в эпизоде «Смотр при Браунау» роль такого приема, как многоголосие?
4.    Какие чувства владеют Андреем Болконским накануне Аустерлицкого сражения?
5.    Почему Ростовы и Болконские часто рисуются Толстым живущими в родовых усадьбах?
6.    Идейно-композиционная роль 2 тома в общем замысле романа-эпопеи.
7.    Почему князь Андрей идет на войну? Что не удовлетворяет его в жизни? Какова его жизненная программа?
8.    Какими, с вашей точки зрения, обретениями и потерями отмечен второй этап духовной биографии героя?
9.    Чем состояние и ощущения Пьера отличаются от состояния князя Андрея на батарее Тушина?
10.    Как меняется взгляд Пьера на личность Наполеона после событий 1812 года?
11.    В чем отношение Толстого к Наполеону смыкается  с оценкой Бонапарта князем Андреем?
12.    Чем отличается мирная жизнь в эпилоге от той, что была изображена во втором томе романа?

Темы сочинений
С1  Почему Пьер резко выделяется среди других гостей А.П.Шерер? (том 1 часть 1 гл.4)
С2  Кто из героев русской литературы, подобно Пьеру Безухову, резко отличался от общества, в котором он находился? Свой ответ обоснуйте.
С1  Как в сне Пьера отразилось видение Толстым устройства мира и места человека в нем? (том 4 часть 3 гл.25 от слов «Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве…» до «Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики».)
С2  В каких произведениях русской классики герои размышляют о смысле жизни и что их сближает с Пьером Безуховым?
С1  Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведенном эпизоде? (том 3 часть 2  гл.4 от слов «К сумеркам канонада стала стихать…» до слов «Пламя то замирало и терялось в черном дыме…»)
С2  В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом-эпопеей Л.Н.Толстого?
С1  Какова главная тема данного эпизода? Какова роль образа капитана Тушина в раскрытии  данной темы? (том 1 часть 2 гл.20 от слов «Про батарею Тушина было забыто…» до слов «Это  был  князь Андрей»)
С2  Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Толстой в данном фрагменте и в каких произведениях русской классики затрагиваются эти же вопросы?
С5 Является ли Платон Каратаев идеалом Л.Н.Толстого? Свое мнение обоснуйте.
С5  Как соотносятся слова Кутузова «твоя дорога – это дорога чести» с судьбой Андрея Болконского?
С5  Можно ли назвать Николая Ростова любимым героем Толстого?
С5  Что дает основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора?
С5  Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л.Н.Толстого?
С5  Как Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»
С5  Какова роль Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского?

Список литературы
Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., перераб. и расширенное. – М.: «Центр тестирования», – 2005. – 156 с.
Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся [Текст]/В.П. Беспалько// Школьные технологии.-2006.-№2.-С.138-150
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя. -СПб.: Фирма «Глагол», 2000.-272 с.
Ефремова Н.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителю // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 3

Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе / Т.И. Шамова [и др.] – М.: Педагог. общ-во России, 2007. – 192 с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»