Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка темы «Алгоритмы и исполнители»

(6 класс, УМК Л.Л. Босовой)

 

Потапов Андрей Александрович,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Василеостровского района Санкт-Петербурга,

учитель информатики и математики

 

Цель изучения темы:

научить составлять и записывать алгоритмы при решении практической задачи на основе:  

- знаний о понятии алгоритма, исполнителе алгоритма, формах записи алгоритма, типов алгоритмов;

- понимания того, что алгоритм обладает рядом свойств;

- умения представлять алгоритмы в различных формах.

 

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные:

-позитивное отношение к процессу составления и записи алгоритмов;

- творческий подход к процессу составления и записи алгоритмов.

Метапредметные:

Познавательные:

-исследовать приведенные последовательности действий на наличие свойств алгоритма;

- определять вид каждого алгоритма (линейный, с ветвлением, циклический);

- аргументированно обосновывать своё мнение;

- записывать алгоритмы словесно, графически;

- выбирать оптимальный вариант выполнения задания;

- использовать приобретённые знания и умения при решении задач с практическим содержанием.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

Коммуникативные:

- формулировать собственное аргументированное высказывание, мнение;

- участвовать в общем диалоге.

Предметные:

Предметные умения:

-  определять в предложенных последовательностях действий алгоритмы разных видов, обозначать их графически;

- составлять алгоритмы разных видов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Блок А. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнители вокруг нас.

Блок Б. Формы записи алгоритмов.

Блок В. Типы алгоритмов.

 

Термины и понятия (глоссарий) по теме:исполнители; алгоритмы: линейные, с ветвлением, циклические; блок-схема.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА:

Межпредметные связи: литература (композиционное построение произведения; анализ лирического произведения); математика (алгоритм решения задач).

Ресурсы:

 Учебник:Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 6 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

Демонстрационный материал:мультимедийные презентации.

Интерактивный материал: компьютерные тесты

Раздаточный материал:карточки с учебными заданиями.

Формы работы школьников:фронтальная; индивидуальная; парная. 

 

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ:

 

I этап. Самоопределение к деятельности.

У 6-классника Матвея есть младший брат Артем. Мама, уходя на работу, попросила Матвея объяснить Артему, что надо делать для того, чтобы вскипятить воду в чайнике на газовой плите.

Матвей перечислил все необходимые действия Артему и пошел в школу. Артем не запомнил точно, что нужно сделать.

Он налил воду в чайник. Затем зажег спичку. Потом включил газ. Дальше выключил газ. Затем поставил чайник на горелку и стал ждать, пока вскипит вода.

Когда на кухню пришла бабушка, то она улыбнулась своему незадачливому внуку, вместе с ним вскипятила воду, и они попили чай с очень вкусными конфетами.

Можно ли утверждать, что Матвей обманул Артема в том, что именно тот должен был делать?

Почему Артему не удалось самостоятельно вскипятить воду в чайнике на газовой плите?

Высказывания учащихся подводим к выводу, что Артем перепутал порядок необходимых действий и в результате не достиг желаемого результата.

Составьте инструкцию о том, как надо кипятить воду в чайнике на газовой плите, чтобы по ней любой ребенок, которому разрешат родители, смог бы это сделать.

Что нам для этого необходимо знать и уметь?

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Блок А. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнители вокруг нас.

Содержание блока осваивается школьниками на основе §3.1, §3.2 учебника и мультимедийных презентаций.

Задание 1(З[1], индивидуальная работа по карточкам, взаимопроверка в парах).  Объясните, что называется алгоритмом.

Задание 2 (З, индивидуальная работа по карточкам, взаимопроверка в парах). Назовите основные свойства алгоритма.  

Задание 3(П, работа в парах, самопроверка). Можно ли утверждать, что любое правило, которое вы изучали в школе в рамках предмета «русский язык», является алгоритмом? Обоснуйте свое мнение. 

Задание 4 (У, индивидуальная работа, самопроверка).  Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой. «Вот тебе 2 ведра, в одно из них входит 9 литров воды, а в другое – 5 литров. Но ты должна принести домой ровно 3 литра воды», - сказала она бедной девушке. Составьте алгоритм действий падчерицы, чтобы выполнить это поручение.  

Задание 5 (У, индивидуальная работа, взаимопроверка в парах). Теперь та же злая мачеха заставила сварить суп, который по рецепту варится ровно 20 минут. У падчерицы нет других часов, кроме песочных – одни отмеряют 9 минут, другие – 7. Составьте алгоритм действий падчерицы, чтобы на зло мачехе сварить суп ровно за 20 минут. 

Задание 6 (З, индивидуальная работа по карточкам, взаимопроверка в парах).Объясните, что называется исполнителем алгоритма.  

Задание 7 (П, работа в парах, самопроверка). Принципиально возможно создать некий исполнитель, который сможет выполнять абсолютно любые действия. Приведите ваши доводы в пользу данного утверждения или для его опровержения.  

Задание 8 (У, работа в парах, взаимопроверка).Придумайте плакат, иллюстрирующий достоинства и недостатки исполнителя «Человек».  

 

Диагностическое задание. Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам-пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух горшочков вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Составьте алгоритм действий для Винни-Пуха.

 

Блок Б. Формы записи алгоритмов.

Содержание блока осваивается школьниками на основе §3.3 учебника и мультимедийных презентаций.

Задание 1 (З, фронтальная работа, самопроверка).Назовите основные формы записи алгоритмов.

Задание 2(З, индивидуальная работа, взаимопроверка). Соотнесите название фигуры в блок-схеме с обозначаемым действием алгоритма.  

Задание 3(П, работа в группах, самопроверка). Выберите правильный вариант записи алгоритма перехода дороги по пешеходному переходу со светофором. Обоснуйте свой выбор.  

alt

alt

 

Задание 4 (У, индивидуальная работа, взаимопроверка).  Составьте блок-схему алгоритма переправы через реку двух солдат, если им готовы помочь два мальчика, у которых есть лодка. При этом лодка вмещает только одного солдата или двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не выдерживает.  

 

Диагностическое задание. Составьте блок-схему алгоритма переправы волка, козы и капусты через реку на лодке, если известно, что лодочник может перевезти за один раз либо волка, либо козу, либо капусту. При этом на одном берегу нельзя оставить волка с козой, а также козу с капустой.

 

Блок В. Типы алгоритмов.

Содержание блока осваивается школьниками на основе §3.4 учебника и мультимедийных презентаций.

Задание 1 (З, работа в группах, взаимопроверка). Объясните, какие алгоритмы называются линейными? Приведите пример такого алгоритма.

Задание 2 (З, работа в группах, взаимопроверка).   Объясните, какие алгоритмы называются алгоритмами с ветвлениями? Приведите пример такого алгоритма.

 Задание 3 (З, работа в группах, взаимопроверка).  Объясните, какие  алгоритмы называются циклическими? Приведите пример такого алгоритма. 

Задание 4 (П, работа в парах, взаимопроверка). Обсудите в парах и обоснуйте свое мнение по поводу того, каким типом алгоритма является следующий: «Родители разрешили пойти гулять, как только решу все задачи по математике из домашнего задания».

Задание 5 (У, работа в парах, взаимопроверка).  Приведите пример алгоритма решения задачи из вашего личного опыта, которому соответствовала бы данная блок-схема. После выполнения задания выполните взаимопроверку в парах.  

alt

Диагностическое задание. Запишите следующие алгоритмы с помощью блок-схем:

1). алгоритм открывания ключом входной двери;

2). алгоритм определения одной фальшивой монеты (более легкой) из трёх внешне одинаковых монет, лежащих на столе, с помощью только одного взвешивания на чашечных весах;

3). алгоритм кодирования слова с помощью некоторого шифра (например, кода Цезаря, азбуки Морзе и т.д.).

 

Диагностика освоения содержания темы.

Задание (пример одного варианта):

1.       Из предложенных вариантов выберите тот, который является определением алгоритма:

a.       Алгоритм – это описание последовательности шагов, которые выполняет Человек для решения какой-либо задачи.

b.       Алгоритм – это набор действий некоторого исполнителя.

c.        Алгоритм – это действия, которые выполняются исполнителем в определенном порядке, чтобы получить результат.

2.       Перечислите всех возможных, на ваш взгляд, исполнителей алгоритма уборки вашей квартиры.

3.       Исполнитель умеет выполнять только два действия: умножать число на два и стирать у числа последнюю цифру. Составьте алгоритм получения из числа 458 числа 14. Запишите его в наиболее удобной, на ваш взгляд, форме.

4.        Учитель физкультуры объявил, что занятия на улице будут проходить на улице только в том случае, если уличная температура будет выше 8°С. Школьник, собираясь утром в школу, размышляет, брать ему теплый спортивный костюм или форму для зала. Составьте алгоритм, который должен выполнить школьник, чтобы отправиться в школу в нужной экипировке. Запишите его в виде блок-схемы.

5.        Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма:

alt

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задание А (информативный уровень). Впишите в текст «Правила кипячения воды в чайнике на газовой плите для Артема»  пропущенные слова и оформите рассказ иллюстрациями:

«Правила кипячения воды в чайнике на газовой плите для Артема»:

1.     Налей … в … .

2.     Зажги … .

3.     Включи … .

4.     Поставь … на … .

5.     Подожди, пока … … .

6.     …  … .

Молодец, у тебя всё получилось!

 

Задание Б (импровизационный уровень). Составьте «Правила кипячения воды в чайнике на плите» для дошкольников,используя знания и умения изученной темы «Алгоритмы и исполнители», а также предложенную памятку:

1). Перед тем, как составить «Правила» необходимо учесть, какая на кухне установлена … (плита)

2). При составлении «Правил» нужно помнить, что все действия должны… (быть понятны дошкольникам, идти в определенном порядке)

3). «Правила» можно записать несколькими способами, например, … (текстом, схемой, рисунками)

Оформите свои «Правила» иллюстрациями.

 

Задание В (эвристический уровень).

Составьте инструкцию по кипячению воды в чайнике на плите для дошкольника и оформите ее иллюстрациями.

 

IV этап. Рефлексивная деятельность.

Задание 1 (самоанализ).

Дополните предложения:

1. Мне (важно/не важно) научиться составлять алгоритмы действий, потому что ______________________________________________________________________________________________.

2. Чтобы выбрать оптимальную форму записи алгоритма, мне необходимо учесть следующее: ______________________________________________________________________________________________.

 

Задание 2 (самооценка).

Закончите предложение:

Я (очень/не очень) доволен (довольна) составленной мной инструкцией для (Артема/дошкольников), потому что _______________________________________________________________________________________________.

 

Литература:

1. Босова Л.Л. Информатика, 6класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Босова Л.Л. Рабочая тетрадь по информатике для 6 класса М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

 



[1] Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У).

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»