Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кайгулова Зугра Зиевна

учитель русского языка и литературы ГБОУ

гимназии №66 Приморского района г. санкт- Петербурга

У вас мальчик орёт матом на одноклассниц?

У вас девочка орёт матом на одноклассников?

Ваши дети ничего не читают?
Даже не знаю, откуда они всего этого набрались.

Может быть, вы сами имеете какие-то предположения?

Захар Прилепин. «О воспитании детей».

       Работа по преодолению речевой агрессии входит как важная составляющая в систему воспитательной работы.  Если воспитание включает в себя  работу по  созданию  в классе особого уклада, своей особой дружественной атмосферы, то начинать это нужно как раз с речи детей.

     Детская речь изобилует прозвищами, иногда безобидными, порой оскорбительными, угрозами, грубыми требованиями и отказами, враждебными замечаниями, насмешками, ссорами. Для того, чтоб общение было в радость, нужно разрешать конфликты, не допускать ситуации проявления речевой агрессии, искать совместные пути её преодоления.

    Разберём с детьми некоторые их обидные высказывания и попытаемся разобраться, почему ребёнок так говорит.

     Оскорбление реализует явную агрессию(глупая курица, что за придурок, очкарик, жирдяй). Такое высказывание может  стать защитной реакцией(в ответ на поступок),  это косвенное осуждение действия( а не личности) другого ребёнка. Если вовремя  разобраться, дети сами извиняются и пытаются не прибегать к таким прозвищам и поступкам больше. Или же оскорбление может быть  намеренным, предполагает оценку личности собеседника, является более обидным высказыванием( псих, нищий, хохол, хач, идиот -  намеренно задеваются абсурдность, неправильность, неприятность другой личности).Здесь уже нужна более кропотливая и длительная работа по воспитанию толерантности по отношению к Другому, нужно учить уважать  право  быть другим по видению мира, по материальному положению,  по ментальности. «Оскорбления – это доводы неправых» - говорил Ж.-Ж. Руссо.

     Угроза – сообщение о негативных последствиях для адресата(считаю до трёх, сейчас получишь, ща врежу, мои родители пожалуются, ты мне больше не друг). Слов в угрозе немного, но скрытые, остающиеся за кадром компоненты известны и адресату, и угрожающему. Здесь важно учить видеть, понимать реальность и защищать свои права. Уверенный в себе, в своей защищённости ребёнок проигнорирует пустые угрозы. А слабый и тревожный ученик  должны уметь обратиться к взрослому.

      Грубое требование(замолчи, заткнись, живо ко мне, вон отсюда) или грубый отказ(ни за что, никогда, не приду на эту репетицию, не буду рисовать вашу идиотскую газету) реализуют сильную речевую агрессию. Важно учить детей тому, что к тем же словам, которые прозвучали грубо и невежливо, можно добавить волшебные слова (извините, пожалуйста, будь другом, будь добр), и требование или отказ зазвучат совсем по-другому, будут услышаны другим человеком и поняты.

            Враждебное замечание – отрицательное суждение о человеке(ты меня бесишь, ты мне надоела, коротышка). Внешний показатель – повышение тона голоса, вплоть до крика.  Нужно выяснять основную причину, что вызывает такую эмоциональную реакцию. Учить противостоять спокойным игнорированием, ответной шуткой, которая снимет напряжение.  Есть смех, который уравнивает всех – и адресата шутки и говорящего, учить детей принципам такого смеха, карнавального(по М.Бахтину), доброго, человечного.

           Насмешка – обидная шутка(какой ты умный – тому, кто допустил ошибку; Двоечница-двоечница!!). Может говориться с ехидной интонацией, с повторами, с растягиванием слов. Разбираемся с тем, кто любит придумывать насмешливые прозвища. Говорим о том, почему ему хочется доминировать, обижать других. Чем он обижен сам, чего ему недостаёт, какого внимания он ждёт от одноклассников.

          Ссора  - диалог, в котором обе стороны проявляют речевую агрессию, цель только уязвить противника, задеть сильнее( - Я буду ведущей на хэллоуин. --А чё это всегда ты? --Потому что мне лучше знать, я староста.--Да нет, потому что ты страшная… и т.д.). Ситуацию раскладываем по полочкам, находим компромиссное решение, которое устраивает всех(в данном случае, все девочки-организаторы праздников делают сценарии по очереди, чтоб каждая проявила своё мастерство, свои таланты).

       Речевая агрессия есть там, где есть класс, в котором дети просто формально вместе, у них нет друзей, нет уважения к праву другого быть самим собой, нет симпатий, нет совместных дел. Речевой агрессии подвержены примитивный и манипулятивный уровни общения.  Если же отношения в классе строить на эмпатии, на умении уважать других, и речевой агрессии становится меньше.

      Как реагируют на речевую агрессию дети? Известно по подсчётам Ю. В. Щербининой[i], что обычно 80 % детей реагируют ответной речевой агрессией. Физическая атака в ответ на слова - у 17 % детей. Лишь немногие дети выбирают уход-несопротивление.

       Предлагаю детям на уроках русского языка порассуждать на такие темы: «Что такое прозвища и как их избежать?», «Учитесь властвовать собою..», «Как остановить трамвайного хама?». Сочинения обсуждаем, лучшие печатаю, оформляем в виде стенгазеты.  Пишем сочинения–миниатюры на тему «В чём сила слов», «Пословицы о речи, о слове».

         Смотрим фильмы и мультфильмы об умении понимать другого человека как самодостаточную личность, как особый мир. На примере мультфильма Гарри Бардина «Адажио» говорим о тех, кому в обществе тяжелее всего, о «белых воронах», о бескорыстных альтруистах, о беззащитных талантах. Развиваем способность быть толерантным.

      На родительских собраниях затрагиваю проблему речевой агрессии, индивидуально беседую с родителями матерящихся мальчиков.

      Проводим на классных часах самонаблюдение и самоконтроль своей речи. Помним правило трёх С: самоанализ, сопереживание, снисходительность, чтобы воспитывать в себе критическое отношение к своему поведению и уметь прощать. Рассказываю притчу «Ворота сада» и обсуждаем её совместно.

       Провожу тест Басса-Дарка и с ребёнком  индивидуально разбираем, над чем ученику поработать самостоятельно.

      Какими же конкретными средствами речевого этикета  нужно научиться  владеть, чтобы потушить словесную перепалку и не спровоцировать новую ссору?

        Необходимо уметь извиняться. Извиниться, значит признать собственную неправоту, выразить сожаление о своём грубом высказывании. Очень часто речевая агрессия возникает в ответ на грубое требование, вызванное элементарным неумением сформулировать просьбу в вежливой корректной просьбе.

        Как же противостоять речевой агрессии, если в общении она уже проявилась?

       Игнорирование – одна из эффективных  мер в таком случае, если ситуация не переходит в открыто обидное, неприемлемое общение. «На гнилое слово держи ухо глухо» - гласит по этому поводу пословица. У обидчика игнорирование вызывает нарушение его сценария, запал пропадает, негатив медленно, но улетучивается.

       Иногда трудно не замечать грубости, ведь для этого нужны сила воли, терпение, выдержка – качества которые нужно развивать. Переключение внимания – способ изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его, перевести разговор на другую тему. Для этого, конечно же, нужна быстрая реакция и умение управлять разговором. Снисходительным может быть только духовно сильный и  интеллектуально подкованный.

     «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего»,- советовал М. Горький. Необходимо использовать положительные оценочные высказывания, словесную демонстрацию похвалы. Умелое и уместное использование юмористических словесных приёмов сводит «на нет» неприятную речевую ситуацию.

     Слово - великое оружие, которое может служить не только во благо, но и на стороне зла. Невозможно полностью устранить речевую агрессию из повседневного речевого общения, однако нужно стремиться достойно выйти из конфликтной ситуации. Как сказал известный поэт:  «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…»

Приложение

Тестовый опросник  Басса -Дарка[ii]

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю несогласен с людьми
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
  20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  54. Неудачи огорчают меня
  55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

Ключ к тесту

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

  • "да" = 1, "нет" = 0:1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
  • "нет" = 1, "да" = 0:9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

  • "да" = 1, "нет" = 0:2, 18, 34, 42, 56, 63;
  • "нет" = 1, "да" = 0:10, 26, 49.

3. Раздражение:

  • "да" = 1, "нет" = 0:3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
  • "нет" = 1, "да" = 0:11, 35, 69.

4. Негативизм:

  • "да" = 1, "нет" = 0:4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

  • "да"= 1, "нет" = 0:5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
  • "нет" = 1, "да" = 0:44.

6. Подозрительность:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

  • "да" = 1, "нет" = 0:7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
  • "нет" = 1, "да" = 0:39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность= Обида + Подозрительность;

Агрессивность= Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов теста

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

 



[i]Ю.В.Щербинина   Русский язык Речевая агрессия и пути её преодоления. Учебное пособие для студентов, преподавателей. М.2004, 224стр.

[ii]Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)/ Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.80-84

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»