Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проектная деятельность в школе (из опыта работы) Медведева Лариса Александровна учитель английского языка, ГБОУ СОШ с углубленным изучением немецкого языка №111 Метод проектов в школе стала неотъемлемой частью образования. Реализация ФГОС сегодня подтверждает, что метод проектов создает условия для развития у учащихся их самоидентификацию посредством личностно-значимой деятельности. О пользе и необходимости таковой могу судить на примере учащихся своей школы. Данная технология повышает интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некой суммой знаний, умений и, как следствие, решение этих проблем через проектную деятельность. Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен, потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков: рефлексивные, исследовательские, навыки оценочной самостоятельности, умение работать в сотрудничестве, менеджерские, презентационные. Именно поэтому часы проектно-исследовательской деятельности внесены в компонент образовательного учреждения в УП ФГОС. Создание и защита проектов для учащихся 9 классов помогает учащимся на следующей ступени их учебной деятельности в 10-11 классах - в написании проектно-исследовательских работ. Предмет второй иностранный язык (английский) – не стал исключением. Процесс приобщения учащихся к проектной деятельности начинается с первого года обучения. Работая по УМК «Мой выбор - английский», начиная с 5 класса, учащимся предлагаются несложные задания на основе научно-популярных текстов решить конкретные проблемы, а также провести небольшие исследования частично-поискового характера. Учитель на данном этапе предлагает необходимые образцы, клеше, план деятельности, а то и шаблоны, которые помогают ученику в решении поставленной задачи. Так, в процессе работы над темой «Мои коллекции», учащиеся читают базовый текст из учебника, обсуждают его, задавая вопросы своим одноклассникам, составляют таблицы приоритетов коллекционирования в классе и рассказывают о своей коллекции. Изучив тему «Моя семья», ученики с удовольствием оформляют проекты «Мое семейное дерево», сопровождая свои проекты рассказами о семье. К темам, в заключение изучения которых предлагаются проектные работы, также относятся «Мой дом», «Мой питомец». По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка на уроках: 1) Игровые – ролевые 2) Информативно-исследовательские 3) Сценарные 4) Творческие работы 5) Издательские проекты Данный вид деятельности эффективен не только в плане повышения интереса к предмету, но также, совершенствует навыки владения английским языком. Таблица представляет перечень тем проектных работ в 6 классе. Класс Тема проекта Вариант исполнения 6 «Мой кумир» Интервью Блог «Распорядок дня» Письмо другу Рассказ «Мой район» Изготовление макета Диалог «Как пройти…» Учащимся предлагается сделать выбор, по какой теме делать проект. Такой подход дает большую заинтересованность в данном виде деятельности. Количество участников в работе над одним проектом также может варьироваться от 1 до 5 человек. Моя задача как учителя постараться сделать так, чтобы каждый ученик попробовал себя как в индивидуальной, так и в групповой форме работы над проектом. Важно также помочь учащимся сделать правильный выбор на начальном этапе работы над проектом, а также на заключительном этапе, когда перед ребенком встает необходимость обобщить материал и облачить его в конкретный продукт. Ценность данного вида деятельности, на мой взгляд, еще и в том, что она открывает творческие возможности для совместной работы детей с родителями и другими членами семьи, что, безусловно, ведет к укреплению внутрисемейных ценностей. Наряду с этим, у ученика должно формироваться чувство собственной значимости от проделанной работы. В связи с этим, для учителя важно продумать, как ребенок может представить результаты своего труда. Прекрасно зарекомендовали себя следующие мероприятия: спектакль «Делу время, потехе час», школьная стенгазета «Удивительные животные», выставка на которой были представлены проекты книг о животных, с которыми могли познакомиться учащиеся всей школы и отдать свой голос за наиболее понравившуюся книгу. Формы могут быть различными. Главное, чтобы мероприятия были яркими, запоминающимися и вызывали интерес учащихся в продолжение участия проектной деятельности. На этапе старшей школы учащиеся приобщаются к навыкам творческой деятельности на базе реализации навыков самостоятельной работы. На данном этапе приобретенные знания по предмету дают возможность изменения взаимоотношений ученик-учитель. В центр внимания мы ставим ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество, в процессе которого я стараюсь прививать школьникам навыки исследовательской работы, умение рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения. Ни для кого не секрет, что под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: • постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), • изучение теории, связанной с выбранной темой, • выдвижение гипотезы исследования, • подбор методик и практическое овладение ими, • сбор собственного материала, • его анализ и обобщение, • собственные выводы. Девизом исследовательской деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Для того чтобы учащиеся самостоятельно начали размышлять, они должны быть заинтересованы в теме спора. Поэтому, начиная исследовательскую работу, необходимо выяснить интересующие учащихся темы или области знаний. Старшеклассникам может быть предложена следующая анкета: Что меня интересует больше всего? Чем я хочу заниматься, прежде всего (литературой или математикой, экологией или экономикой и т.д.)? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? В каких предметах школьного курса я наиболее успешен? Что из изученного мне хотелось бы узнать более глубоко? Как правило, ученики старшей школы идут в ногу со временем и проблему актуальности исследования находят быстро, а это является одним из важных компонентов исследовательской деятельности. Однако на этапе формулирования гипотезы, не все ученики обходятся без помощи наставника. Учащимся стоит объяснить, что чаще всего гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя и более событиями или явлениями. Например: «Заимствованные слова возникают, так как в русском языке нет соответствующих лингвистических единиц, чтобы назвать те или иные предметы и явления. Так как новых предметов становится больше, то и количество заимствований увеличивается». Хочется также остановиться на этапе сбора информации. Цифровизация современного мира открывает учащимся широкие возможности по поиску и сбору информации для своей исследовательской работы. Однако необходимо предупредить учащихся о тщательном подходе в отборе информации, использовать проверенные временем источники: печатные книги, журналы, их цифровые варианты на официальных сайтах, поскольку в огромном потоке интернет нередко предоставляет непроверенную, а порой ложную информацию. Необходимо помнить, что у признанных научных методик есть авторы. Учащимся необходимо делать ссылки на источники, из которых были получены сведения о методах исследования, и уметь оформлять это грамотно. Грамотное оформление исследовательской работы – это еще один важный момент, на который должен обратить внимание наставник, поскольку в результате написания работы автор не только получает новые знания об известных объектах, но и приобретает навыки оформления печатного текста. В заключении хочется подчеркнуть то, что учебные исследовательские работы отличаются от научных тем, что их главной целью является развитие личности, а не получение объективного нового результата, как в «большой » науке. Литература: Преснякова И.И., Онищенко Г.Ю., Прохорова В.В. Организация и руководство индивидуальным проектом учащегося при реализации ФГОС среднего общего образования (из опыта работы школинновационных площадок Ленинградской области). В 3 ч. Ч. 2 / Проектноисследовательская деятельность старшеклассников [И.И. Преснякова, Г.Ю. Онищенко, В.В. Прохорова]; Учебно-методическое пособие /под общей ред. Н.В. Фирсовой. – СПб.: ЛОИРО, 2016. - 30 с. – ISBN978-5-91143-691-9. Положение о проектно-исследовательской деятельности на уровне основного общего образования в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №111 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт Петербурга. [Электронный ресурс]URL: nd_proekt_20.pdf (sch111.spb.ru)Румянцева Л.Ю. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях ФГОС ООО [Электронный ресурс]URL:organiz_proetknoy_deyat.pdf (525school.ru) (дата обращения: 03.06.2023) Учебное исследование и проект во внеурочном пространстве школы как средство личностного развития обучающихся при получении основного и среднего общего образования [Электронный ресурс]URL:uchebnoe_issledovanie_i_proekt1.pdf (mskobr.ru) (дата обращения: 03.06.2023)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»