Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Групповое логопедическое занятие в 1 классе для детей, имеющих нарушения устной речи

Дифференциация звуков И-Ы

Венценоснова Елена Валентиновна
 Цели: 1. Учить детей воспроизводить простой ритм по образцу.
                 2. Учить детей различать звуки И-Ы.
                 3. Учить образовывать множественное число существительных с окончаниями
                    -ы, -и.
                 4. Познакомить детей с правилом: звук И обеспечивает     мягкость предыдущего  согласного звука.
                 5. Закрепление графического образа букв И, Ы
Оборудование перечислено в ходе занятия. 
     Ход занятия.
1. Орг. момент.
 Логопед предлагает сесть тем детям, которые назовут слова со звуком Ы. 
2. Постановка цели занятия.
Педагог говорит детям, что звук Ы подружился со звуком И. Сегодня будут повторяться эти звуки. Какие это звуки? (Гласные). 
3. Сравнение и правильное произнесение звуков Ы, И.
Логопед говорит, что звук И пришел в гости к звуку Ы и стучится в дверь. Педагог отстукивает простой ритм (!!, !!!, !, !!!!).  Детям предлагается  воспроизвести этот ритм.
Затем дети по просьбе логопеда произносят звуки Ы, И, глядя в индивидуальные зеркала, и сравнивают положение артикуляционных органов при произнесении этих звуков. (И: язык у нижних зубов, губы «улыбаются»; Ы: губы «улыбаются», язык оттягивается от зубов, нижняя  челюсть слегка выдвигается вперед). Делается вывод о том, что эти звуки похожи.
Логопед говорит, что звуки Ы, И хотят поиграть с детьми в разные игры.
А) Детям предлагается хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук И.
И, Ы, И, Ы, Ы…: им, ым, ды, ди,; мышка, мишка, Дима, дыня, тыква, тина, мина.
Б) Игра «Скажи наоборот» (с мячом).
Логопед бросает мяч и произносит слог с одним из дифференцируемых звуков. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его обратно, произнося слог с другим звуком. (мы-ми, ды-ди, кы-ки, ты-ти, сы-си,пы-пи, ны-ни, бы-би).
В) Игра «Разложи картинки».
На столе лежат картинки с изображением предметов, содержащих звуки Ы, И. Дети по очереди выходят к доске и берут картинку, определяют, какой звук содержится в названии – Ы или И, закрепляют картинку под соответствующую букву и определяют позицию звуков в слове. Картинки: тыква, дыня, сыр, кит, лист, игла, клетки, машины.
Г) «Назови лишнее слово».
Дыня, рис, Рита, кит; дым, сыр, пыль, липа; мосты, коты, книги, зонты; лист, Дима, мышь, сила.  
4. Физкультминутка.
Упражнение для развития слухового внимания.
Дети ходят по кругу. Логопед произносит гласные звуки. Дети должны: на звук О поднять руки вверх, на звук А присесть, на звук И остановиться, на звук У хлопнуть в ладоши, на звук Ы подпрыгнуть. 
5. Образование множественного числа существительных с окончаниями –ы, -и.
А) Логопед произносит существительные в единственном числе; детям предлагается те же слова произносить во множественном: «Я буду говорить про один предмет, а вы про много, например, если я скажу липа, вы должны сказать липы». Слова: ель, клен, липа, олень, охотник, веник, лимон, лента. Внимание детей обращается на различные окончания - -ы или –и. Вызванный ребенок должен четко произнести нужное слово, а затем назвать последний гласный звук (Ы или И).
Б) Игра «Загадки».
Логопед показывает детям пары картинок. На одной из них изображен предмет, название которого во множественном числе имеет окончание –и, на другой -  окончание –ы. Картинки: маки - пионы, тыквы - дыни, утки – дубы, конфеты – вафли, ленты – клетки. После того как дети четко произнесут названия предметов, им предлагается догадаться, какой предмет задуман. Педагог произносит конечный гласный (Ы или И). Вызванный ребенок угадывает задуманное слово. Внимание детей обращается на различные окончания во множественном числе. 
6.  Знакомство детей с правилом: звук И обеспечивает мягкость предыдущего согласного звука.
Логопед предлагает детям сравнить пары слов, понаблюдать за изменением твердости – мягкости согласного звука, который стоит перед звуками Ы – И: быть – бить, выть – вить, забыть – забить, мыла – Мила. Затем объясняет правило: звук И придает мягкость предыдущему согласному (И «дружит» с мягкими согласными, а Ы «дружит» с твердыми согласными). 
7. Дифференциация букв Ы – И.
Логопед называет слова, а ребенок пишет букву Ы или И из этого слова. Слова: Дима, дым, мышка, мишка, Мила, мыло.
8. Рефлексия.
Какие звуки и буквы повторяли на занятии? Что о них узнали?
(И, Ы – это гласные звуки. Они похожи по произношению. И «дружит» с мягкими согласными, а Ы «дружит» с твердыми согласными).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»