Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корней однокоренных слов.

Учитель начальных классов:

Попова Елена Вячеславовна

Класс: 3 класс

Предмет: русский язык

Тема урока Корень слова.

Единообразное написание корней слов Цели урока: образовательные: - формировать представление о подборе родственных слов; - вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; - закрепить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов; коррекционные: - развивать внимание, память, наблюдательность, орфографическую зоркость; - вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся; воспитательные: - формировать умение работать в группе: развитие коммуникативных умений, - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей, - повышать уверенность в себе - развивать творческую активность; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательность - прививать интерес к изучению русского языка. Оборудование: 1. Карточки с заданиями. 3. На доску прикрепить части дерева: корень, ствол, ветви. 4. Кленовые листья из цветной бумаги (по количеству учащихся класса). 5. Ромашки для творческой работы (в центре – корень слова) 6. Фломастеры, маркеры. 7. Учебники по русскому языку для 3 класса (часть 1). Роли участников группы: - руководитель - контролёр (лидер группы, который отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы). - редактор (отвечает за правильность выполнения задания); - оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания); - организатор (следит за активностью каждого участника группы, фиксирует активность каждого в специальной таблице); Ход урока І.Релаксация - Давайте настроимся на работу. Сядьте все поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе». ІІ. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в лес. Какой лес бывает? (хвойный и лиственный) А мы отправимся в необычный – сказочный Составсловный лес. Чтобы туда попасть создадим группы-центры: центр чтения, центр русского языка, центр математики и центр творчества. Учитель сообщает, что в настоящий момент ребята находятся в море Знаний. Прежде чем вы начнете работу в Центрах надо проверить домашнее задание. ІІІ. Проверка домашнего задания. 1.Обозначь в словах окончание. вкусный торт, голодная собака, съедим яблоко 2.Найди и подчеркни слова с нулевым окончанием. конь, лошадь, рысь, сова, ослик, змея 3. «Слово заблудилось». В группе однокоренных слов найди лишнее и подчеркни его. гусь, гусыня, гусеница, гусята Теперь мы смело отправляемся в путь. Ой! На нашем пути преграда и нам ее надо преодолеть. Вы знаете правила? Здесь для вас приготовлены следующие задания. - Друзья, моя задача такова: Открыть вам, как построены слова. Какие их морфемы составляют? Та часть слова, которая изменяется, как называется? (Окончание.) Остальную часть слова именуем мы как? (Основа.) - Итак, наше путешествие продолжается. Но, дорогу в сказочный лес преградила туча. Пройти мы с вами сможем далее, лишь выполнив ее задание ІV. Чистописание. Б Б Б // ббб Барабанщики бараны Барабанят в барабаны. - Найдите сходные по смыслу слова. Объясните их значение. Выделите в них общую часть. V. Новый материал. - Какие сходные по смыслу слова вы нашли в нашей скороговорке? - Какая у них общая часть? Можем мы сказать, что эти слова – родственники? Кого мы называем родственниками? - Как называется общая часть родственных слов? - Работа над правилом. В нашем городе Корнеслове растут разные деревья. Называются они словесными. Одно такое дерево выросло и у нас. Основное значение слова заключено в корне. Корень слова – как корень растения: нет его – нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом. Смотрите, под нашим деревом вырос гриб. А рядом – что? (Грибок.) Кто придёт собирать грибы? (Грибник.) Он сварит из них какой суп? (Грибной.) Запись однокоренных слов под диктовку. - Почему эти слова однокоренные? - Каждая группа получает задание украсить дерево с корнями –смех- (-смеш-), -мороз-, -лес-, -школ- VI. Физкультминутка. Вот мы в лес пришли Белый гриб нашли Раз грибок, два грибок Положили в кузовок. VII. Работа в центрах. Ура! Путь свободен. Мы допущены до работы в ценрах. Центр чтения отправляется в город Окончаний. У норы добычи ждёт, притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, вырываясь от кота. А теперь и за версту не приблизится к коту. Крыса старая - и та, видя грозного кота, удерёт в нору под дом, чтоб не встретится с котом. Там дрожит и в темноте вспоминает о коте. Задание: выразительно прочитайте стихотворение «Про кота». Назовите формы слова и их окончания. К слову кот подберите однокоренные слова. Центр математики работает в городе Корнеслове. На отдельном листе записаны задачи: Голосит коза: -Ой, беда, беда, беда! Разбежались кто куда Семеро козлят! Один – в лесок, Другой – за стог, А третий козлёнок Спрятался в бочонок! А сколько козлят В избушке сидят? Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла. Разделила на троих. Сколько каждому из них? Задание: устно решите задачи. Подчеркните в тексте задач однокоренные слова, выделите в них корень. Центр русского языка отправляется на реку Словарных Слов. На карточке записаны словарные слова . Задание: запишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы. К словам яг..да и р..бота подберите однокоренные, выделите в них корень. Центр творчества остановится около города Корнеслова и будет собирать цветы. На поле ветер оборвал со всех ромашек лепестки. Осталась только серединка – корень слова. Соберите ромашки, раскрасьте лепестки, подберите родственные слова. Корни слов цвет, дым, снег. Однокоренные слова даны вперемешку: дымка, заснежило, цветник, цветение, задымление, снегирь, дымчатый, цветок, снежок, снежный, цветочный, цветной, дымно, дымить, снеговик, снежинки. XІІІ. Отчёт центров о проведённой работе. X. Домашнее задание. С.100, упр. 32. ІX. Итог. Конкурс «Верю - не верю» 1. Верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные? 2. Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные? 3. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются? 4. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные? 5. Верите ли вы, что слова страна и страница однокоренные? 6. Верите ли вы, что слова купаться и покупатель однокоренные? 7. Верите ли вы, что у слова скворец нулевое окончание? 8. Верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова? 9. Верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание? Х. Рефлексия. Пополним наш лес осенней листвой. Вы неслучайно принесли сегодня листья. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой листик на деревья, а те, кто в этом не уверен, остаются на заборе Правил.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»