Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Языковая компетенция на начальном и среднем этапе обучения английскому языку.

 

Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Федотова Марина Юрьевна

 

Цель обучения английскому языку  -  формирование иноязычной коммуникативной компетенции в ее следующих составляющих :

- лингвистической

-социокультурной

-социолингвистической

-стратегической и дискурсивной

-социальной.

 

 Лингвистическая составляющая, в свою очередь, делится на :

-лингвистическую

-языковую.

 

Языковая компетенция это :

-Фонетика

-грамматика

-лексика.

 

Формирование фонетически навыков речи.

 

В методике существуют два основных подхода к обучению данного аспекта языка. Рассмотрим каждый из них и определим их достоинства и недостатки.

 

1. Артикуляционный подход.

 

Основные теоретические положения данного подхода были разработаны советским ученым-лингвистом И. А. Грузинской и К. М. Колосовой.

Суть этого метода в том, что бы научить учащихся постановке артикуляционного аппарата. Обучая согласным звукам,  надо обращать особое внимание на артикуляцию, палатацию (смягчение) и аспирацию.

Гласные тоже таят в себе не малую опасность. Для английского языка существенна долгота гласных.

 

И. А. Грузинской выделила следующие этапы работы со звуками :

 

 - Ориентировка.

Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звука.

 

 - Планирование.

Обучаемые должны поставить свои органы артикуляции в нужное положение.

 

- Артикулирование.

Это собственно произнесение звуков.

 

-Фиксирование звуков.

То есть сохранение органов артикуляции в нужном положении, что бы лучше запомнить и зафиксировать это положение.

 

-Отработка звука.

Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции.

 

Безусловной заслугой данного подхода является создание системы фонетических упражнений  и зарядки.

 

Содержание фонетической зарядки:

1.     Это повторение стихов, текстов, скороговорок.

2.     Лесенки.

3.     Слушанье с целью исправления ошибок.

4.     Распознавание диалекта.

5.     Определение отношения к чему-либо по интонации.

6.     Произношение одной и той же фразы с разной интонацией.

7.     Повторение в паузу.

8.     Повторение синхронно за диктором.

9.     Узнавание слов со слуха с последующим повторением.

 

 

2.Акустический или имитационный подход.

 

 

В  данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции , а слуховое восприятие речи и ее имитацию.

 

3. Дифференцированный подход.

 

Предполагает сочетание артикуляционного и акустического подхода.

 

Формирование лексических навыков речи.

 

Формирование лексических навыков предполагает :

 

- знание формы слова (звуковой и графической).

-знание значения слова.

-знание употребления слова.

 

Как вводить лексические единицы с точки зрения семантики.

 

Способы семантизации.

 

1.Через определение.

2. Через контекст.

3.Через наглядность:

 

- Предметную (разные предметы).

-Изобразительную (картинки).

-Наглядность действием (изобразить глагол действием).

-Звуковая наглядность.

-Контекстуальная наглядность.

 

4. Через синонимы и антонимы.

5.Через словообразование.

 Существуют следующие способы словообразования :

 

-Префексно-суфиксальный.

-Словосложение.

-Конверсия.

 

6.Переход одной части речи в другую.

7.Перевод.

8.Найти слово в словаре.

9.Развитие языково – контекстуальной догадки. Через

 

 

Система лексических упражнений.

 

Существуют три уровня лексических упражнений :

 

-На уровне слова.

-На уровне словосочетания.

-На уровне предложения или сверхфразового единства.

 

Лексические упражнения на уровне слова.

 

1.Соотнести картинки со словами ( для определения значения слова).

2.Маленький связный текст нужно назвать одним словом (обобщение или категоризация).

3.Выделить лишнее слово (не подходящее по смыслу).

4.Назвать синонимы и антонимы к данному слову.

5.Найти как можно больше однокоренных слов.

7.Распределить слова по определенному признаку (по степени нарастания чувств,   по степени надежности и комфорта, по скорости передвижения).

 

 

Лексические упражнения на уровне словосочетания.

 

1.Spider web. (film-comedy-science-boring-white-black).

2.Соединение разных слов в устойчивое выражение.

3.Подобрать к существительным прилагательные.

4.Подобрать к глаголам наречия.

5.Соединить слова, что бы получилась пословица или поговорка.

 

 

Лексические упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства.

 

1.Закончить предложение.

2.Поставить слова в нужном порядке.

3.Вставить слова.

4.Убрать какое-то количество слов без потери смысла.

5.Составить предложения из слов.

6.Соединить разные части предложения в связный рассказ.

7Подобрать заголовок к тексту.

8.Дать определение слову.

9.Прокомментировать пословицу.

10.Составить рассказ с данными словами.

11.По предложенному плану подобрать слова для составления рассказа.

12.Описать картинку.

 

Контроль сформированных лексических навыков.

 

-Тесты.

-Самоконтроль (дается работа и далее проверяется по ключам, которые даны на доске).

-В виде работы с текстом.

 

 

Формирование грамматических навыков речи.

 

 

Целью обучения грамматики – является формирование грамматических навыков. То есть  умения грамотно сочетать слова, изменять словосочетания.

Знать грамматику означает:

 

 -Знать форму того или иного времени.

 -Знать значение времени.

 -Знать употребление.

 -Речевую функцию.

 

 При изучении грамматики существуют два основных подхода:

 

-Имплицитный (без объяснения правил).

-Эксплицитный (с объяснениями правил).

 

В рамках каждого подхода существуют два метода. В чистом виде

Эти два метода отдельно используются редко. Наиболее распространенным является дифференцированный подход – выборочное использование двух подходов. 

 

 

 

 Имплицитный подход. Без объяснения правил.

 

1.     Структурный метод.

 

Это отработка структуры модели. Заучивание структуры без речевых ситуации. Плюсы – длительность отработки, формирование динамического стереотипа. Минусы – монотонность, нет речивых ситуации. Грамматические структуры существуют вне речи.

 

 

2.     Коммуникативный  метод.

Наличие речевых ситуаций.

 

-Лексические и грамматические единицы объединены в связный текст.

-Имитация речи при наличии речевой задачи.

-Отработка грамматических структур в конкретной ситуации. Например, ситуации знакомства.

Этот метод может широко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрослых. Учебники Верещагиной и Биболетовой  для 1-2 классов построены на использовании этого метода. При этом разумно сочетать и структурный и коммуникативный методы.

 

 

Эксплицитный подход.  С объяснениями правил.

 

1.Дедуктивный метод.

 

-Изучается правило с использованием специфических грамматических структур.

-Учащиеся находят данное грамматическое правило в тексте или предложении.

-Выполняются подстановочные предложения (раскрой скобки, подставь прилагательные в нужной форме).

Плюсы – серьезная отработка грамматических правил. Минусы – трудность понимания грамматических терминов. Предложения безлики вне реального текста.

 

1.Индуктивный метод.

 

От единичного к общему. Учащиеся сами формулируют  правила. Через контекст пытаются осмыслить новое грамматическое явление, его форму и выяснить закономерность его использования.

 

Последовательность действий:

 

-Дается текст, где часто встречается новое грамматическое правило. Надо

Понять и сформулировать новое грамматическое правило. Задание должно быть посильно учащимся.иначе оно займет слишком много времени и может привести к неправильным выводам.

Плюсы – развивает догадку по контексту, самостоятельное языковое наблюдение.

Минусы – может занимать много времени. Неверно выведенное правило, может привести к устойчивой ошибке.

Наиболее распространенный – это дифференцированный подход. То есть сочетание различных подходов и методов.

В начальной и средней школе используется индуктивный метод т. к.

 -Грамматический материал еще не очень сложный и предполагает выведение правил по контексту.

-Именно на этом этапе активно формируется механизм языковой догадки.

-Можно избежать трудных грамматических терминов.

 

На старшем этапе обучения, как правило, используется дедуктивный метод.

 

-Уровень языковой грамматики уже очень высок.

-Сложные грамматические структуры понять самостоятельно не возможно.

-Акцент на автономность учащихся.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»