Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Разработка урока по внеклассному чтению во втором классе

на тему «О братьях наших меньших» (по произведениям Н.И. Сладкова)

 

Орлова Нина Петровна

учитель начальных классов

ГСОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа(VII) вида №561

 

 

Цель: обобщить и  расширить знания о творчестве Николая Ивановича Сладкова.

Задачи:

1)    обучающая: расширение знаний об окружающем мире, обогащение словарного запаса, развитие навыков чтения, пересказа;

2)    развивающая: работа над развитием речи, умение анализировать, обобщать, выделять главное;

3)    воспитательная: воспитание интереса к чтению, привитие любви и бережного отношения к природе, способности видеть красивое и удивительное в окружающем мире.

Наглядность: портрет писателя, выставка книг писателя; картинки,  рисунки  учащихся, аппликации к произведениям Сладкова, карточки  с заданиями, кроссворд, высказывания писателя о природе, маски животных.

Ход урока

1.Организация класса.

    Прозвенел звонок и начинается урок. Я вам улыбнусь, и вы улыбнитесь друг другу. Пусть вам  сопутствует  успех и удача на уроке. Отбросьте плохое настроение. Сейчас мы отправимся в «Страну удивительных тайн». А поведёт нас в эту страну замечательный писатель Н.И.Сладков.

2.Вступительная беседа с учащимися.

    На этом уроке внеклассного чтения мы продолжим знакомство с произведениями удивительного писателя Н.И. Сладкого. Мы уже познакомились с некоторыми его рассказами. Но это только маленькая часть того, что он написал. Посмотрите на эту выставку книг. Сладков написал более 30-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. Я вам рассказывала немного о жизни этого писателя. Что вы запомнили?

Ответы учеников ( Родился в Ленинграде. В 21 год пошёл на войну и воевал до победы.  У него много орденов и медалей за храбрость и смелость на войне. С детства любил природу, каждую свободную минуту посвящал изучению природы).

   Сладков писал: «Природа волновала меня всю жизнь. Её красота, тайны, загадки влекли моё сердце. Поэтому все книжки мои о ней». На уроках чтения мы только закончили раздел «О братьях наших меньших». А кто это братья наши меньшие?

(ответы детей).

- А какие рассказы  вам больше всего запомнились?

-Кого из писателей Сладков считал своим старшим товарищем и учителем? (В.В. Бианки).

  Он говорил о нём: «Я его легко понимал. Души наши были родственными».

О своих книгах Сладков писал так: «Мои книжки - плоды моих увлечений. Увлечение подводным миром породило книгу «Подводная газета». Для этого приходилось спускаться на дно рек, озёр, морей. Увлечение пещерами дало книгу «Под каменным небом» и «Под шапкой-невидимкой».

Увлечение пустынями – книгу «Земля солнечного огня». 16 лет Сладков проработал в горах Кавказа, Памира, Тянь-Шаня, Крыма, Урала и написал книгу об удивительном мире гор. Есть у него книги об обитателях далёкого Севера, тундры, степей.

     Но особенно много писал он о лесе и его обитателях. О лесе он говорит как о живом:  «С лесом надо дружить. Лес открывается только друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. А уж на это он мастер! Если в крепких сапогах и плотной куртке, то он не станет бить по бокам и ногам, а будет метить в глаз, хлестнёт по замёрзшему уху. Ну а если дело летом и вы босиком, он ловко подбросит под голую пятку колючую шишку. Дырочка в сапоге – нальёт ледяной воды, ворот распахнут – горсть колючей хвои за шиворот, руками размахался – сейчас же по рукам  жгучей крапивой.  Всё видят его зелёные глаза, до всего тянутся его цепкие руки. И до тех пор будет шпынять, пока не узнаете его характер. А характер у него, в общем, ничего. И узнать его просто. Надо просто постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья, услышать как травы и кусты просят пить и понять, о чём говорят птицы и звери, - только и всего! Лес – это жизнь полная тайн, и охота за этими тайнами – счастливая охота. Главное правило, которое надо выполнять, приходя в лес, можно найти в рассказе «Лесные тайнички».(правило  на доске)

     Чтение учащимися правила:

«Хочешь увидеть – стань невидим.

Хочешь услышать – стань неслышим.

Хочешь узнать – затаись».

       -А теперь поработаем по группам.

3.Сейчас, ребята, вас ждут несколько интересных заданий по прочитанным произведениям Н. И. Сладкова.

1-е задание

На партах у вас вопросы и ответы. Надо найти ответ к каждому вопросу и прочитать.

Вопросы 1-й группе:

1)Кто пел песенку подо льдом? (Оляпка)

2)Какая птица устроила гнездо в почтовом ящике? (Трясогузка)

3)Кого ёж не мог перехитрить в рассказе «Бежал ёжик по дорожке» (Филина)

Вопросы 2-й группе:

1)    Кто стал добычей белого медведя в рассказе «Полярной ночью»? (Нерпа)

2)    Кто открыл первый тайничок в рассказе «Лесные тайнички»? (Змейка)

3)     У какого обитателя пустыни хвост служит и подпоркой, и толкачом, и балансиром,  и указателем, и обманщиком? ( Тушканчик)

Вопросы 3-й группе:

1)    Какая птица может повторять голоса других птиц? (Скворец)

2)    Кто главный герой сборника рассказов «Недолго думая»(Жалейкин)

3)    Кто испугался своей тени  в рассказе «Тень»?(Медвежонок)

Вопросы 4-й группе:

1)Какая птичка очень ловко притворялась мёртвой?(Синичка)

2)Кто устроил пляски, чтобы выгнать мышей из нор?(Лиса)

3)Как называется рассказ, в котором сорока зимой вернула лето? ( «Всему своё время»)

 

Задание 2.

Найти лишнее слово.

1)Дятел, белка, барсук, тетерев, морж, лиса, бурый медведь.

2)Песчанка, варан, тушканчик, жёлтый суслик, синица, геккон, жук-скарабей.

3)Снежный барс, горный козёл, дикообраз, кеклик, тюлень, кабарга, архар.

4)Белый медведь, морж, тюлень, тупик, геккон, нерпа, кайра.

   Минутка отдыха

Игра по рассказу «Что важнее всего?» (спор в степи)

Ученики становятся в круг,  движениями показывают, что важнее для каждого животного:

Дрофа – глаза

Заяц-русак – ноги

Суслик – нора

Корсак – нос.

 

4.Кроме рассказов Н.И.Сладков  написал очень много «Разговоров животных». Животные для него – это существа, которые очень близки человеку. Это наши «меньшие братья», которые имеют такое же право на жизнь, как и человек. Они тоже как и люди радуются, огорчаются, чего-то боятся, о чём-то спорят, общаются на своём языке. Давайте послушаем их разговоры.

 Ученики исполняют роли животных в следующих диалогах:

«Волк и Сова»

«Сорока и Оляпка»

«Лисица и  Ёж»

«Заяц и медведь»

«Сорока и Енот»

«Воробей и Синица»

«Сорока и Заяц»

«Сыч и Удод»

 

5.Кроссворд

 

1            барсук

2     тюлень

3        морж

4        клесты 

5      чомга

6   лемминг

7        ястреб

8           геккон

9       варан

10        кайра

11    корсак

 

Вопросы:

1.Какой лесной житель спит зимой?

2.За кем охотился белый медведь в рассказе «Полярной ночью»?

3.Какой обитатель Севера взбирается на льдину с помощью клыков?

4.У каких птиц появляются птенцы зимой?

5.Какая утка катает своих птенцов по воде на своей спине?

6.Этот зверёк живёт в тундре, всю зиму проводит под снегом.

7.Какая хищная птица охотилась за оляпкой в одном из диалогов?

8.Какая ящерица съедает свою « рубаху»?

9.Назовите самую большую ящерицу.

10.Птица далёкого Севера, у неё гнездо на лапах.

11.Как называют степную лисичку?

 

6.Заключительная часть.

Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Берегите нас ( так обращаются к нам братья наши меньшие)

Чтение высказывания Сладкова:

«Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить надо узнать. А узнав, невозможно не полюбить.»

-Чему учат нас произведения Сладкова?

7.Итог урока

-Что вам понравилось на уроке?

-Что больше всего запомнилось

 8.Оценка работы учащихся.


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»