Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование коммуникативной компетенции
младших школьниковс ограниченными возможностями
здоровья через урочную и внеурочную деятельность

Хомич Алла Борисовна
Согласно ФГОС «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
• активное использование речевых средств и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого      иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
По результатам психолого-педагогической диагностики уровень сформированности коммуникативной компетенции наших ребят при поступлении в школу(VII вида) не достаточен для адаптации в классном коллективе, у большинства наблюдаются проблемы коммуникативного характера. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они лишены широких контактов, возможностей получать опыт от других сверстников, который есть у обычного ребенка. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем. Отсутствие элементарных навыков общения создает конфликты в коллективе при совместной деятельности. Все это может иметь серьезные последствия. Одним из актуальных направлений коррекционной работы является овладение навыками коммуникации, что представляет целенаправленную, последовательную и систематическую работу над формированием средств коммуникации и умений использовать их в активных для ребенка жизненных ситуациях, расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении. 
 Цель: на основе создания атмосферы комфортности, совместной деятельности содействовать развитию коммуникативной компетенции детей.
Задачи:
● формирование коммуникативной культуры ребенка:
● развитие социально-коммуникативного опыта младших школьников;
● осуществление коррекции поведения и развития детей
С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, по-новому определяются отношения с взрослыми и сверстниками, создаются условия для формирования коммуникативных способностей.
В урочной деятельности я использую технологию проблемно-диалогического обучения. Она обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем. Методы постановки проблемы следующие:
            1) побуждающий от проблемной ситуации диалог (вопросы стимулируют обучающихся к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы)
            2) подводящий к теме диалог (посильные вопросы и задания, которые шаг за шагом подводят к осознанию темы урока)
            3) сообщение темы с мотивирующим приемом (любой материал, способный заинтересовать и захватить внимание)
                  В результате дети приобретают умения принимать проблемную ситуацию, использовать предложенный алгоритм действий, участвовать в групповом обсуждении, высказывать свою точку зрения, делать соответствующие выводы. Вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, воображение, умение самостоятельно решать проблемы.
                  Развитию коммуникативной компетенции помогает также метод проектов. Преимущество метода проектов перед другими очевидно: каждый обучающийся вовлечен  в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. В ходе учебной деятельности я использую индивидуальные и коллективные проекты. С  некоторыми из них ребята выступают на конференциях и участвуют в конкурсах.
     Внеклассная работа у нас проходит через реализацию воспитательной программы «Россия-Родина моя», которая содержит три блока: «Природа и я», «Здоровье всего дороже», «Я Петербуржец», «Народное творчество». Кроме реализации данной программы еженедельно проводятся занятия по ПДД и реализуется программа «Тропинка к своему Я».
Разнообразие форм внеклассной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. Нередко основы их содержания и методики заимствуются из популярных игр телевизионных передач. Это - «Огонек», «Круглый стол», КВН, «Что? Где? Когда?». Нельзя не сказать про использование информационно-коммуникативных технологий: Интернет-ресурсы, электронные игры, энциклопедии, обучающие и развлекательные программы, игры-тренинги, игры-путешествия. Дети должны общаться между собой, уметь договариваться, выслушивать других, обосновывать свое мнение, выбирать и принимать коллективное решение. Всё это способствует развитию не только коммуникативной компетенции, но и интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья.
Семья.
При проведении воспитательных мероприятий моделируются социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные), отражающие отношение ребенка. В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни, усваивают социальный опыт. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность: социальный работник – психолог – учитель – ребенок – родитель. Присутствие на мероприятиях близкого человека повышает безопасность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий. Родители же знакомятся с тем, как и чем занимаются с ребенком, со способами взаимодействия с ним, получают необходимую консультацию специалистов.
Взрослые.
При планировании воспитательного мероприятия я продумываю вовлечение в совместную деятельность разных специалистов и педагогов: преподаватели музыки школы, педагог по и ритмики,учителя физкультуры,работники библиотек, музеев города, специалисты ЛФК и психолог и логопед. Такое взаимодействие способствует развитию у наших воспитанников коммуникативных возможностей, а так же социальной адаптации в обществе.
Педагоги.
В педагоге для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье. Только учитель, оценивая ребенка,  создает условия для социализации его поведения. В начальной школе обучающиеся приобретают навыки того, как выразить себя, как общаться между собой и заботиться друг о друге. Для этого необходимы следующие психолого-педагогические условия: следует поощрять обучающихся к высказываниям и стремиться обсуждать их вместе с ребятами; важно подчеркивать уважительное отношение к тем, кто высказывает противоречивое мнение; следует задавать вопросы, которые будут способствовать активизации обсуждения; необходимо поощрять высказывания собственных идей; помогать детям самим принимать решения.              Коммуникативная компетенция младших школьников формируется в основном в игре, влияет на учебную успешность, на процесс адаптации ребенка в школе, эмоциональное благополучие в классном коллективе, развивает умения сотрудничать в паре и команде, ориентирует на достижение успеха.
Предполагаемые результаты:
• приобретение навыков групповой деятельности при разнообразии социальных ролей и позиций;
• проявление сознательного интереса и активного участия в совместных делах;
• создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, сплочение классного коллектива;
• развитие ученического самоуправления;
• активное участие родителей в жизни класса и в решении его проблем;
• сопротивление негативному влиянию;
• умение находить выход из трудных ситуаций;
• коррекция поведения и развития детей.
В настоящее время роль коммуникации имеет огромное значение в жизни человека, особенно в жизни ребенка. Коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания. Через коммуникацию человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. С ее помощью люди обмениваются информацией и передают ее на протяжении многих лет. Развитие личности во многом зависит от социального окружения человека. Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии. При нарушениях речи у детей отмечаются трудности в удовлетворении и развитии данных потребностей. Установление речевой коммуникации является одним из главных условий полноценного развития ребенка.
Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания.
Для детей с ОВЗ обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в общество.
Депривация потребности в общении, узость и ограниченность контактов со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в развитии познавательной сферы (нарушается формирование обобщений, классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития речи). Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, отличаются сниженной эмоциональностью, скупостью выражения своих переживаний, агрессивностью и тревожностью, неспособностью к сопереживанию. Это показано в исследованиях И. А. Залысиной, Ю. В. Егошкина, Т. Н. Счастной, Е. О. Смирновой.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей, способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.
Современные исследователи предлагают различные способы формирования коммуникативных навыков у детей при организации образовательной деятельности.
По мнению Н.А. Коротковой, формирование коммуникативных навыков в партнерском взаимодействии строится на базе следующих видов детской деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, познавательно - исследовательская деятельность, чтение художественной литературы. Проанализировав научно- методическую литературу, мы пришли к выводу, что формирование коммуникативных навыков целесообразно в совместной взросло-детской деятельности как наиболее доступной модели внеситуативного общения.
 В качестве основных форм организации этой деятельности используются :
кружковые занятия
 дидактические игры, 
проектная деятельность коммуникативного содержания, рассматриваемые нами как средства формирования умений. На основе анализа данных форм установлено существенное сходство между ними, что позволяет применить к ним единые приемы руководства, акцентирующие внимание ребенка на компонентах коммуникативной деятельности.
Необходимый уровень сформированности коммуникативных навыков обеспечивается путем поэтапного их формирования.
На этапе создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений воспитатель выявляет у детей имеющийся опыт, доводит до их понимания роли общения в жизни и развитии человека и создает интерес к процессу овладения коммуникативными умениями. На этом этапе используются модель круга общения детей, специально подобранные коммуникативные ситуации, анализ художественных произведений, с точки зрения определения коммуникативных навыков, идентификация ребенка с каким-либо литературным героем, которого он хотел бы обучить правильному общению, алгоритм анализа совместной деятельности детей.
На этапе ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности основное внимание уделяется знакомству детей со средствами и способами общения, со структурой коммуникативной деятельности и упражнению коммуникативных умений в репродуктивной деятельности. Широко используются формы совместной взросло-детской 
На этапе творческого применения коммуникативных умений создаются условия для свободного оперирования коммуникативными умениями в разнообразной творческой деятельности и для творческого их использования в самостоятельном, свободном общении. Детей широко вовлекают в творческие задания - сочинение рассказов из личного коммуникативного опыта, создаются условия для творческих игр и для принятия детьми различных ролевых позиций, требующих творческого изложения своих замыслов (ребенок в роли героя персональной выставки, экскурсовода). 
Помочь ребёнку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
▪ в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет, Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»;
▪ сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»;
▪ предложить ребёнку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности;
▪ предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев;
▪ написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
▪ сочинить разговор сказочных персонажей по телефону;
▪ придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед;
▪ рассказать историю от лица любимого героя или предмета;
▪ описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица весёлого и грустного человека);
▪ очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребёнку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Развитие коммуникативных навыков в предложенной системе происходит наиболее эффективно, если данная работа осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с ребёнком в интересующей его деятельности. Педагогу представляется возможность интеграции нескольких образовательных областей, возможность успешно взаимодействовать с родителями воспитанников, что, безусловно, повлияет на все стороны речевого развития
Основными формами творческого оперирования коммуникативными умениями в самостоятельном, свободном общении выступают совместные со взрослыми традиционные мероприятия, имеющие неформальный личностный характер (чаепития, беседы при свечах, спортивные праздники), самостоятельные дидактические игры.
Особую значимость в формировании названных навыков у старших дошкольников приобретает предметно - развивающая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных навыков детей в различных видах детской деятельности.
Теоретическое изучение проблемы позволяет сделать следующие выводы:
Формирование коммуникативных навыков - одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая серьезного теоретического переосмысления.
Анализ психолого-педагогической теории и практики работы дошкольных образовательных учреждений отечественными психологами и педагогами позволил определить сущность исследуемых навыков как сложных, осознанных коммуникативных действий детей, осуществляемых на основе полученных знаний и практической подготовленности.
Содержание коммуникативных навыков конкретизировано в соответствии со структурой и функциями общения как коммуникативной деятельности (М. И. Лисина, Б.Ф. Ломов). По своему содержанию данные навыки объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно - коммуникативные, аффективно - коммуникативные навыки, направленные на реализацию функций общения, и соответствующие структуре коммуникативной деятельности навыки ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, выбирать вербальные и невербальные средства, реализовывать задуманное в процессе общения, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения.
Игра – самостоятельная психическая реальность, уникальный и неповторимый мир детства. В более систематизированном виде игра предстаёт перед нами как средство:
1. познания (усвоения новых знаний);
2. развития эмоциональности, усиления жизнерадостности и преодоления негативных чувств;
3. самовыражения, раскрытия своего творческого потенциала, возможностей и способностей;
4. приобретения коммуникативного опыта через умение принимать и играть роли;
5. формирования гибкого, ситуативного, альтернативного мышления и непосредственности в общении;
6. развития психических процессов, в том числе воображения, внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевых процессов;
7. социализации (приобщения к социуму).
В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. Общение ребенка со сверстниками, более разнообразное чем со взрослыми, подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учебы, построения семьи, отношений на производстве и на досуге. Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. 
К 7 годам время игры увеличивается и дети как бы обособляются. Общение по поводу игры становится общением, иногда и вовсе с ней не связанным. 7-летний ребенок озабочен не столько тем, с кем и во что поиграть, сколько своей репутацией у тех детей, мнением которых он дорожит. Завоеванный авторитет ребенок будет отстаивать всеми силами, готовый даже поменять уже сложившиеся стереотипы собственного поведения, если сверстники их не одобряют. Такая группа детей, значимых для малыша, дает ему психическую стабильность и эмоциональный комфорт. Получение или создание группы для коммуникации каждому ребенку формирует особую среду, в которой он чувствует себя психологически защищенно. Впервые опыт общения с родными и приятелями подвергается серьезному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новым взрослым и сверстниками – необходимо заслужить. Взаимоотношения ребенка и окружающих в коллективе значительно отличаются от семейных. Большинство детей справляется с новой ситуацией: отношения с новыми людьми, взрослыми и малышами, постепенно налаживаются. Иногда отношения со сверстниками становятся важнее прежних, поскольку в них дети и взрослее и самостоятельнее. В любом случае расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими – важная часть его общего развития. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и обретает способность к познанию своего Я с новых сторон, что, безусловно, ему как личности очень важно. Он как бы обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого. В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий малышей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит. Одни психологи полагают, что общительность – наследственная черта характера. Другие объясняют ее ранним жизненным опытом малыша: если в первые недели жизни он в достаточной мере получил тепла, заботы и любви, он обрел своеобразное чувство «доверия к миру», которое и делает его активнее, смелее и общительнее сверстников, выросших в строгих рамках кормления по часам и т.д. Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться, впасть в депрессию. Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Конечно, самые первые уроки общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. 
 
Литература
 
Блинов В.И., Сергеев И.С. «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности»: практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие.- М., 1997. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.-1966.-№6. – С. 13-15.
Учебное пособие.- М., 1997. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.-1966.-№6. – С. 13-15.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»