Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система обобщающего повторения по русскому языку
и логопедии в 5 - 9 классах для детей с ОВЗ

(легкая умственная отсталость)

 
Маркелова Елена Михайловна,
учитель русского языка ГБОУ №502
Венценосцева Елена Валентиновна,
учитель-логопед ГБОУ №502
 
Тезисы:
  1. Программа по русскому языку в старших классах  для детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость) тесно связана с программой учителя-логопеда и следует концентрическому принципу в размещении материала, при  котором одна и та же тема по русскому языку и логопедии изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений.
  2. В 5-9 классах для детей  с легкой умственной отсталостью содержанием повторения в начале каждого учебного года  является  работа над предложением.
  3. В работе учителя русского языка и учителя-логопеда присутствует преемственность при изучении практически всех тем. А особенно таких, таких как «Слово» и «Предложение».
  4. Повторение тем по русскому языку и логопедии в начале учебного года носит обобщающий характер.
  5. Задача сопутствующего повторения – закрепить знания по уже изученным разделам и подготовить учащихся к изучению новых тем, опираясь на конкретные умения.
  6. Обобщая и углубляя знания учащихся по теме «Предложение», учитель и логопед готовят их к работе над темой «Слово».
  7. Повторение учебного материала в начале года отличается от повторения в конце года.
  8. Повторению «как одному из решающих условий прочного усвоения материала» отводится значительное место на всех этапах обучения.
          
The system of resumptive repetition in the Russian language and speech therapy in grades 5-9 for children with disabilities (mild mental retardation)

Markelova Elena Mikhailovna, a teacher of Russian language GBOU №502
Ventsenosnaya Elena Valentinovna, the teacher - the logopedist, state budget educational INSTITUTION №502

Abstracts:
1. The program in Russian language in high school for children with disabilities (mild mental retardation) is closely connected with the program teacher-speech therapist and follows the concentric principle in the placement of material in which one and the same theme on the Russian language and speech therapy is being studied for several years with a gradual build-up of information.
2. In 5-9 classes for children with mild mental retardation content repetition at the beginning of each school year is to work on a proposal. 
3. In the teacher of Russian language and teacher-speech therapist is present continuity in the study of virtually all subjects. Especially people such as "Word" and "Sentence".
4. The reiteration of themes in the Russian language and speech therapy at the beginning of the school year is of General nature.
5. The task associated repetition to consolidate the knowledge already studied the topics and prepare students to explore new topics based on specific skills. 
6. Generalising and deepening students ' knowledge on the subject "the Proposal", the teacher and speech pathologist prepare them to work on the theme of "the Word."
7. Repetition of learning material in the beginning of the year differs from the repetition at the end of the year.
8. The repetition of "as one of the decisive conditions for a lasting learning" prominently at all stages of learning.
 
 
         Программы по русскому языку и логопедии в старших классах  для детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость) следуют концентрическому принципу в размещении материала, при  котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентрическое расположение материала дает возможность расчленить сложные грамматические понятия и умения на их составляющие элементы и отрабатывать каждый из них отдельно. В результате постепенно увеличивается количество связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков. Концентризм программ создает также условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
         Главная задача уроков русского языка и логопедических занятий, посвящённых повторению в начале года – воспроизведение основных сведений, которые были получены за предыдущие годы, и на которые учитель русского языка и учитель-логопед будут опираться в дальнейшей работе. В 5-9 классах для детей  с легкой умственной отсталостью содержанием повторения в начале каждого учебного года  является  работа над предложением. Повторение теоретических сведений о предложении является условием для изучения морфологии на синтаксической основе. Практическое использование этого повторения способствует развитию и коррекции речи обучающихся с ОВЗ. Степень обобщения увеличивается от класса к классу. Повторения в любом последующем классе происходит на более высоком уровне. Во всех классах повторение темы «Предложение» сопутствует повторению других тем по грамматике и правописанию: морфологический разбор существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий;  правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Повторение в начале учебного года носит обобщающий характер.
         Задача сопутствующего повторения – закрепить знания по уже изученным разделам и подготовить учащихся к изучению новых тем, опираясь на конкретные умения.
         Организация уроков повторения – трудоемкая работа: в сравнительно короткий срок нужно сделать многое. Поэтому все должно быть предельно четко, целенаправленно; все должно активизировать мыслительную деятельность учащихся.
         На первых уроках повторения задаются вопросы, подводящие к теме повторения:
- При помощи чего люди  общаются друг с другом?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоит предложение?
         Так как в ответе на второй вопрос дети часто ошибаются и отвечают, что наша речь состоит из слов, то для ликвидации этой ошибки предлагаются отдельные слова, из которых учащиеся составляют предложения  и, таким образом, исправляют свой неправильный ответ. Предложения  для разбора должны быть связаны с сезонными изменениями в природе или какими-либо важными событиями, что имеет коррекционную направленность. Например, слова для 6  класса: сентябре, стояла, в, ясная, погода.   
         В сентябре стояла ясная погода. (!)
Здесь же дети повторяют связь слов в предложении, вспоминают о членах предложения главных и второстепенных, степени распространенности, знаках препинания в конце предложения.
         После сделанных выводов и обобщений обращаемся к правилу в учебнике, проверяя, все ли верно дети вспомнили. Попутно повторяем, какими частями речи выражены главные и второстепенные члены и делаем морфологический разбор одного из них.
         В 7 классе из слов предлагается составить предложение,  но уже с однородными членами. Дети предупреждаются, что, если со словами обращаться бережно и правильно, то должна получиться стихотворная строфа. Кто же окажется лучшим поэтом? Попутно идет работа над развитием связной речи. Делается полный синтаксический разбор предложения. Например: солнце, катилось, и, зацепилось, загляделось, по, небу, на,  весну, за, сосну, высокую.
         Солнце по небу катилось,
         Загляделось на весну
         И лучами зацепилось
         За высокую сосну.
         Обобщая и углубляя знания учащихся по теме «Предложение», учитель готовит их к работе над темой «Слово». Поэтому при работе с предложением предлагаются  еще такие задания, как: найти сказуемые, в составе которых есть приставки, разобрать по составу подлежащее, подобрать к нему родственные слова и т.п.
         Повторение учебного материала в начале года отличается от повторения в конце года. В конце текущего года повторяется материал еще достаточно свежий, повторение идет в четко определившемся движении учебного процесса, являясь одним из средств подведения итогов. Чтобы предупредить снижение интереса у наиболее сильной группы учащихся, неизбежное при многократных повторениях одного и того же в одной форме, повторение необходимо строить по возможности по-иному. Тогда оно будет вскрывать для обучающихся какие-то новые стороны в уже изученном материале, проводиться при иной группировке материала, чем это было раньше. Например, при повторении состава слова дети очень любят решать такие задачи по русскому языку:
         Корень мой находится в цене,
         В очерке найди приставку мне,
         Суффикс мой в тетрадке все встречаем,
         Вся же в дневнике я журнале.
         (ОЦЕНКА)
Здесь же можно задать вопрос, о какой части слова не говорилось в задании. Что вы можете о ней сказать? Идет словарная работа со словом очерк: лексическое значение, родственные слова.
         Работа над правописанием  гласных и согласных в корне слова в конце года разнообразится  занимательными заданиями, например:
         «Грустные вести»
         Пришло письмишка мне,
         Гляжу-
         Из лагеря, от Мишки…
         «Здесь чудный лук и я лижу»,-
         Написано в письмишке
         Лук лижет?! Что за чудеса?
         Наверно,  шутит плут,
         Читаю дальше:
         «Здесь лиса, красивый длинный прут.
         На днях в лесу нашел я грусть
         И очень был доволен!»
         Нет,  нет, не шутит он!
         Боюсь: мой друг серьезно болен.
         Вернется, надо подлечить:
         Заставить правила учить!
Детям предлагается вспомнить, на какие же правила допущены ошибки и исправить их, обосновав свой ответ.
После фронтальной работы сильные учащиеся работают самостоятельно по учебнику, карточкам, ЭОРам, а слабые получают карточки с облегченными заданиями, которые они способны так же выполнить самостоятельно.
         Повторению «как одному из решающих условий прочного усвоения материала» отводится значительное место на всех этапах обучения.
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»