Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Опыт работы

Песочная терапия как средство развития детей старшего дошкольного возраста 

Андреева Александра Вячеславовна
воспитатель первой
квалификационной категории 
ГБДОУ№59
Кировского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка: Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и мы  взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинаем с радостью строить из песка. И это неслучайно. Как приятно ходить по песку, погружать в него руки, пропускать песчинки сквозь пальцы.
Песок – природный материал, принимающий любые формы и привлекая своей  податливостью.  В работе с детьми песок способен отвлечь ребенка, заинтересовать, а значит помочь наиболее успешно выполнить задание.
Технология опыта работы
Цель: психолого-педагогическая поддержка художественно-творческого, эмоционального и познавательного развития ребенка в изобразительной деятельности
Задачи: 
  • Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.​
  • Расширять словарный запас детей старшего дошкольного возраста, развивая экспрессивную, импрессивную и фразовую речь.​
  • Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.​
  • Способствовать развитию функций высшей нервной деятельности (внимание, мышление, память).​
Ожидаемые результаты:
  • У ребенка должна наблюдаться динамика развития: тактильной чувствительности, мелкой моторики руки; внимания, усидчивости, образного мышления; экспрессивной, импрессивной и фразовой речи.​
  • Эмоциональное состояние ребенка должно характеризоваться позитивным эмоциональным состояние во время и после занятий; позитивным настроем и положительным отношением к сверстникам, к окружающему миру.​
Песочная терапия  проводится в форме досуга 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут.
Необходимое оборудование наличие просторного помещения и соответствующего оборудования
  • Песочница
  • Коллекция игрушек.
  • ИКТ
(монитор для презентации, магнитофон)
Виды деятельности дошкольников:
  • Ритуалы приветствия, знакомство с песком.
  • Упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной  сферы ребенка.
  • Игры и упражнения на развитие образного мышления, внимания, памяти, упражнение на развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук; упражнения направленные  на речевое развитие ребенка
  1. Ритуал приветствия, знакомство с песком
Песок  дает новую площадку, создает мотив для получения новых знаний. Выстраивая свою деятельность, важно обговорить правила поведения с детьми. Это возможно с помощью ритуала входа. Я предлагаю такой  ритуал приветствия в форме стихотворения
 
Вредных нет детей в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Никого не обижать!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить.
 
Отпечатки рук
Предлагается соприкоснуться с песком, задержать руку на песке, подвигать руками, ощутив маленькие песчинки. Прислушаться к своим ощущениям. С песком важно познакомиться.
  1. Упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной  сферы ребенка.
Упражнение «песочный дождик» (Е.А.Тупичкина «Мир песочных фантазий»)
В песочной стране часто идет дождик, но поскольку страна необычная, дождик тоже необычный – сухой. Возьмите в кулачек немного песка, поднимите его над планшетом(на высоту локтя) и попробуйте его делая плавные движения кистью руки, постепенно высыпать. Давайте посмотри как он может высыпаться.: из боковых сторон кулачка, струйкой и т.п.)
Игровое арт-терапевтическое упражнение
Педагог предлагает мысленно (для детей дошкольного возраста изображение)  положить то, что в себе (или сегодня) не нравится, например: капризюльки, злючки, кричалки, ворчалки и засыпать песком, чтобы они никогда не возвращались
  1. Упражнение на развитие образного мышления, внимания, памяти.
Анимация мини сказки «Ожившее пятно»
На световой планшет выбрасывается немного песка и образуется пятно. Задача играющих внимательно всмотреться в пятно и дорисовать его так, чтобы все увидели оживший предмет. Каждый рассказывает про свое «пятно».
  1. Упражнение на развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук
Рисование реки, моря
Для развития мелкой моторики удачным является рисования, дорожек, заборчиков, волн эти упражнения дают возможность отработать вертикальные линии.
С детьми дошкольного возраста удобно проводить с помощью загадок
 
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик  - в роднике
А широкий – в море (Река)
 
Без конца и края лужа,
Не страшна ей злая стужа.
В луже ходят корабли,
Далеко им до земли (Море)
 
Рисование по контуру
Рисуя на песке, продуктивной является работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом.
Игра «Что бы это значило?»
Дети по образцу педагога засыпают два одинаковых силуэта и отгадывают предметы этих силуэтов (груша, матрешка, электрическая лампочка) .Обводим трафарет
  1. Упражнение, направленное  на речевое развитие ребенка
Фонематический слух. Звук «Л»
Упражнение «зоопарк»
Для развития фонематического слуха детям можно предложить выбрать фигурки с определенным звуком. 
Давай с вами отправимся в путешествие по миру в поисках животных для нашего зоопарка. Наш зоопарк мы заселим животными со звуком «Л». (ФИГУРКИ С ЖИВОТНЫМИ)
Список использованной литературы 
  1. М.Б.Киселева: Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, работающих с детьми. - СПБ.: Речь, 2008. – 160 с., ил 
  2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В.: Песочная терапия в развитии дошкольников - Сфера, 2019. – 64 с.,ил 
  3. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии/ авт. –сост. М. А. Федосеева. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 122 с. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»