Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Внеклассное мероприятие по физике

Доктор занимательных наук

Мальгина Вера Борисовна,
учитель физики
ГБОУ Центр образования №80
Центрального района Санкт-Петербурга
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Вид урока:  инсценировка
Цели урока
Образовательная:
Формировать у обучающихся познавательного интереса к изучению физики, научное мировоззрение, расширять культурный кругозор обучающихся, развивать необходимость в углублении знаний.
Развивающая:
Формирование творческих способностей обучающихся. Знакомство с Яковом Исидоровичем Перельманом - «певцом математики, бардом физики, поэтом астрономии, герольдом космонавтики».
Формирование умения самостоятельной подготовки к проведению опытов и проведения опытов, получения желаемого результата, убеждения их в том, что
это нелегкий, но очень увлекательный труд.
Воспитательная:
Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности. На примере
жизни и деятельности Я.И. Перельмана развитие у обучающихся способности сопереживать.
Метод организации учебно-познавательной деятельности
Создание ситуаций совместных переживаний способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой
совместную деятельность обучающихся, которая содержит в себе элементы
сильного позитивного эмоционального переживания.
Средства обучения:
Проектор, компьютер, компьютерные презентации к мероприятию, книги Я.И. Перельмана, материалы и оборудование к опытам и фокусам.
Структура мероприятия
  1. Организационный момент (1 мин.)
Проверка готовности всех участников мероприятия.
2.      Вводная часть (3 мин.)
Постановка целей мероприятия.
3.      Основная часть (40 мин.)
  1.   Инсценировка «Доктор занимательных наук» (посвящается Я.И. Перельману)
  2.   Представление презентации о Я.И. Перельмане, подготовленной участницей мероприятия.
  3.   Проведение опытов и фокусов.
4.      Итог мероприятия. Рефлексия. (10 мин.)
Деятельность преподавателя
                                    Деятельность  обучающихся
1.      Организационный момент
Проверка готовности всех участников мероприятия.
2.      Вводная часть
Вступительное слово учителя:
   Добрый день, уважаемые ребята, гости. Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить о Якове Исидоровиче Перельмане. В 1913 году на прилавках книжных магазинов появилась книга «Занимательная физика». Книга эта быстро завоевала сердца читателей, в особенности молодежи, которая нашла в ней ответы на многие интересовавшие ее вопросы. После «Занимательной физики» Я. И. Перельман создал много книг, в которых показал себя замечательным популяризатором науки. Великий ученый К.Э. Циолковский высоко ценил талант и творчество Я. И. Перельмана. Он писал о нем в предисловии к книге «Межпланетные путешествия»: «Автор давно известен своими популярными, остроумными и вполне научными трудами по физике, астрономии и математике, написанными к тому же чудесным языком и легко воспринимаемыми читателями». Вот уже более 100 лет увлекательные книги Я.И.Перельмана волнуют читателей. Если один раз соприкоснулся с творчеством Якова Исидоровича, то уже на всю жизнь запомнишь и будешь не один раз с интересом заглядывать в книги и искать ответы на вопросы. 
Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из жизни этого выдающего человека. После выступления наших актеров мы окунемся в мир опытов, которые нам подготовили ребята. Представляю вам наших актеров.
3.      Основная часть
«Доктор занимательных наук» (посвящается Я.И. Перельману)
Действующие лица и исполнители:
Я.И. Перельман  
Первый ведущий      
Второй ведущий    
Боец        
Домохозяйка
Иностранцы
Вступление.
Звучит отрывок  из Симфонии №7, «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича. На
фоне фотографий блокадного Ленинграда, презентация 1, начинается представление.
Первый ведущий. В истории науки было немало популярных книг, но только
книги Я.И. Перельмана создали целую эпоху в научно-популярном жанре.
Второй ведущий. Кто же такой Яков Исидорович Перельман?
Академик В.П. Глушко, создатель первых ракетных двигателей, так определил
его роль в науке и в литературе: «Это певец математики, бард физики,
поэт астрономии, герольд космонавтики».
Открывается занавес.
На сцене за столом сидит старик, горит свеча. Он что-то пишет.
Первый ведущий.
Склонясь над раскрытой тетрадью,
Сидит одинокий старик,
О голоде и о блокаде,
Ведет он вечерний дневник.
Мерцает коптилка во мраке,
И тени теснятся толпой,
Бредет карандаш по бумаге,
Петляя, как странник слепой.
Второй ведущий. Так написал о нем поэт. Но давайте попробуем понять, о чем
думает сейчас этот удивительный человек.
Я.И. Перельман (в записи). Что такое занимательная наука - это наука,
которая пробуждает способность интересоваться вещами, не затрагивающими нашего непосредственного существования, но безумно важными и интересными.
В таких научно-художественных новеллах занимательность не должна являться самоцелью.
Первый ведущий. Рано утром он будет уже на ногах. Наденет свое старенькое пальто, неизменную шляпу, а дальше начнется самое страшное - неблизкий путь через весь город, застывший в ледяном оцепенении, на военные курсы, где его, как всегда, ждут бойцы, отправляющиеся вскоре на передовую.
Я.И. Перельман раздает листовки бойцам, сидящим в аудитории,  просит одного из бойцов зачитать текст листовки.
Боец. «Помните, товарищи бойцы. На расстоянии до пятидесяти шагов хорошо различаются лица фашистских солдат. На расстоянии двести шагов можно различить пуговицы и погоны гитлеровцев. На расстоянии триста шагов различаются движения ног. Стало быть, фашиста можно уверенно сразить уже с расстояния в триста шагов, а из винтовки с оптическим прицелом и за километр». Он разрабатывал несколько тем, касавшихся, в основном, умению ориентироваться на местности, что должно было пригодиться в ходе боевых действий.
Второй ведущий. Дальше шли чертежи, поясняющие, где у немецких танков уязвимые места.
Первый ведущий. Все это он оставлял новым бойцам, отправляющимся завтра на передовую. А потом опять опасный путь домой, на улицу Плуталова, д.2, что на Петроградской стороне.
Звучит отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Второй ведущий. 28 декабря 1941 года, вернувшись с очередной лекции, он
увидел возле своего дома огромную воронку от авиабомбы. Все стекла его квартиры были выбиты. И прежде в ней царила стужа, а теперь и вовсе все заледенело.
Раздается звук от разрыва фугасной бомбы.
Первый ведущий. Он зажег коптилку, завесил ватным одеялом окна, затопил буржуйку, поставил на нее чайник, набитый снегом, и сел за стол писать очередную главу своей новой книги по занимательной науке.
Второй ведущий. 18 января 1942 года скончалась от истощения на дежурстве в госпитале жена Якова Исидоровича, 16 марта 1942 года не стало и его самого.
Я.И. Перельман (фонограмма). Мало кто понимает, каким мужеством должен обладать человек, решившийся издать свою первую книгу, не страшась неизбежных упреков, непонимания, а самое главное собственного разочарования. Но я, переживший все это, могу сказать, что вы не должны бояться, а подчинившись убежденности в своей правоте, повиноваться голосу творчества, сказать себе самому: «Встань и иди вперед!»
Закрывается занавес, включается яркий свет, звучит музыка. Перед занавесом проходят иностранцы с конвертами в руках и читают письма.
Первый иностранец. Пишу Вам от имени английских хирургов. Какая марля быстрее останавливает кровотечение при операциях - с мелкими или крупными
ячейками?  Помните, об этом идет речь в Вашей книге в главе «Чудеса в решете»?
Второй иностранец. Я американский инженер. Интересуюсь: каким насосом - поршневым или диафрагменным - легче откачивать вязкие жидкости?
Третий иностранец. Вы обо мне, наверное, слышали? Я автор научного труда по гидравлике. Очень нужна Ваша консультация о причинах шумов в трубопроводе.
Четвертый иностранец. С приветом от нашего аэроклуба. Нас беспокоит: как будет вести себя новый вид дирижабля в турбулентных слоях воздуха?
Домохозяйка. Профессор Перельман, только на Вас надежда. Посоветуйте, чем лучше утеплять окна во время сильных муссонов у нас в Швейцарии? Говорят, Вы в этих делах большой специалист.
Первый ведущий. Это современные письма, их получают сотрудники Дома занимательной науки и сегодня от людей, чаще всего иностранцев, которые, прочитав книги Перельмана, считают, что их автор жив. И все они обращаются к нему с вопросами, называя его профессором, хотя он этого звания никогда не имел.
Второй ведущий. Еще при жизни один рабочий обратился к нему с вопросом, назвав Перельмана профессором. «Я не профессор», - ответил Яков Исидорович. «Написать столько книг и не быть профессором?» - удивился тот.
Первый ведущий. А названия глав его книг по занимательной физике говорят сами за себя. Каждая из них могла стать научно-фантастическим рассказом или темой для целой диссертации:
«Любящий магнит»,  «Мечта о шапке-невидимке»,  «Микроскоп времени»,
«Могущество невидимого», «При свете молнии», «Сила воображения»,
«Завтрак в невесомой кухне».
Второй ведущий. В завершении нашего маленького спектакля посмотрим презентацию о Я.И. Перельмане и узнаем, что «одному из кратеров на обратной стороне Луны присвоено наименование «Перельман».
Смотрят презентацию.
Первый ведущий. А теперь наши экспериментаторы покажут вам серию опытов, которые стали им известны после прочтения книг Перельмана.
На сцену выходят ученики, выносят необходимые предметы и приборы и
показывают зрителям физические опыты.
Продолжение физического вечера о Я.И. Перельмане
Опыты, заранее подготовленные учащимися классов, можно показать сразу после вечера (демонстрационный стол ставится в центре зала, а вокруг садятся зрители), а также на уроке природоведения для младших классов, которые были зрителями вечера о Я.И. Перельмане.
Опыты: «Ножницы и бумага», «Развлечения с монетами», «Искуснее Колумба», «Яйцо в стакане», «Необычная поломка», «Наподобие подводной лодки», «Водолазный колокол», «Почему не выливается?», «Сухим из воды», «Змея и
бабочка», «Передача звука», «Наэлектризованный гребень», «Пляска бумажных паяцев. Змеи. Волосы дыбом», «Ползком по льду», «Вода в решете», «Для чего
между рельсами оставляют зазоры?», «Несгораемая бумага», «Греет ли шуба?», «Обманы зрения. Оптические иллюзии», «Задумайте число»
4.      Итог мероприятия. Рефлексия.
Слово учителя: Надеюсь, что мы все получили от нашего мероприятия много положительных эмоций.  Вы увидели, с какими жизненными невзгодами сталкивались наши земляки ленинградцы – петербуржцы  во время блокады. Вы узнали о Я.И. Перельмане, сколько Яков Исидорович собрал информации, чтобы вам было интереснее учиться. В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя всё новое и интересное, но и самостоятельно проводить опыты.
Предлагает ученикам выбрать окончание фраз:
Окончание фраз записываются  на большом листе ватмана.
Фраза Окончание фраз
Сегодня я узнал……  
Было интересно……  
Я понял, что…….  
Я научился……  
Меня удивило……  
Спасибо всем за участие в нашем мероприятии!
 
 
Литература
  1. Киселева Т.Н.. Физика – сердцевина гуманитарного образования нашего времени. Сценарии школьных вечеров, уроки конкурсы, викторины. – СПб.: НОУ Санкт- Петербургская гимназия «Альма - Матер», 2008. -88с.
  2. Перельман Я.И.. Занимательные задачи и опыты: Для сред. и ст. шк. возраста - Мн.: Беларусь, 1994.-448с.: ил.
  3. http://www.citywalls.ru/house880.html

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»