Внеклассное мероприятие по физике
Доктор занимательных наук
Мальгина Вера Борисовна,
учитель физики ГБОУ Центр образования №80
Центрального района Санкт-Петербурга
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковучитель физики ГБОУ Центр образования №80
Центрального района Санкт-Петербурга
Вид урока: инсценировка
Цели урока
Образовательная:
Формировать у обучающихся познавательного интереса к изучению физики, научное мировоззрение, расширять культурный кругозор обучающихся, развивать необходимость в углублении знаний.
Развивающая:
Формирование творческих способностей обучающихся. Знакомство с Яковом Исидоровичем Перельманом - «певцом математики, бардом физики, поэтом астрономии, герольдом космонавтики».
Формирование умения самостоятельной подготовки к проведению опытов и проведения опытов, получения желаемого результата, убеждения их в том, что
это нелегкий, но очень увлекательный труд.
Воспитательная:
Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности. На примере
жизни и деятельности Я.И. Перельмана развитие у обучающихся способности сопереживать.
Метод организации учебно-познавательной деятельности
Создание ситуаций совместных переживаний способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой
совместную деятельность обучающихся, которая содержит в себе элементы
сильного позитивного эмоционального переживания.
Средства обучения:
Проектор, компьютер, компьютерные презентации к мероприятию, книги Я.И. Перельмана, материалы и оборудование к опытам и фокусам.
Структура мероприятия
- Организационный момент (1 мин.)
2. Вводная часть (3 мин.)
Постановка целей мероприятия.
3. Основная часть (40 мин.)
- Инсценировка «Доктор занимательных наук» (посвящается Я.И. Перельману)
- Представление презентации о Я.И. Перельмане, подготовленной участницей мероприятия.
- Проведение опытов и фокусов.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1. Организационный момент
Проверка готовности всех участников мероприятия.
2. Вводная часть
Вступительное слово учителя:
Добрый день, уважаемые ребята, гости. Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить о Якове Исидоровиче Перельмане. В 1913 году на прилавках книжных магазинов появилась книга «Занимательная физика». Книга эта быстро завоевала сердца читателей, в особенности молодежи, которая нашла в ней ответы на многие интересовавшие ее вопросы. После «Занимательной физики» Я. И. Перельман создал много книг, в которых показал себя замечательным популяризатором науки. Великий ученый К.Э. Циолковский высоко ценил талант и творчество Я. И. Перельмана. Он писал о нем в предисловии к книге «Межпланетные путешествия»: «Автор давно известен своими популярными, остроумными и вполне научными трудами по физике, астрономии и математике, написанными к тому же чудесным языком и легко воспринимаемыми читателями». Вот уже более 100 лет увлекательные книги Я.И.Перельмана волнуют читателей. Если один раз соприкоснулся с творчеством Якова Исидоровича, то уже на всю жизнь запомнишь и будешь не один раз с интересом заглядывать в книги и искать ответы на вопросы.
Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из жизни этого выдающего человека. После выступления наших актеров мы окунемся в мир опытов, которые нам подготовили ребята. Представляю вам наших актеров.
3. Основная часть
«Доктор занимательных наук» (посвящается Я.И. Перельману)
Действующие лица и исполнители:
Я.И. Перельман
Первый ведущий
Второй ведущий
Боец
Домохозяйка
Иностранцы
Вступление.
Звучит отрывок из Симфонии №7, «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича. На
фоне фотографий блокадного Ленинграда, презентация 1, начинается представление.
Первый ведущий. В истории науки было немало популярных книг, но только
книги Я.И. Перельмана создали целую эпоху в научно-популярном жанре.
Второй ведущий. Кто же такой Яков Исидорович Перельман?
Академик В.П. Глушко, создатель первых ракетных двигателей, так определил
его роль в науке и в литературе: «Это певец математики, бард физики,
поэт астрономии, герольд космонавтики».
Открывается занавес.
На сцене за столом сидит старик, горит свеча. Он что-то пишет.
Первый ведущий.
Склонясь над раскрытой тетрадью,
Сидит одинокий старик,
О голоде и о блокаде,
Ведет он вечерний дневник.
Мерцает коптилка во мраке,
И тени теснятся толпой,
Бредет карандаш по бумаге,
Петляя, как странник слепой.
Второй ведущий. Так написал о нем поэт. Но давайте попробуем понять, о чем
думает сейчас этот удивительный человек.
Я.И. Перельман (в записи). Что такое занимательная наука - это наука,
которая пробуждает способность интересоваться вещами, не затрагивающими нашего непосредственного существования, но безумно важными и интересными.
В таких научно-художественных новеллах занимательность не должна являться самоцелью.
Первый ведущий. Рано утром он будет уже на ногах. Наденет свое старенькое пальто, неизменную шляпу, а дальше начнется самое страшное - неблизкий путь через весь город, застывший в ледяном оцепенении, на военные курсы, где его, как всегда, ждут бойцы, отправляющиеся вскоре на передовую.
Я.И. Перельман раздает листовки бойцам, сидящим в аудитории, просит одного из бойцов зачитать текст листовки.
Боец. «Помните, товарищи бойцы. На расстоянии до пятидесяти шагов хорошо различаются лица фашистских солдат. На расстоянии двести шагов можно различить пуговицы и погоны гитлеровцев. На расстоянии триста шагов различаются движения ног. Стало быть, фашиста можно уверенно сразить уже с расстояния в триста шагов, а из винтовки с оптическим прицелом и за километр». Он разрабатывал несколько тем, касавшихся, в основном, умению ориентироваться на местности, что должно было пригодиться в ходе боевых действий.
Второй ведущий. Дальше шли чертежи, поясняющие, где у немецких танков уязвимые места.
Первый ведущий. Все это он оставлял новым бойцам, отправляющимся завтра на передовую. А потом опять опасный путь домой, на улицу Плуталова, д.2, что на Петроградской стороне.
Звучит отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Второй ведущий. 28 декабря 1941 года, вернувшись с очередной лекции, он
увидел возле своего дома огромную воронку от авиабомбы. Все стекла его квартиры были выбиты. И прежде в ней царила стужа, а теперь и вовсе все заледенело.
Раздается звук от разрыва фугасной бомбы.
Первый ведущий. Он зажег коптилку, завесил ватным одеялом окна, затопил буржуйку, поставил на нее чайник, набитый снегом, и сел за стол писать очередную главу своей новой книги по занимательной науке.
Второй ведущий. 18 января 1942 года скончалась от истощения на дежурстве в госпитале жена Якова Исидоровича, 16 марта 1942 года не стало и его самого.
Я.И. Перельман (фонограмма). Мало кто понимает, каким мужеством должен обладать человек, решившийся издать свою первую книгу, не страшась неизбежных упреков, непонимания, а самое главное собственного разочарования. Но я, переживший все это, могу сказать, что вы не должны бояться, а подчинившись убежденности в своей правоте, повиноваться голосу творчества, сказать себе самому: «Встань и иди вперед!»
Закрывается занавес, включается яркий свет, звучит музыка. Перед занавесом проходят иностранцы с конвертами в руках и читают письма.
Первый иностранец. Пишу Вам от имени английских хирургов. Какая марля быстрее останавливает кровотечение при операциях - с мелкими или крупными
ячейками? Помните, об этом идет речь в Вашей книге в главе «Чудеса в решете»?
Второй иностранец. Я американский инженер. Интересуюсь: каким насосом - поршневым или диафрагменным - легче откачивать вязкие жидкости?
Третий иностранец. Вы обо мне, наверное, слышали? Я автор научного труда по гидравлике. Очень нужна Ваша консультация о причинах шумов в трубопроводе.
Четвертый иностранец. С приветом от нашего аэроклуба. Нас беспокоит: как будет вести себя новый вид дирижабля в турбулентных слоях воздуха?
Домохозяйка. Профессор Перельман, только на Вас надежда. Посоветуйте, чем лучше утеплять окна во время сильных муссонов у нас в Швейцарии? Говорят, Вы в этих делах большой специалист.
Первый ведущий. Это современные письма, их получают сотрудники Дома занимательной науки и сегодня от людей, чаще всего иностранцев, которые, прочитав книги Перельмана, считают, что их автор жив. И все они обращаются к нему с вопросами, называя его профессором, хотя он этого звания никогда не имел.
Второй ведущий. Еще при жизни один рабочий обратился к нему с вопросом, назвав Перельмана профессором. «Я не профессор», - ответил Яков Исидорович. «Написать столько книг и не быть профессором?» - удивился тот.
Первый ведущий. А названия глав его книг по занимательной физике говорят сами за себя. Каждая из них могла стать научно-фантастическим рассказом или темой для целой диссертации:
«Любящий магнит», «Мечта о шапке-невидимке», «Микроскоп времени»,
«Могущество невидимого», «При свете молнии», «Сила воображения»,
«Завтрак в невесомой кухне».
Второй ведущий. В завершении нашего маленького спектакля посмотрим презентацию о Я.И. Перельмане и узнаем, что «одному из кратеров на обратной стороне Луны присвоено наименование «Перельман».
Смотрят презентацию.
Первый ведущий. А теперь наши экспериментаторы покажут вам серию опытов, которые стали им известны после прочтения книг Перельмана.
На сцену выходят ученики, выносят необходимые предметы и приборы и
показывают зрителям физические опыты.
Продолжение физического вечера о Я.И. Перельмане
Опыты, заранее подготовленные учащимися классов, можно показать сразу после вечера (демонстрационный стол ставится в центре зала, а вокруг садятся зрители), а также на уроке природоведения для младших классов, которые были зрителями вечера о Я.И. Перельмане.
Опыты: «Ножницы и бумага», «Развлечения с монетами», «Искуснее Колумба», «Яйцо в стакане», «Необычная поломка», «Наподобие подводной лодки», «Водолазный колокол», «Почему не выливается?», «Сухим из воды», «Змея и
бабочка», «Передача звука», «Наэлектризованный гребень», «Пляска бумажных паяцев. Змеи. Волосы дыбом», «Ползком по льду», «Вода в решете», «Для чего
между рельсами оставляют зазоры?», «Несгораемая бумага», «Греет ли шуба?», «Обманы зрения. Оптические иллюзии», «Задумайте число»
4. Итог мероприятия. Рефлексия.
Слово учителя: Надеюсь, что мы все получили от нашего мероприятия много положительных эмоций. Вы увидели, с какими жизненными невзгодами сталкивались наши земляки ленинградцы – петербуржцы во время блокады. Вы узнали о Я.И. Перельмане, сколько Яков Исидорович собрал информации, чтобы вам было интереснее учиться. В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя всё новое и интересное, но и самостоятельно проводить опыты.
Предлагает ученикам выбрать окончание фраз:
Окончание фраз записываются на большом листе ватмана.
Фраза | Окончание фраз |
Сегодня я узнал…… | |
Было интересно…… | |
Я понял, что……. | |
Я научился…… | |
Меня удивило…… |
Литература
- Киселева Т.Н.. Физика – сердцевина гуманитарного образования нашего времени. Сценарии школьных вечеров, уроки конкурсы, викторины. – СПб.: НОУ Санкт- Петербургская гимназия «Альма - Матер», 2008. -88с.
- Перельман Я.И.. Занимательные задачи и опыты: Для сред. и ст. шк. возраста - Мн.: Беларусь, 1994.-448с.: ил.
- http://www.citywalls.ru/house880.html