Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Блог Экстернат.РФ

Блог пользователей Экстернат.РФ

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form
Самые последние записи

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

 

 КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

 

для детей младшего дошкольного возраста

 (Воспитатель- Васильева И.А)

Солнышко, солнышко

 

энергично сжимать и разжимать кулачки двумя руками

Мы — твои лучи.

имитируя солнечные лучики

Быть людьми хорошими

сцепить руки в «замок»

Ты нас научи!

и похлопать запястьями друг о друга

 

 

 

             

 

Топ, топ, топ, топ, топ, топ

ритмичные хлопки руками

Маленькие ножки

Хлопки по коленкам

Топ, топ, топ, топают

Хлопки руками

  Дружно по дорожке

Хлопки по коленкам

Топ, топ, топ,топают

Ритмичные хлопки руками

Топают ,шагают

Хлопки по коленкам

За сестренкою своей

Песню подпевают

Покачивание головой в разные стороны

 

  

 

Бьют часы на башне

Медленно раскачиваться стоя, переступая с ноги на ногу

Тик-так, тик-так,

 

А стенные побыстрее:

То же, ускоряя ритм, похлопывая  руками по бедрам

Тики-таки, тики-таки,

 

А карманные спешат:

Быстрые хлопки ладошками

Тики-таки, тики-таки,

Тики-таки-так!

 

 

 

Киска. Киска, киска-кись

Имитируем лапки кошки, медленно поворачиваемся

Рядом с детками садись

Вправо и влево (можно под музыку)

Молочка ты попроси

Раскрытой ладошкой одной руки, накрываем другую

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Раскрыть ладони , касаясь поочередно кончиками пальцев,

Мяу, мяу!

Сложить лесенку, начиная с мизинца

 

 

 

 

 

Раз, два, три, четыре пять

загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать

сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём

загибаем пальчики, начиная с большого

Маме осенний букет отнесем

шагаем» по столу средним и указательным пальцем

 

 

 

 

 

 

Сорока-ворона
(Кашу варила,
Деток кормила.

водим пальчиком по ладошке

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:

загибаем по очереди пальчики


Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,

Разгибаем по очереди пальчики

Он Машу не кормил.

Погрозить пальчиком

 

Заворчал живой замок,

 

 Пальцы сжаты в кулак, вращают кулачками.

Лег у двери поперек.

 

Пальцы соединяют «домиком».

 

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи!

Крепко схватит за штаны,

 

Ты беги, беги, беги!

 

Пальцы сжаты в кулак, имитируют указательным и средним пальцами бег по столу.

 

 

 

 

 

 

 

Раз, два, три! Раз, два, три!

Хлопать в ладошки

Прилетели снегири

«Снегири» бегают

Грудки показали

"снегири" выпячивают грудь

Ягод поклевали

«снегири изображают, что клюют ягоды

Прыгали во веткам

«снегири" прыгают

 

 

 

 

Этот пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Загибаем пальчики поочередно сначала на одной руке, читаем второй раз – загибаем на другой руке)

 

 

 

 

 с

 

Просмотров: 1329
0

 

1. Один из приемов, помогающих оградить себя от собственного гнева — дистанцирование. Для этого нужно попытаться отделить себя от проблемы, посмотреть на нее со стороны. Рассмотри ситуацию, в которой ты испытывал гнев под другим углом. Остановись, попроси времени «остыть» и попробуй задать себе вопросы:

  • Представь, что это произошло не с тобой, а с кем-то еще. Какой совет ты дал бы этому человеку?
  • Убери эмоции и стань нейтральным наблюдателем. Ты бы смотрел на ситуацию иначе, если бы не был с ней эмоционально связан?

2. Когда ты чувствуешь, что вот-вот «закипишь», подсчитай, сколько осталось дней до знаменательных дней в твоей жизни. Например, сколько осталось дней до твоего дня рождения, до значимых дат в твоей жизни, которых ты ждешь. Хорошие воспоминания, когда они были, и сколько прошло времени с тех пор. В это время постарайся абстрагироваться и не думай о ситуации, которая заставила тебя разозлиться.

После данного упражнения следует подумать над ситуацией уже с «остывшей» головой, отследить свои эмоции и посмотреть на свое поведение с точки зрения того, что спровоцировало его. Поступок родителя? Твое восприятие к этому? Перенапряжение в школе? Или просто плохое настроение? Ответив на данные вопросы можно продолжить разбираться в конфликтной ситуации.

 

Педагог-психолог

Шапошникова А.Д.

 

Просмотров: 1464
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized
Просмотров: 1520
0

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Упражнения для дошкольников

на расслабление всего организма

 

  "Снежная баба": Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

     "Птички" : Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

     "Бубенчик": Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

     "Летний денек": Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

Я на солнышке лежу,
 Но на солнце не гляжу. 
 Глазки закрываем, глазки отдыхают. 
 Солнце гладит наши лица, 
 Пусть нам сон хороший снится. 
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом! 
 Прогуляться вышел гром. 
 Гремит гром, как барабан.

     "Замедленное движение": Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. 
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. 
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
 Замедляется движенье, исчезает напряженье. 
 И становится понятно – расслабление приятно!

    «Драгоценность»: Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают (повторить 2-3 раза).

   «Воздушные шарики»: Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (Пауза – поглаживание детей.) Обдувает шарик… ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

  «Облака»: Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становиться легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако… (Пауза – поглаживание детей.) Гладит… поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

     «Солнышко и тучка»: Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

   «Лентяи»: Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно.

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги… (Пауза – поглаживание детей.) Отдыхают ручки у … (имя ребенка), отдыхают ножки у … (имя ребенка). Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри.  Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя хорошо лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

   «Мороженое»: Вы — мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела...

  «Водопад»: Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом, и чувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее…  Белый свет течет по вашим плечам… помогает им стать мягкими и расслабленными… (Пауза – поглаживание детей.) А нежный свет течет дальше по груди… по животу… Пусть свет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежим силами и энергией.

     «Спящий котенок»: Представьте себе, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).

      «Шишки»: Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама-медведица.  Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2-3 раза).

      «Холодно-жарко»: Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер… (повторить 2-3 раза).

   "Улыбка”: Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза). 

       "Бабочка”: Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза). 

 

Просмотров: 1617
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Пальчиковая гимнастика.

«Паучок» (Е.Железнова)

 

Одна из рук – веточка. Ее вытягиваем вперед, пальцы растопырены. Вторая ручка – паучок, который гуляет по ветке.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползут по голове.

 

«Две мартышки».

 

Две мартышки (показывают 2 пальца, затем ушки мартышки)

Слов не тратя (мах правой рукой перед собой)

Раз подрались на кровати («кулачки»)

Друг за другом (соединяют указательные пальцы)

В этой схватке (кулаки)

Вышибли ума остатки (палец у виска)

Врач пришел (крестик)

Уселся в кресло (руки полочкой)

И сказал(указательный палец) мартышкам(ушки) «Если,(указ. палец )

Драться будете (кулаки)мартышки(ушки)

Выгоню из этой книжки!»(правую руку резко вперед)

 

«Жук ползет».

 

По тропинке жук ползет,             Изображают пальчиками жука.

У него усы вразлет.

Жук большой и деловитый,        Показывают пальцами размеры жука.

У него сердитый вид.                  Сердятся

Тащит веточку ракиты                Пошевелить «усами» - пальчиками.

И усами шевелит.

Угадать совсем не просто,           Удивляются

Что с ней сделает потом?

Может быть, построит мостик     Соединяют указательные пальцы

Или даже целый дом?

Вот ползет он дальше, дальше… Перебирают пальцами рук по ногам

Мы спешим с тропы сойти,         Прячут руки за спину

Пожелать ему удачи                     Машут правой рукой.

И счастливого пути.

 

«Бабушка кисель варила»

 

Бабушка кисель варила     

(Правая рука помешивает кисель)

На горушечке

(Кончики пальцев рук соединяются («гора»)

В черепушечке                    

(Округленные ладони, смыкаясь образуют «горшок»)

Для Аленушки, для Андрюшечки.    

 (Ладони рук ложатся на грудь)

Летел, летел соколок через бабушкин порог. 

       

(Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук  закрепляются друг с другом)

Вот он крыльями забил,    (Руками несколько раз ударяют по бокам)

Бабушкин кисель разлил,    

(Вытянуть руки вперед, пальцы растопырить)

У старушечки   (Повторяют движения)

На горушечке в черепушечке.

Бабуля плачет: «Ай, ай, ай!»   (Руками «утирают слезы»)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!      (Указательный палец правой руки «грозит бабуле»)

Чтоб ты стала весела,         (Улыбаются)

Мы наварим киселя        («Помешивают кисель»)

Во-о-от столько!»                 (Руки разводятся широко в стороны)

  

«Купим мы бабушке курочку»

 

Купим мы бабушке курочку

Курочка по зернышкам –

Кудах, тах,тах! (дети стуча по коленям)

Купим мы бабушке уточку

Уточка – та, та, та, та! (волнообразное движение рукой)

Купим мы бабушке индюшонка

Индюшонок: шалты - балты! (любое движение руками)

Купим мы бабушке коровенку

Коровенка: муки-муки! (показ «рожек»)

Купим мы бабушке поросенка

Поросенок: хрюки-хрюки (показ «пяточка»)

Купим мы бабушке телевизор

Телевизор: время – факты   (ладони рук перед лицом)

Дикторша ля-ля-ля-ля!    (показ «язычка»).

 

«Замок» (Е.Железнова)

Руки переплетаются в замочек.

На двери такой замок, такой замок, такой замок!

А кто его открыть бы смог, его открыть бы смог!

Крутим кистями рук («показываем замочек»).

Мы стучали, вот так стучали!

Ударяем ладонями (не расплетая пальцев).

Мы качали, мы качали!

Не расплетая пальцев, по очереди поднимаем кисти рук вверх.

Мы кружили, вот так кружили!

Вращаем кистями.

И замочек открыли!

Разводим руки в стороны («открыли замок»)

 

Упражнение «Дерево».

Прижать руки тыльной стороной ладоней друг к другу. Пальцы раздвинуты и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Упражнение «Жук».

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Упражнение «Зайчик».

Пальчики в кулачок. Поднять вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить.

Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат.

Он прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

 

Упражнение «Птенчики в гнезде».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где взяла она зерно.

Упражнение «Филин».

Руки в кулачок прижаты. Большие пальцы вверх (уши), указательные пальцы вместе. К этому времени у скворца подросли птенцы. Вот идут волк и лиса к норке зайца. Тут вылетели скворцы из скворечника, налетели на волка и лису, стали их клевать. Волку и лисе ничего не оставалось, как убежать обратно ни с чем.

Упражнение «Скворцы».

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (сцеплены друг с другом) - это голова, остальные пальцы - крылья, помахали ими.

Просмотров: 1588
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Креативная гимнастика

 

«Море волнуется раз».

 

 Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова “Морская фигура на месте замри” - дети останавливаются и замирают в образе какого-либо морского существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, исполняет движения изображаемого существа и становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.

«Создай образ».

При проведении игры педагог может предложить одно или несколько заданий:

·         Пройти по камншкам через ручей в качестве любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору;

·         В качестве любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку);

·         Ловить бабочку или муху, перевоплотившись в различные персонажи;

·         Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Взрослый должен следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении ролей своими друзьями и стремились находить оригинальные движения, мимику.

 

«Я танцую».

Импровизация движений под песню. Дети самостоятельно танцуют под любую песню.

 

«Художественная галерея».

Дети составляют фрагменты- сцены из мультфильмов и сказок («Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Кот в сапогах», «Кот Леопольд» и др.). Выбранный водящий должен угадать, из какой сказки или мультфильма сказочные персонажи, представленные в застывших фигурках.

 

«Магазин игрушек».

Дети идут по кругу со словами:

Дин-дин-дин, дин-дин-дин,

Открываем магазин!

Заходите, заходите,

Выбирайте, что хотите.

Продавец спрашивает покупателя, что он хочет купить. Покупатель отвечает куклу. Продавец говорит: « Заходите, заходите, выбирайте, что хотите!» В это время все дети изображают кукол. Покупатель выбирает ту куклу, которая ему больше всех понравилась. Кого выбрали, тот становиться покупателем, а прежний покупатель встает в круг.

 

«Ай, да я!».

Построение в круг. Водящий в центре круга демонстрирует танцевальные движения под музыку. Все дети хлопают. С окончанием музыки водящий говорит: «Ай, да я!» и, указывая на любого, спрашивает: «А ты?» Следующим водящим может стать тот, на кого указал предыдущий водящий, или любой ребенок по желанию.

 

«Волшебная палочка»

Один ребенок волшебник, в руках держит волшебную палочку. Ребенок по очереди подходит к детям и говорит в кого им превратиться. Лучшей фигуре передает волшебную палочку.

 

«Снежная королева»

Под музыку дети изображают игру со снегом (бросают комочки, катаются на санках, лепят снеговика). При появлении  Снежной королевы, дети превращаются в ледяные фигуры.

 

Просмотров: 1568
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Танцевально – ритмическая гимнастика.

«Петрушки».    

 «Спрячься». И.п.- сидя, прямые ноги вместе, руки в упоре сзади. 1- согнуть обе ноги, обхватить их руками, лбом коснуться коленей; 2 – и.п. (7раз).

 «Покажи пятки». (активно сгибать и разгибать стопы). И.п. – то же. 1 – носки тянуть к себе, пятки вперед; 2 – и.п. (7 раз).

 «Ладони на пол».

И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в упоре сзади. 1 – наклон вперед, руки через стороны вверх, вниз, ладони на пол; 2 – и.п. (6 раз).

«Хлопок под коленом».

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять правую ногу, хлопнуть под коленом в ладоши; 2 – и.п.; 3 – поднять левую ногу; 4 – и.п. (4 раза).

«Согни ноги». И.п. – то же. 1- согнуть обе ноги в коленях и подтянуть их к груди; 4 – и.п. (6 раз).

 «Лодочка».

И.п. лежа на животе, прямые руки на полу. 1-2 – прогнуться, грудь, голову и руки вверх; 3-4 –и.п. (6 раз).

 

«Куклы».

«Согни руку». И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу, ладони развернуты вперед.1-согнуть правую руку, посмотреть на нее;2-и.п.;3-4-то же с левой рукой (4раза).

«Повороты». И.п. - тоже, ладони повернуты к телу.1-поворот вправо, прямые руки вытянуты перед собой;2-и.п.;3-4-то же с поворотом влево.(3раза).

«Наклоны». И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу, ладони развернуты к телу.1-наклон вперед, руки назад;2-и.п.;3-наклон впроаво;4-и.п.;5-6-то же влево(2раза).

«Полуприседания» (спина прямая).

И.п.- основная стойка (о.с.), руки согнуты в локтях и подняты к предплечьям, ладони повернуты вперед.1- присесть ладони разогнуть; 2-и.п. (8раз).

«Кружение» (ноги в коленях не сгибать).

И.п. – ноги врозь, руки внизу, ладони повернуты вперед.1-8-кружиться вправо, переступая с ноги на ногу;9-16-то же влево

«Прыжки». И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу, ладони повернуты вперед. Четыре подпрыгивания, четыре переступания с ноги на ногу (ноги в коленях не сгибать).

 

«Настоящий друг».

«Потянись» (следить за точным положением рук).

И.п. -о.с., кисти рук у плеч.1-встать на носки, руки в стороны, ладони вверх, 2-и.п.;3- встать на носки, руки вверх;4- и.п.(4раза).

«Повороты головы». И.п. - ноги слегка расставлены, руки за спиной.1-2-поворот головы направо;3-4-и.п.(4раза);5-6-поворот головы налево;7-8-и.п.(4раза).

«Наклоны в стороны» (не прогибаться в поясничном отделе). И.п.- ноги на ширине плеч, руки внизу и прижаты к туловищу.1- наклон вправо, левая рука скользит по туловищу вверх, правая – вниз;2-и.п.(4раза), затем с другой руки.

«Прогнись» (ноги не сгибать, подбородок не отпускать, смотреть на пальцы рук). И.п.- то же, руки за спиной.1- наклон вперед прогнувшись, правую руку вытянуть вперед, кисть поднять вверх;2-то же с левой руки;3- выпрямиться, правую руку  спрятать за спину; 4-то же левой рукой(8раз).

«Согни колено»(опорную ногу не сгибать, следить за осанкой).

И.п.- о.с., руки на поясе.1-согнуть правую ногу, притянуть колено к груди;2-и.п.;3-4-то же левой ногой; 5- мах вперед согнутой правой ногой, хлопок под ней;6-и.п.;7-8- то же левой ногой(8раз).

«Коснись пола». И.п. – то же.1-наклон вперед, коснуться пальцами пола;2-и.п.;3- наклон вперед, хлопок за ногами;4- и.п.(4раза).

«Прыжки» (выполнять ритмично, приземляться мягко, на носки).

И.п.- о.с., руки внизу.1-прыжок в стойку ноги врозь, руки на поясе;2-прыжок в о.с.; 3- прыжок в стойку ноги врозь, руки в стороны; 4-прыжок в о.с.(8 раз).

По окончании прыжков перейти на ходьбу.

 

                  Осенние листья (муз. из к/ф «Усатый нянь»).

 

И.п. – ноги вместе, руки с листочками внизу.

1.      Ритмичная ходьба на месте (1-16)

2.      Бег на месте с листочками в руках.(1-16)

3.      Ритмичная ходьба на месте (1-16)

4.      И.п. – ноги вместе, руки внизу. 1-руки с листьями вытянуть вперед, 2-поднятьвверх, 3-в стороны, 4- вниз (8 раз).

5.      И.п.- ноги врозь, руки в стороны. 1-наклон за листочком в правую сторону, 2-прямо,3-4-то же влево.(4 раза)

6.      И.п.- ноги вместе, руки внизу.1-подняться на носочки, одновременно руки вверх, 2- и.п.(8 раз)

7.      И.п. – то же.1- присесть, спрятаться за листочки, 2- встать прямо.

8.      И.п. – сидя на коленях, руки на коленях внизу.1-встать на колени, 2-и.п.(8 раз).

9.      И.п.- ноги вместе, руки внизу.1-прыжок ноги врозь, руки в стороны, 2- и.п.(4 раза).

10.  Прыжки на правой ноге(4 раза), на левой (4 раза), повторить упражнение 8 раз.

11.  Ритмичная ходьба.

            Аэробика для зверят.

 

1.      «Идем в зоопарк». Переступающий шаг с пятки на носок, руки согнуты в локтях.

2.      «Медведь чешет спинку об дерево». Поднимание плеч: попеременно правое и левое, затем одновременно.

3.      «Обезьяна срывает бананы с ветки». Поднимание на носки, руки вверх попеременно.

4.      «Ежик проверяет свои запасы». Вращение кистями рук, руки в стороны. «Но тут он нас заметил и решил поиграть в прятки». Прогиб спины.

5.      «Красавец- павлин раскрыл свой большой хвост и закрыл». Встречные движения рук перед собой.

6.      «Большой пятнистый жираф покачивает своей длинной шеей». Руки вверху в замке.

7.      «Хищная пантера потягивается на солнышке». Прогиб, руки в замке вверху.

8.      «Полосатый енот моет свою мордочку лапами». Руки перед собой, круговые движения ладонями.

9.      «Страус с длинной шеей спрятал свою голову в песок». Наклоны в стороны.

10.  «Летят дикие лебеди, машут крыльями». Наклоны вперед, руки в стороны.

11.  «Важно похаживает по болоту стройная цапля». Дорожка шагов: ставить ногу в сторону на носок, руки в стороны – 4 шага вперед, 4 шага назад.

12.  «Маленький пони показывает цирковые номера». Поочередное поднимание правой, левой ноги, стоя на четвереньках.

13.  «Перешагивание через камни, ямки». Ходьба на месте.

14.  «Бег по тропинке в глубь леса». Бег на месте.

15.  «Перепрыгивание через поваленное дерево». Подскоки на месте, с продвижением вперед.

16.  «На полянке пушистый зайка прыгает от кустика к кустику». Прыжки на двух ногах из стороны в сторону.

17.  «Побежали его догонять». Бег по кругу.

18.  «Встретили лисичку-сестричку». Ходьба на носках, на пятках. Руки перед собой.

19.  «Лисичка увидела нас, испугалась и убежала». Бег по кругу.

20.  «Выскочили зайчата». Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

21.  «Кенгуру убежала из зоопарка». Прыжки с высоким подниманием колен.

22.  «Проводили кенгуру обратно в зоопарк». Ходьба обычная. Построение в три колонны. Дыхательные упражнения.

23.  Релаксация.

«Чебурашка».

 

Я не кукла, не зверюшка,
А забавная игрушка.
Очень славная мордашка,
Моё имя «Чебурашка».
И.П. - стоя, руки опущены.
Вступление: покачивание головой в ритме музыки.
1 куплет: приподнимание плеч с полуоборотом направо и налево, слегка приподнимаясь на носках.

Припев:
На слова «Теперь я» - наклон направо - вперёд, ладони вверх,
«Чебурашка» - выпрямиться, руки вниз,
«мне каждая» - те же движения налево,
«дворняжка» - выпрямиться , руки опустить,
«при встрече» - правую руку вперёд, ладонь вверх,
«сразу» - левую руку так же вперёд
«лапу» - наклон вперёд с вытянутыми руками,
«подаёт» - выпрямиться, руки опустить.
На повторение музыки движения повторяются.
2 куплет:
И.П. - стоя, руки внизу.
 «Мне не везло сначала»

1-присесть, упор руками

2- прыжок, ноги выпрямить

3- лежа на животе, руки под подбородок

4- болтают ногами, лежа на животе

«Теперь я вместе с Геной»

5- прыжок ноги к рукам, упор присев

6- встают на ноги

7-8- руки вперед, изображают пасть «крокодила»

Припев: движения повторяются, как в 1 куплете
3 куплет:
И.П. - стоя, руки согнуты в локтях, ладони у головы («уши», как у Чебурашки)
Наклоны туловища вправо - влево в соответствии с музыкой(2 раза вправо и 2 раза влево попеременно).
Припев: движения повторяются как в 1 и 2 куплетах.

«В каждом маленьком ребенке».

 

Запев:

1-8 – ходьба на месте

1-8- 8 хлопков в ладоши

1-8- 8 прыжков на месте

1-6 – поочередно выпрямляют согнутые в локтях руки («боксеры»)

7-8- приседают

1-8 – медленно встают («вылезает из пеленок»)

1-2- поворот вправо, правую руку ко лбу («смотрят  по сторонам»)

3-4 – руки на пояс

5-6 тоже влево

7-8- руки на пояс

1-8 – бег на месте

1-4- прыжок ноги врозь, руки в стороны

5-8 – прыжок ноги вместе, руки на пояс.

Проигрыш:

1-16 – бег по кругу друг за другом

1-8 – ползание на четвереньках

1-8- собираются в середине круга, стоя на четвереньках

1-8- ложатся на спину, машут руками и ногами («барахтаются»)

С окончанием музыки, руки кладут под щеку, поворачиваются набок, засыпают.

 

 

 

 

«Львенок и черепаха»

 

1-й куплет.

1.       Сидя, поджав ноги, руки упором сзади. Поочередно сгибают ноги в коленях, а затем выпрямляют.

2.      Ноги, согнутые в коленях кладут справа от себя, возвращают в и.п., затем слева от себя.

2-й куплет.

Дети сгибают руки в локтях и идут вперед на ягодицах, затем возвращаются назад («крокодил ползет»)

 

3-й куплет.

 

Лежа на животе, оперевшись подбородком на согнутые в локтях руки, качают ногами.

Ложатся на бок, положив голову,  на согнутую в локте руку и забросив одна нога другую.

 

 

Весёлый слонёнок

 

Дети становятся парами по кругу. Всё изображают слонят.

1 фигура - поднимают руки, согнутые в локтях  (ладони на уровне уха, пальцы растопырены - это  слонёнок показывает  «уши»). 

2 фигура - На «раз» делают широкий шаг правой нагой, перенося на неё вес тела, разводят руки в стороны. На «два» приставляют левую ногу к правой, слегка приседая. Руки сгибают в локтях, пальцы растопырены и направлены вверх.

3 фигура - Слонёнок вытягивает «хобот»

На «раз» оставляют правую ногу назад на носок, одновременно слегка наклонив корпус вперёд, вытягивая перед грудью обе руки, положив правую ладонь на левую, ладони смотрят вниз.

На «два» приставляют правую ногу к левой, слегка приседая. Руки сгибают в локтях, пальцы растопырены

4 фигура - поворачиваются вокруг себя, переступая с ноги на ногу и переваливаясь из стороны на сторону растопыренные пальцы держат на уровне ушей.

5 фигура  - идут по кругу,  раскачиваясь из стороны в сторону.

6 фигура - выполняют полуприседание с поворотом корпуса влево, вправо.

7 фигура - кружатся вокруг себя, переваливаясь.

 

«Тик-так»

 

      Дети стоят в шахматном порядке.

      1 фигура –

1) Строят треугольный «домик» часов «кукушка» над головой. Для этого четырьмя мелкими рывками поднимают руки через стороны вверх, повернув ладони с согнутыми пальцами вперёд, и образуют над головой треугольник  «крыша», а локти  рук согнуты и направлены в стороны.

2) Мелкими рывками опускают руки через стороны вниз.

2 фигура - Часы «заводятся». Выполняют попеременные движения руками, правая рука идёт вперёд, а левая одновременно отводится назад (ладони повёрнуты ребром, пальцы сомкнуты, локти выпрямлены). Затем, наоборот, левая рука идёт вперёд, а правая отводится назад.

3 фигура -  Выполняют четыре высоких шага на месте (носки оттянуты), продолжая изображать ход часов руками

4 фигура - Изображают «бой часов». Выпрямленными в локтях руками хлопают над головой.

5 фигура -  Сесть, согнуть ноги в коленях так, чтобы подошвы обеих ног касались друг друга. Держась руками за носки ног, раскачиваться из стороны в сторону.

Просмотров: 1547
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Разминка на стуле.

ПАРОВОЗ «БУКАШКА»

Музыка: Александр Ермолов. Слова: Александр Морозов.

Наклоны головы в сторону

 

Плывут за окошком поля и леса.                   Поднимание плеч: попеременно правое и левое (4 р)

Мы едем туда, где нас ждут чудеса.

И солнышко светит, и речка блестит,         Поднимание плеч: одновременно(4р)

И наш паровозик так быстро летит!

 

Припев: Чух, чух, чух, ту, ту, ту –                 Вращение кистями рук, руки в стороны (4р) 

Белые барашки

Выдувает на ходу

Паровоз – Букашка!

 

Чух, чух, чух, ту, ту, ту –                              Встречные движения рук над головой. (6р)

Белые барашки

Выдувает на ходу (3 раза)

Паровоз – Букашка!

                                                                        Руки вверху в замке.

 

За жёлтой поляной, за синей горой            Руки в замке вверху наклоны корпуса в бок (30гр. 2р)

Стоит у реки городок небольшой.

Там дружно и люди, и звери живут, Руки в стороны, круговые движения руками до локтей (4р) 

 

Играют, танцуют и песни поют.

 

Припев: Чух, чух, чух, ту, ту, ту –                 Наклоны в стороны руки на поясе(4р)

Белые барашки

Выдувает на ходу

Паровоз – Букашка!

Чух, чух, чух, ту, ту, ту –                              Круговые движения руками (4р)

 

 

Белые барашки

Выдувает на ходу (3 раза)

Паровоз – Букашка!

Хлопки над головой (до конца музыки)

 

Просмотров: 1569
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Текст песни:

Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…


Оххх,(руки в стороны) Шшш (указательные пальцы к губам),

Таки-таки, таки-таки (Руки в бок до локтя делают полукруг),
Оххх,(руки в стороны)  Шшш (указательные пальцы к губам),

Таки-таки, таки-таки (Руки в бок до локтя делают полукруг),


Стоп! Остановка Хлопотушкино (дети хлопают)

Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх,(руки в стороны) Шшш (указательные пальцы к губам),

Таки-таки, таки-таки (Руки в бок до локтя делают полукруг),
Оххх,(руки в стороны)  Шшш (указательные пальцы к губам),

Таки-таки, таки-таки (Руки в бок до локтя делают полукруг),



Стоп! Остановка Попрыгайкино (дети прыгают)

Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх,(руки в стороны) Шшш (указательные пальцы к губам),

Таки-таки, таки-таки (Руки в бок до локтя делают полукруг),
Оххх,(руки в стороны)  Шшш (указательные пальцы к губам),

Таки-таки, таки-таки (Руки в бок до локт\я делают полукруг),



Стоп! Остановка Танцевалкино (дети свободно танцуют)

Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Чух — чух, чух – чух — паровозик,
Он бежит, качается,
Охает, старается…
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,
Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.
Стоп! Остановка Кричалкино ( прокричать ТУ-ТУ,ТУ-ТУ)


Оххх,(руки в стороны) Шшш (указательные пальцы к губам),

Таки-таки, таки-таки (Руки в бок до локтя делают полукруг),
Оххх,(руки в стороны)  Шшш (указательные пальцы к губам),

Таки-таки, таки-таки (Руки в бок до локтя делают полукруг),

 

Просмотров: 1551
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

слова песни Екатерины Железновой — У жирафа

 

У жирафов пятна, пятна, пятна-пятнышки везде(2р.)           Хлопают по всему телу ладонями

На лбу, ушах, на шее, на логтях,                                            Пальцами обоих рук дотрагиваемся до

Есть на носах на животах, коленях и носках.                          соответствующих частей тела.

 

У слонов есть складки, складки, складки                            Щипают себя, как бы собирая складки.

 - складочки везде(2р.)

На лбу, ушах, на шее, на логтях,                                            Пальцами обоих рук дотрагиваемся до

Есть на носах на животах, коленях и носках.                       соответствующих частей тела.

 

У котяток шерстка, шерстка,                                              Поглаживают себя, шерстка-шерсточка везде(2р.)                                                                              как бы разглаживая шерстку                                         

 На лбу, ушах, на шее, на логтях,                                        Пальцами обоих рук дотрагиваемся до

Есть на носах на животах, коленях и носках.                    соответствующих частей тела.

 

А у зебры есть полоски,                                                     Проводят ребрами

 есть полосочки везде(2р.)                                                 ладонями по телу.

На лбу, ушах, на шее, на логтях,                                     Пальцами обоих рук дотрагиваемся до

Есть на носах на животах, коленях и носках.                 соответствующих частей тела.    

Просмотров: 1520
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Игра опознай зверя по тени и покажи его под песню.

Песня «Зарядка для хвоста».
Из мультфильма «38 попугаев».Музыка Г. Гладкова. Слова Гр. Остера.

Слайд тень обезьяны

Поднимайтесь поскорей!

Рассчитайтесь по порядку!

Приглашаем всех зверей

На веселую зарядку.

Слайд  тень попугая

Упражнение началось:

Ноги вместе, руки врозь!

Раз, два, три, четыре.

Ноги выше, руки шире!

Слайд тень удава

«Если нет ни ног, ни рук,

Что поставить шире?»

Слайд тень слона

«Ноги выше – это три

Или все четыре?»

Слайд тень крокодила

Всем занять свои места!

Рассчитайтесь по порядку!

Есть зарядка для хвоста

И для хобота зарядка.

Слайд медведь

Пусть удави длинный хвост

Выгибается, как мост!

Раз, два, три, четыре.

Хобот выше! Уши шире!

Просмотров: 1606
0

Добавлено : Дата: в разделе: практические работы
Конкурсные работы

Ребята приняли участие в конкурсе регионального уровня,которое способствует развитию законодательства о выборах, реализации избирательных прав граждан, организации и подготовки выборов, формирования исполнительных и представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, взаимосвязи выборов с политическими, социальными и иными процессами в обществе, а также о противодействии коррупции в органах власти

Тэги: 6 класс
Просмотров: 1601
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Hello всем.
Друзья, а вы бы хотели изменить жизнь на 180 градусов. Например все бросить и начать с нуля.. А может кто-то уже сделал это. Ведь это так грустно жалеть о чем-то. В английском языке есть хорошие конструкции для этого:
.
Подлежащее+ should +have+ глагол (past participle). Когда следовало что-то сделать, но ты не сделал.
Например  I should have studied more! Мне следователо бы учиться больше.

Или выражение: подлежащее + could + глагол (past participle) - когда что-то нужно было сделать, но не ты не смог.

I couldn't have come earlier, i was busy. Я не смог бы придти раньше, я был занят.

Но я предлагаю не думать о том, чего вы не смогли сделать раньше. Давайте подумаем о том, чего мы хотим и обязательно добьёмся. Я вот последние деньги спустила на фотоаппарат и объективы (бедный мой муж). Но мечты должны сбываться.
А у вас есть мечта, желание?
Давайте попробуем написать об этом по английски в комментариях.

Начну с себя I wish I were a great photographer.
А теперь вы?

Просмотров: 1487
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Для подготовки к экзаменам, тренировкам, отработки тем, я рекомендую использовать следующие сайты:

www.fipi.ru

https://quizlet.com/ru

 

https://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool=

 

http://www.study-languages-online.com/ru/en/

 

 

Просмотров: 1912
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Слова советского педагога и публициста В.А. Сухомлинского актуальны на все времена: "Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многограннно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье".

Просмотров: 3267

Может быть, управление Временем – это умение изменять скорость движения ?

Изменение течения времени чувствуют и осознают многие. Его стало не хватать для привычных дел. Оно ускорилось и уплотнилось. То, что раньше люди делали спокойно, размеренно и в срок, теперь часто сделать не успевают. Нужно все время торопиться, контролировать себя и помнить о том, как оно «бежит». Ритм жизни ускорился. Ускорение сказывается не только в делах. Оно отражается на здоровье, на психике человека, ведь для многих людей заданный ритм жизни труден.

- Есть ли у времени скорость?

- Современный мир: это время скорости или скорость времени?

Поэтому очень важно каждому ученику научиться чувствовать ответственность за выполняемые задания. Выработать привычку к активной работе в классе и к систематическим (регулярным) самостоятельным занятиям дома. Стараться отчётливо понять, зачем ты изучаешь данный предмет и в чём ты себя здесь можешь проявить.

Важно правильно организовать своё рабочее место и свой учебный труд.

Важно, прежде чем, изучать какой-нибудь предмет и делать какое-то задание, правильно и сознательно поставить перед собой учебную задачу: научиться чему-то, чего я сейчас не знаю или не умею. В дальнейшем руководствоваться именно этой учебной задачей.

 

Нужно научиться отличать конкретное задание или упражнение от своей учебной задачи. Например, в домашнем задании по химии конкретное задание заключается в том, чтобы расставить коэффициенты в уравнении химической реакции. А учебная задача заключается в том, чтобы научиться расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Зная эту маленькую хитрость, можно немного изменять скорость своего движения и Управлять временем. Ведь, научившись решать задания, наше умение становится навыком, доведённым до автоматизма. А значит, не придётся каждый раз тратить время на поиски решения.

Просмотров: 3223
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Оркестр_народных_инструментов

Оркестр народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников № 3 и Алматинского Центра Славянской Культуры (АЦСК)

Оркестр народных инструментов «Русские узоры» был основан в г. Алма-Ате ( Алматы, Казахстан) в 1981 году, Простомолотовым Евгением Ивановичем – членом Союза музыкальных деятелей Казахстана (с 1991 г.), отличником образования РК (с 1994 г.), залуженным деятелем культуры РК (с 2004 г.). (Концертмейстер оркестра, педагог-исследователь музыкально-оркестровой студии Чеснокова Татьяна Евгеньевна).

В 1989 году на базе оркестра была открыта музыкально-оркестровая студия, в учебную программу которой были введены такие предметы, как «спец. инструмент» (фортепиано, баян и аккордеон), сольфеджио, ансамблевое, оркестровое, концертмейстерское и сольное исполнение. Музыкально-оркестровая студия оркестра «Русские узоры» является единственным музыкальным учебным заведением в Республике Казахстан, где дети обучаются по прогрессивной авторской программе Евгения Простомолотова «Системно-комплексное обучение детей на музыкальных инструментах в оркестровом классе.

За годы существования музыкально-оркестровой студии, из ее стен вышло более 500 выпускников, которые продолжили свое профессиональное музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях не только Республики Казахстан, но и за рубежом – в России, Бельгии, Чехии и Германии. За эти годы оркестр «Русские узоры» ДШ №3 и АЦСК украсил свой концертный репертуар шедеврами мировой классики, а также виртуозными аранжировками музыкальных произведений народов мира. С оркестром стали работать мастера профессиональной сцены, заслуженные артисты и лауреаты международных конкурсов: • Екатерина Алабина (С-Петербург, Россия) • Анастасия Кожухарова солистка КНАТОБ им. Абая (Алматы, Казахстан, Флоренция, Италия) • Зоя Ким - солистка корейского музыкального театра (Алматы, Казахстан, Корея) • Виктор Ашанин - актёр, телеведущий (Алматы, Казахстан) • Валерия Крымская – актриса ТЮЗа им. Н. Сац (Алматы, Казахстан) • Кайырлы Ислямов солист - Каз.Гос.Академ. капеллы им. Б. Байкадамова (Алматы, Казахстан) • Азамат Малышов – солист КНАТОБ им. Абая (Алматы, Казахстан) • Конысбек Саханов – солист КНАТОБ им. Абая (Алматы, Казахстан) • Евгения Смольянина – солистка КНАТОБ им. Абая (Алматы, Казахстан) • Диляра Куанышева – солистка хора КНАТОБ им. Абая (Алматы, Казахстан).

Многие учащиеся музыкально-оркестровой студии становились победителями международных конкурсов, обладателями престижных премий «Гран При».

За годы своего существования, оркестр народных инструментов «Русские узоры» участвовал на республиканских и международных конкурсах, гастролируя по городам Казахстана, Киргизии и Российской Федерации (Москва, Смоленск, Бишкек, Нур-Султан, Атырау, Семей, Шымкент,Талдыкорган). В 2011 году оркестр принял участие на международном профессиональном конкурсе вокалистов "Романсиада" (Галины Преображенской, засл. артистки России), на котором студентка четвертого курса Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Анастасия Кожухарова (ныне казахстанская и итальянская примадонна), под аккомпанемент оркестра "Русские узоры" исполнила два романса: С. Рахманинова "Здесь хорошо" и А. Алябьева "Соловей"

Так же, оркестр «Русские узоры», ежегодно принимает участие в различных концертных мероприятиях, проходящих в престижных залах г. Алматы и Алматинской области (Казахская Государственная филармония им. Жамбыла, «Казахконцерт», Большой концертный зал Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, зал ТЮЗа им. Н. Сац, зал ТЮЗа им. Г. Мусрепова, зал Дома дружбы народа г. Алматы и г. Талдыкоргана). Оркестр народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников №3 и Алматинского Центра Славянской Культуры является уникальным и единственным детским музыкальным коллективом в Республике Казахстан, в котором юные музыканты в полном объёме учебной программы начального звена обучения, получают знания и исполнительские навыки в сольном и оркестровом музицировании, а также широкую интеллектуальную музыкальную подготовку для дальнейшего её совершенствования в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Литература:

• Антология казахстанской баянной литературы (составители: З. Смакова, М. Конысбаев). изд. "Ценные бумаги", А., 2013 г.

• Б. Мустафин, Т. Мустафина, Т. Алыбаев, З. Смакова «Сырнай үйрену мектебі» («Школа игры на баяне»),

изд. «Білім», А., 2004 г.

• Е. Простомолотов «Детский оркестр народных инструментов», изд. Республиканский научно-методический центр, А., 1992 г

. • Е. Простомолотов «Играй, оркестр», изд. «Гылым» Академии наук Казахской ССР, А., 1992 г.

• Е. Простомолотов «Певец грядущего и уходящего», журнал «Семь нот» № 3, А., 2000 г.

• Е. Простомолотов «РУССКИЕ УЗОРЫ - путь душевной теплоты», детский журнал «Мир детства» № 1-2, А., 2001 г.

• Е. Простомолотов «Слово об учителе» журнал «Веди» № 11-12, А., 2001 г.

• Е. Простомолотов «Константин Ошлаков. Воспоминания об учителе» (книга), изд. «Ценные бумаги» МБПФ «Веди»,

А., 2002 г.

• Е. Prostomolotov «Musikstucke», op. 1, 30. (пьесы для баяна и ансамблей, (Германия), 2001 г.

• Е. Prostomolotov «Ken dalada», op. 2. (пьеса для домры и фортепиано, Германия), 2002 г.

• Е. Простомолотов «Системный подход к музыкальному воспитанию детей в оркестровом классе» Республиканский научно-методический журнал «Қосымша білім және тәрбие» («Образование и воспитание») № 1, Наурыз (март),

2010 г.

• Е. Простомолотов «РУССКИЕ УЗОРЫ – рапсодия моей души» журнал "Единство в разнообразии" № 1, Алматы.

• Е. Простомолотов «Легенда о домбре», журнал «Единство в разнообразии» № 2, Алматы.

• Е. Простомолотов «История о четырёх друзьях и волшебной палочке», журнал «Единство в разнообразии»

№ 2 (30). Алматы.

• Е. Простомолотов «Жизнь добрая во времени…» журнал Единство в разнообразии» • № 3, Алматы.

• Е. Простомолотов «Русский оркестр с казахским колоритом», журнал «Единство в разнообразии» № 5, Алматы.

• Е.Простомолотов «Системное музыкальное образование в оркестровом классе» (учебная программа).

Просмотров: 4016
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Конкурсно-игровая программа «Золотая осень» во 2 классе

Цели: обобщение знаний детей об осени, создание настроения весёлых состязаний.

Задачи:

создать настроение весёлых состязаний;

развивать быстроту, ловкость, смекалку;

формировать навык коллективного общения и активности;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование: осенние листья из бумаги, веревка, 3 платочка, 3 картошки, распечатанные овощи и фрукты, мешки-скороходы – 3 шт., 3 пары бахил, 3 корзины, шишки сосновые и еловые, листья с деревьев, зонт, призы.

Звучит музыка. ФОНОГРАММА №1

Ведущий:

Вот и осень пришла,

Как бы мы ни хотели

Свое лето продлить,

Отодвинув метели.

Но не стоит грустить,

Осень тоже прекрасна,

Без нее скучно жить,

Это каждому ясно!

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем зале. Вы знаете, для чего мы здесь собрались? Вы любите осень?Осень ведь бывает не только дождливая, хмурая и мрачная, но ещё и золотая, багряная, расписная, как сейчас. У матушки Природы нет плохой погоды. А ещё у Осени много сюрпризов: утром может светить солнышко, а днём лить дождь, а вечером начнётся листопад. Но всё-таки красивые краски Осени поднимают настроение своей пестротой, яркостью и разнообразием. А давайте-ка мы пригласим к нам в гости хозяйку нынешней поры. Дружно скажем: «Осень, осень! Приходи! С нами время проведи!»

Под музыку входит Осень. ФОНОГРАММА №2

Здравствуйте, мои друзья! 
Рада всех вас видеть я. 
Целый год мы не видались, 
А сегодня повстречались. 
Принесла вам угощенье — 
Не конфеты, не печенье. 
Фрукты, овощи, рябину — 
В них помногу витаминов. 

Осень богата подарками на любой вкус. В это время года созревают овощи, желтые листочки радуют глаз и даже дождик вызывает радость. Сегодня мы отмечаем праздник «Золотой осени». Вас ожидает множество увлекательных конкурсов и игр.

Предлагаю для начала
Всем со мною поиграть.
Можно ли нам начинать?
Вам же нужно отвечать:
«Мы не спорим» или «Спорим! Спорим!»

Льют осенние дожди, (мы не спорим)
Ждёт весна нас впереди, (Спорим! Спорим)
Целый день мели метели, (Спорим! Спорим)
Птицы к югу полетели, (мы не спорим)
Лист кленовый опадает, (мы не спорим)
Ландыш белый расцветает, (Спорим! Спорим)
В роще соловьи запели, (Спорим! Спорим)
Яблоки в саду поспели (мы не спорим)
Яблок урожай хороший (мы не спорим)
Есть с малюсенький горошек, (мы не спорим)
Есть размером с чемодан (Спорим! Спорим)
На ветвях цветёт бурьян (Спорим! Спорим)
Нам без яблок трудно очень (мы не спорим)
Молодцы все между прочим (мы не спорим)

А сейчас, я предлагаю всем ребятам разделится на 3 команды: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. Каждая команда за правильно выполненное задание получает листочки, у кого их наберется больше, та команда и победит.

Осень – дивная пора,
Любит осень детвора.
Груши, сливы, виноград,
Все поспело для ребят!

Конкурс капитанов


Ребята, вы знаете, какие плоды и овощи созревают осенью? Я приглашаю капитанов от каждой команды. Каждый из вас, по очереди, будет называть по одному осеннему плоду или овощу. При задержке ответа более 5 сек. участник выбывает. Кто окажется последним, тот и победил.


Хорошо, ребята, вы знаете дары осени. Молодцы!

Конкурс «Эрудит»

А теперь попробуйте, ребята, ответить на мои вопросы (по 3 вопроса команде):
1. Сколько дней длится осень? (91 день)
2. Как в России называют период теплой погоды в середине осени? (бабье лето)
3. Какое дерево является символом осени? (клен)


1. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней)
2. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)
3. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (тайфун)

1. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)
2. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи)
3. Чем заканчивается осень? (ноябрем)

Конкурс «Собери пазл»

Командам выдаются распечатанные листы с фруктами и овощами. (Яблоко, груша, слива, помидор, морковь и баклажан, затем каждое изображение разрезать на 8 частей). Задача команд — как можно быстрее собрать на полу рисунок. 

Конкурс «Шишкобол»

Посмотрим, кто у нас самый меткий. Поиграем-ка, как вы думаете, во что? А вот и не угадали: в ШИШКОБОЛ. (Ставятся посредине зала на расстоянии 5-6 шагов три приготовленные заранее небольшие корзинки, каждому участнику выдают по три еловых или сосновых шишки.) Задача – забросить в корзинки как можно больше шишек. По окончании подводится итог.

Осень:

Вижу я: на горизонте

Туча по небу летит,

Поскорей раскрою зонтик,

От дождя он защитит.

Всех, всех под зонтик спрячу,

Как же может быть иначе?


Танец с Зонтиком под песню «Дождик капает кап-кап-кап» ФОНОГРАММА №3

 

 

Осень:

Дождик прошел….

На полянке появились лужи.

Нам нужно пройти на другую сторону полянки.

Для этого вы по очереди обуваете калоши (бахилы) и обегаете лужи

Игра «Улетели птицы»

Осень: Я буду читать стихи, вы внимательно слушайте и, если услышите «лишнее» слово, начинайте хлопать в ладоши.

 

Улетели птицы:
Голуби, куницы.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы, 
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи, 
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

Конкурс «Сохрани урожай»

А вот интересно, знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы всю зиму лакомиться овощами, кроме как вырастить урожай? Совершенно верно, собрать его и сохранить. А для этого урожай нужно собрать в мешки, правильно? Так вот, я приготовила для вас мешки-скороходы, забираясь в которые вы превращаетесь в урожай. И тот, кто быстрее и без падений оббежит кеглю и возвратится обратно, будет считаться самым удачливым и рачительным хозяином, сохранившим свой урожай от холодной зимы. Задание понятно? Итак, на старт, внимание, марш…

Игра «Осенний волейбол»

В волейбол играть умеете? Вот сейчас свою сноровку и покажите. Две команды встают друг против друга, перебрасывать через веревку вы будете не мяч, а осенние листья. Поэтому игра и называется «Осенний волейбол». На чьей стороне меньше окажется листьев, та команда и выиграла.

Конкурс «Не урони кленовый лист»

Перенести кленовый листочек к своей команде от стульчика : 

первые как зайчики – прыгая, 

вторые – гусиным шагом,

третьи – как верблюды (согнуться) на горбе, 

четвёртые - как рак пятиться задом на перёд. 

Конкурс «Кто быстрее сорвёт листок»

По полу по кругу разложены листья (их количество на один меньше, чем игроков). Дети бегают по кругу, пока играет музыка. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить листик. Кто не успеет, тот выбывает из игры с одним листком. Побеждает игрок, который схватит самый последний листик.

Конкурс «Матрёна»


Участники встают друг за другом. Нужно завязать платок впереди стоящему, не поворачивая впереди стоящего и самому не наклоняться в стороны. Выполняют задание по очереди все участники.

Конкурс «Картошка, держись!»

Нужно исполнить танец, зажав между лбами картофелину.  Кто дольше всех продержится, тот и победил. Используется несколько мелодий, быстро сменяющих друг друга. Для участников важно быстро ориентироваться в смене музыки и при этом не уронить картофель). ФОНОГРАММА №4-6

Конкурс «Отгадай загадку»

А сейчас я предлагаю вам разгадать загадки, но не простые, а плодово-огородные, грибные, дождливые — самые что, ни на есть осенние!

1. Летом вырастают,
А осенью опадают.
Листья!

2. Выросло из зернышка
Золотое солнышко.
Подсолнух!

3. Как на нашей грядке
Выросли загадки,
Сочные да круглые,
Вот такие крупные!
Летом зеленеют,
Осенью краснеют.
Помидоры!

4. А на этой грядке —
Горькие загадки,
33 одежки, все без застежки,
Кто их раздевает,
Тот слезы проливает.
Лук!

5. Красная девица
Родилась в темнице,
Выкинула косу
За окошко ловко.
Наступает осень,
Выдернут... Морковку!

6. Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала,
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
Капуста!

7. Осень в лес к нам пришла
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя ее клюют.
Рябина!

8. Бусы красные висят
И с кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Калина!

9. Кто всю ночь по крышам бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает!

Дождь!

Осень:

Молодцы, все загадки отгадали,

Все ответы мы узнали.

Ну, пора мне собираться,

В лес осенний возвращаться.

Ведь зима наступит скоро,

Дел моих еще там много:

Нужно мишку усыпить,

Птиц на юг препроводить.

Очень весело мне было!

Всех ребят я полюбила,

Но прощаться нам пора...

Что поделать? Ждут дела!

Ведущая: Наша праздник подходит к концу. Давайте все вместе и дружно проговорим слова и выполним определённые действия:


1 – «Счастья, радости желаем!» - хлопают в ладоши.


2 – «С осенью всех поздравляем!» - машут над головой осенними листьями.


3 – «Чтоб здоровье крепким было!» - поочерёдно показываем «класс» то левой, то правой рукой.


4 – «Никогда не подводило!» - указательным пальцем правой руки делаем «Ни-ни!».

Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей.

 

Просмотров: 3879
0
Русский баян и казахская домбра одинаково звучат в народных оркестрах

Русский баян и казахская домбра одинаково звучат в народных оркестрах

Востребованность к народной музыке всегда будет актуальной в любой стране. Это вопрос культуры. Творчество оркестра народных инструментов «РУССКИЕ УЗОРЫ» Дома школьников №3 и Алматинского Центра Славянской Культуры является тому доказательством.  Развитие национальных вокальных или инструментальных ансамблей многогранного народного мелоса – это вопрос культурной политики любой страны. И насколько она высока, настолько велик потенциал её интеллектуального богатства, залога мира и дружбы, передает ИА «NewTimes.kz».

 

Актуальность русской музыки как в Алматы, так и во всем Казахстане всегда была высока, она востребована на любом творческом уровне. В репертуарном арсенале Алматинского оркестра народных инструментов «РУССКИЕ УЗОРЫ» всегда имеются шедевры классиков, а также произведения народной музыки. В Центре Славянской Культуры г. Алматы считают, что именно народное творчество определяет статус того или иного народа. К народному творчеству надо приобщаться с детских лет. Познавая с раннего детства доброту, ребенок учится сам делать добрые дела. А мир и процветание в стране – это есть величайшее ДОБРО. Это смысл жизни всего прогрессивного человечества.

 Детский оркестр «Русские узоры», существующий в Алматы с 1981 года, широко известен и в Казахстане, и за его пределами. Алматинский Дом детского творчества № 3 – наследие советской эпохи, чудом пережившее непростое первое десятилетие независимости и функционирующее до настоящего времени. Дети самых разных национальностей, проявляющие широкий интерес к русской культуре, выступают на уровне взрослых профессиональных коллективов и завоёвывают награды республиканского и международного уровня. Все это стало возможным благодаря грамотной и слаженной работе руководителя этого коллектива.

 Под руководством Евгения Простомолотова детский оркестр «Русские узоры» неоднократно становился лауреатом различных международных конкурсов и фестивалей, как в Казахстане, так и за рубежом.

«Русские музыкальные инструменты в Казахстане имеют такую же ценность, как и казахские. Русский баян и домра и звучат в казахских народных оркестрах, играя полноценную роль. Роль детского русского народного оркестра имеет большое значение в музыкальной педагогике. И глядя на то, с каким увлечением в русском оркестре занимаются детишки разных национальностей, думаю, можно смело говорить об актуальности русского оркестра в республике», — сказал руководитель Алматинского оркестра народных инструментов.

Автор: Венера Баталова

В статье:

КазахстанАлматыАНК.

 

https://newtimes.kz/regiony/136877-russkii-baian-i-kazakhskaia-dombra-odinakovo-zvuchat-v-narodnykh-orkestrakh?fbclid=IwAR1otDYulP_n9ESW15bi0t7g2k_PgNCWILcTDgGu2XZl9WPD5-yjwSpsb20

Просмотров: 4125
0
Оркестр народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников № 3 и Алматинского Центра Славянской Культуры (АЦСК)

Оркестр народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников № 3 и Алматинского Центра Славянской Культуры (АЦСК)

Оркестр народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников № 3 и Алматинского Центра Славянской Культуры (АЦСК)

Википедий — эрыкан энциклопедий гыч материал

Оркестр народных инструментов «Русские узоры» был основан в г. Алма-Ате ( Алматы, Казахстан) в 1981 году, Простомолотовым Евгением Ивановичем – членом Союза музыкальных деятелей Казахстана (с 1991 г.), отличником образования РК (с 1994 г.), залуженным деятелем культуры РК (с 2004 г.). (Концертмейстер оркестра, педагог-исследователь музыкально-оркестровой студии Чеснокова Татьяна Евгеньевна).

  В 1989 году на базе оркестра была открыта музыкально-оркестровая студия, в учебную программу которой были введены такие предметы, как «спец. инструмент» (фортепиано, баян и аккордеон), сольфеджио, ансамблевое, оркестровое, концертмейстерское и сольное  исполнение.

  Музыкально-оркестровая студия оркестра «Русские узоры» является единственным музыкальным учебным заведением в Республике Казахстан, где дети обучаются по прогрессивной авторской программе Евгения Простомолотова «Системно-комплексное обучение детей на музыкальных инструментах в оркестровом классе.

   За годы существования музыкально-оркестровой студии, из ее стен вышло более 500 выпускников, которые продолжили свое профессиональное музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях не только Республики Казахстан, но и за рубежом – в России, Бельгии, Чехии и Германии.

  За эти годы оркестр «Русские узоры» ДШ №3 и АЦСК украсил свой концертный репертуар шедеврами мировой классики, а также виртуозными аранжировками музыкальных произведений народов мира.

  С оркестром стали работать мастера профессиональной сцены, заслуженные артисты и лауреаты международных конкурсов:

• Екатерина Алабина (С-Петербург, Россия) • Анастасия Кожухарова солистка КНАТОБ им. Абая (Алматы, Казахстан, Флоренция, Италия) • Зоя Ким - солистка корейского музыкального театра (Алматы, Казахстан, Корея) • Виктор Ашанин - актёр, телеведущий (Алматы, Казахстан) • Валерия Крымская – актриса ТЮЗа им. Н. Сац (Алматы, Казахстан) • Кайырлы Ислямов солист - Каз.Гос.Академ. капеллы им. Б. Байкадамова (Алматы, Казахстан) • Азамат Малышов – солист КНАТОБ им. Абая (Алматы, Казахстан) • Конысбек Саханов – солист КНАТОБ им. Абая (Алматы, Казахстан) • Евгения Смольянина – солистка КНАТОБ им. Абая (Алматы, Казахстан) • Диляра Куанышева – солистка хора КНАТОБ им. Абая (Алматы, Казахстан).

 Многие учащиеся музыкально-оркестровой студии становились победителями международных конкурсов, обладателями престижных премий «Гран При».

   За годы своего существования, оркестр народных инструментов «Русские узоры» участвовал на республиканских и международных конкурсах, гастролируя по городам Казахстана, Киргизии, и Российской Федерации (Москва, Смоленск, Бишкек, Нур-Султан, Атырау, Семей, Шымкент,Талдыкорган).

  В 2011 году оркестр принял участие на международном профессиональном конкурсе вокалистов "Романсиада" (Галины Преображенской, засл. артистки России), на котором студентка четвертого курса Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Анастасия Кожухарова (ныне казахстанская и итальянская примадонна), под аккомпанемент оркестра "Русские узоры" исполнила два романса: С. Рахманинова "Здесь хорошо" и А. Алябьева "Соловей"

   Так же, оркестр «Русские узоры», ежегодно принимает участие в различных концертных мероприятиях, проходящих в престижных залах г. Алматы и Алматинской области (Казахская Государственная филармония им. Жамбыла, «Казахконцерт», Большой концертный зал Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, зал ТЮЗа им. Н. Сац, зал ТЮЗа им. Г. Мусрепова, зал Дома дружбы народа г. Алматы и г. Талдыкоргана).  Оркестр народных инструментов «Русские узоры» Дома школьников №3 и Алматинского Центра Славянской Культуры является уникальным и единственным детским музыкальным коллективом в Республике Казахстан, в котором юные музыканты в полном объёме учебной программы начального звена обучения, получают знания и исполнительские навыки в сольном и оркестровом музицировании, а также широкую интеллектуальную музыкальную подготовку для дальнейшего её совершенствования в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

 

    Литература:

• Антология казахстанской баянной литературы

(составители: З. Смакова, М. Конысбаев), изд. «Ценные бумаги», А., 2013 г.

• Б. Мустафин, Т. Мустафина, Т. Алыбаев, З. Смакова «Сырнай үйрену мектебі»

(«Школа игры на баяне»), изд. «Білім», А., 2004 г.

• Е. Простомолотов «Детский оркестр народных инструментов»,

изд. Республиканский научно-методический центр, А., 1992 г

. • Е. Простомолотов «Играй, оркестр», изд. «Гылым» Академии наук Казахской ССР, А., 1992 г.

• Е. Простомолотов «Певец грядущего и уходящего», журнал «Семь нот»

№ 3,

=======================================

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Оркестр_народных_инструментов_«Русские_узоры»_Дома_школьников_№_3_и_Алматинского_Центра_Славянской_Культуры_(АЦСК) 

Просмотров: 4094
0

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»