С опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку.
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
• ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
• какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
• какой вклад в общее дело он может внести;
• может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Разнообразные формы, обеспечивающие навык оценочной самостоятельности у обучающихся:
«Цветные сигнальные карточки»
«Смайлики, стрелочки»
"Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Прошу учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
"Три М"
Предлагаю учащимся назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, прошу предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
«Экран самооценки» выберите 1 фразу, которая характеризует вашу работу на данном этапе урока:
Я молодец.
Я доволен своей работой.
Я мог бы поработать лучше.
«Комплимент».
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.