Память слагается из трех процессов: запоминания, сохранения (или забывания) и воспроизведения того, что было запомнено. От того, как было организовано запоминание, зависят особенности и сохранения, и воспроизведения, то есть их прочность, полнота, точность. Как же организовать запоминание, чтобы учащиеся овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками

 Приемы развития памяти:

1. Осмысление.. Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Так, для удержания в памяти какого-то текста, например, сказки, рассказа, большое значение имеет составление плана.
2. Соотнесение- улучшения понимания и запоминания является соотнесение изучаемого материала с ранее изученным.
Прием соотнесения является одним из видов аналогии – аналогии действия.
3. Реконструкция- это преднамеренное равносильное, то есть без искажения, изменение необходимого для запоминания материала.
Способы, которые можно использовать на уроках для развития запоминания:
1. Наглядность. Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
2. Повторение
Большое количество повторений у детей вызывает скуку. Совсем иной эффект получается тогда, когда учитель делает повторения разнообразными, ставит какую-то новую задачу перед учениками.
3. Самоконтроль
Для того чтобы закрепить производимое действие, ученик должен знать полученный им результат.
4. Мотивы и установка
Для запоминания материала ребёнок должен знать, для чего он должен запомнить предлагаемый материал, и хотеть этого добиться.
5. Осмысливание запоминания
Продуктивность запоминания повышает осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания запоминаемого различны. Для удержания в памяти какого-либо текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.
Приемы для развития произвольного запоминания:
§ давать ребенку способы запоминания и воспроизведения того, что нужно выучить;
§ обсуждать содержание и объем материала;
§ распределять материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.);
§ учить контролировать процесс запоминания;
§ фиксировать внимание ребенка на необходимости понимания;
§ учить ребенка понимать то, что он должен запомнить;