Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
У некоторых учителей есть любимчики, а как стать любимчиком у учеников? Сложно, но возможно! Наш блогер, учитель года России — 2018 Алихан Динаев, поделился своими секретами, как провести интересный урок, увлечь учеников и получить удовольствие от собственной работы.
Дети ждут и хотят чего-то необычного. Начните свой урок с удивления — с события, действия, предмета, который может поразить. Во время урока на тему «общественный прогресс» на конкурсе «Учитель года России — 2018» я показал детям аудиокассету и спросил, как этот предмет связан с карандашом. Потом ещё продемонстрировал раритетный аудиоплеер Sony Walkman.
Интересно, что большинство современных детей с трудом представляли себе взаимосвязь между ними. Такое начало удивило и заинтересовало не только детей, но и членов жюри, вызвав, совершенно очевидно, определённую ностальгию. Попробуйте сделать или сказать что-то, что удивит: необычный факт, поразительное сравнение, необыкновенная связь между, казалось бы, совершенно не связанными друг с другом людьми, событиями или вещами. Простите за банальную цитату, но «познание начинается с удивления».
«Моя крыша на месте. Срывайте!» — Шелдон Купер.
Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема (инфляция, начало Второй мировой, царство грибов, любовная лирика Пушкина) связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с химией, философией, современным кино, политикой, да с чем угодно!
Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает. Например, на уроке физкультуры вы показываете новое упражнение — а может, его каждый день делает Билл Гейтс?
Новая композиция на уроке музыки? А вдруг она была любимой у Льва Толстого или на ней рос Егор Крид? Связывайте!
На том же уроке, с кассетой, автор этих строк связал общественный прогресс с литературой, политикой, краеведением, ядерной физикой, ботаникой, искусством…
«Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой» — Парацельс, швейцарский философ, врач.
Создайте проблему, предложите то, что заставит задуматься, противоречивый вопрос, который и вдохновит, и побудит искать варианты ответа. Наше общество прогрессивнее общества 30-летней давности? Что будет, если государство завтра раздаст всем по миллиону рублей? Можно ли было сохранить СССР? Уверены, что Наташа Ростова — положительная героиня? Должны ли химики создавать новые радиоактивные элементы?
При этом понимаем, что на уроке должна быть позитивная атмосфера. Как её создать? Есть японская поговорка: «В дом, где смеются, приходит счастье». В школу, думаю, тоже. Поэтому улыбайтесь, настраивайтесь на положительное, будьте доброжелательны, открыты, не бойтесь пошутить (особенно если это у вас хорошо получается). Вы в курсе, что 66% российских старшеклассников назвали чувство юмора главным качеством идеального учителя? Символ учительства, на мой взгляд, — это не мел и не доска (даже интерактивная), а улыбка.
«Станьте солнцем, вас все и увидят» — Ф. М. Достоевский.
Удивлять надо не только в начале. Моменты, неожиданные и необычные, должны быть на уроке всегда. Важно удивлять на протяжении всего урока. Не секрет, что в школе обычно царит однообразие. Дети устали скучать на уроках. Особенный и успешный урок всегда отличается от обыденной школьной рутины.
На конкурсном уроке я шокировал учеников этим шедевром Сая Твомбли, проданным за 70 с лишним миллионов долларов. Есть ли прогресс в искусстве? Почему картина стоит так много? Если вы нарисуете подобное, то сможете продать произведение искусства хотя бы за 70 тысяч рублей? Тут, конечно, напрашивается отсылка к великому фильму «1+1», которая и удивит, и свяжет тему урока со знакомым детям кино, а ещё улыбнуться и посмеяться их заставит.
Затем был и забавный разговор с Алисой от «Яндекса» и многое другое. Продолжайте удивлять!
Школьники вполне могли бы описать значительную часть своих уроков словами Чацкого, поэтому боритесь с однообразием:
«Помилуйте, не вам, чему же удивляться?
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах».
А.С. Грибоедов
На уроке идём к одной цели, и, как мы знаем, в евклидовой геометрии самый короткий путь — это прямая. Но самый короткий не всегда самый эффективный и интересный путь, иногда лучше идти в обход, зигзагами, через «дворы». Если на уроке вы меняете виды деятельности, переходите от одного вида заданий к другим: это правильно и рационально в том числе и с точки здоровьесбережения. Это позволяет держать ученика в тонусе, позволяет ему не отвлекаться (ну или не так сильно отвлекаться).
За последние 15 лет способность людей концентрироваться снизилась в два раза. Сегодня среднее время концентрации — семь секунд (по крайней мере, так пишет со ссылкой на научные исследования Рохит Бхаргава в своей книге «Не очевидно», известный бизнес-консультант, эксперт по трендам и автор пяти бестселлеров). Наши дети даже больше, чем мы, страдают от этого, вот почему так важно учитывать эту психолого-возрастную особенность.
«Все жанры хороши, кроме скучного» — Вольтер.
При всём уважении к его таланту, когда в фильме один человек — режиссёр, главный герой и продюсер — это перебор. А когда этот фильм снимает его же кинокомпания, то это совсем перебор. На конкурсных уроках всегда есть большая проблема и серьёзная дилемма: с одной стороны, вы должны показать себя как интеллектуала, как предметника, как профессионала, как хорошего человека, в конце концов, но в то же время педагогический талант не в том, чтобы демонстрировать свою эрудированность, а в том, чтобы дети эффективно работали на уроке. Так сколько ребёнка и сколько учителя должно быть на уроке? Истина посредине, или, как говорится, где-то рядом. Не надо брать на себя все роли. Не будьте человеком-оркестром.
Важно, чтобы дети были главными героями занятий. Дайте им свободу, возможность проявить себя. Но не надо и уходить в тень и быть чрезмерно скромным. Иногда это не только вредно, но даже опасно.
«У вас такой же недостаток, как у меня. Нет, не нос — скромность» — Ф. Г. Раневская.
Будьте готовы к неожиданным ситуациям, разработайте план «Б». Мой урок на конкурсе — хороший тому пример. По задумке я должен был весь урок вести 10-классников к мысли, что главный критерий общественного прогресса — рост гуманизма в обществе. На седьмой минуте один очень умный ученик сам сформулировал эту идею. Внутри у меня бушевал пожар — что делать?! По сути, он спутал мне карты. Несколько недель готовил этот злосчастный урок, который на мгновение стал мне ненавистен. Ситуация почти патовая, но мне удалось выкрутиться, подстроиться, адаптироваться, чуть сменить направление, задать вопрос «А что вы понимаете под гуманизмом?», сделать так, чтобы почти никто не заметил, что что-то пошло не так.
Кто-то говорит, что урок — это кино или спектакль. Да, можно много репетировать, но реальный урок никогда не будет в точности таким, как вы запланировали. Что-то пойдёт не так, вмешаются дети-кактусы, которые будут вас колоть и не доверять, или дети-цветы, которые будут всем восхищаться, или дети-лампочки, которые сами зажгут класс своими яркими идеями. Педагогу надо быть готовым к тому, что на уроке может произойти всё что угодно. Всё предугадать невозможно. Поэтому на всё смотрите с новогодним настроением.
«Новогоднее настроение — это когда рад видеть даже тех, кто ошибся дверью» — М. М. Мамчич.
Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что занятие было отличным. Один из лучших способов завершить урок — зациклить его, вернуться в начало. Это создаёт целостность и замкнутость — в хорошем смысле. Продумайте последние две минуты особенно тщательно. Завершение урока вполне может быть открытым. Может быть, это даже лучше всего, когда детям искренне хочется продолжить обсуждение, когда они выходят, споря друг с другом, когда окружают учителя, задавая ему вопросы и высказывая всё новые и новые аргументы.
«В каждом начале уже есть конец» — Д. Оруэлл.
Постоянно говорим (и нам постоянно говорят), что урок должен нравиться детям, что они должны получать удовольствие от занятий, испытывать радостные эмоции и так далее. Безусловно, всё это так. Но, пожалуйста, не забывайте, что и учитель тоже должен получать удовольствие от каждого урока и общения с детьми!
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.
Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»
Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А
Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»