Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Блог Экстернат.РФ

Блог пользователей Экстернат.РФ

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

1. Разрешить выпускникам приходить на апелляции с учителями-предметниками (или любым другим представителем по собственному усмотрению).

На апелляции выпускник, который обычно приходит в одиночку или с родителем, и экспертная комиссия находятся в неравном положении. Эксперты — преподаватели и учителя с большим опытом — просто давят собственным авторитетом на испуганного выпускника. «Что ты споришь со мной. Я 20 лет преподаю» — аргумент, который используют сотни экспертов по всей стране, и ему тяжело возразить.

Если бы выпускник имел право приходить вместе со своим учителем, репетитором или другим профессионалом (соседом-юристом или дядей-экономистом), то стороны были бы в одной весовой категории, а их спор перешёл бы в плоскость конкретных вопросов, а не попыток самоутвердиться за счёт 17-летних парней и девушек. Почему ребёнок не может прийти на апелляцию со специалистом в своём деле, который чётко и правильно донесёт до экспертов смысл ответов выпускника и докажет их правильность?

 

2. Ввести институт «общественного защитника».

С другой стороны, далеко не все выпускники могут прийти на апелляцию с учителем или репетитором. Тем не менее они нуждаются в интеллектуальной и психологической поддержке человека, который был бы «на их стороне». Заходя в кабинет, где проходит апелляция, выпускник видит семь-восемь экспертов 30-40-50 лет, которые уже одним своим видом могут испугать его. Чаще всего выпускник тщательно готовит свою аргументацию, но, оказавшись наедине с экспертом, теряется и не может толком объяснить свою позицию. Поэтому ему нужен взрослый человек, который поддержал бы и помог.

Я предлагаю ввести институт «общественных защитников» — преподавателей, репетиторов, которые на добровольной или платной основе проводили бы весь день, работая в апелляционной комиссии, при этом не были бы напрямую связаны с ней. То есть это должен быть совершенно независимый профессионал со стороны. Любой выпускник мог бы обратиться к нему за советом, получить консультацию и в случае необходимости вместе с ним пойти к эксперту и бороться за повышение баллов.

Например, я готов выступить в качестве такого общественного защитника на бесплатной основе для всех, кто идёт на апелляцию по обществознанию

3. Одни и те же задания в разных билетах должны быть равной сложности.

В этом году на экзамене по обществознанию наблюдалась дикая и ненормальная ситуация. Одним в 28-м задании (составление плана) досталась «Фискальная политика», а другим повезло и попалось «Многообразие путей познания мира». Мне кажется, что даже большинство учителей обществознания не смогут сходу или после 20 минут размышлений написать план о фискальной политике. Оставим в стороне вопрос о том, зачем одиннадцатикласснику знать детали фискальной политики. Факт в том, что это слишком сложный вопрос, гораздо более сложный, чем задание о способах познания.

Даже если выпускник весь год хлопал ушами, то он всё равно должен был хоть что-нибудь услышать краем уха о чувственном и рациональном познании. Но даже если не услышал, то при наличии элементарной логики он должен додуматься, что мир познавать можно с помощью науки, религии, искусства.

Сложность этих двух вопросов несопоставима. Учитывая, что общее число вариантов не так уж велико, составители просто обязаны обеспечивать примерно одинаковый уровень сложности каждого задания, а не превращать экзамен в подобие лотереи, когда одним повезло, а другим не повезло с заданиями.

4. Избавиться от формализма при оценке ответов.

Огромная проблема оценивания второй части ЕГЭ в том, что эксперты превращаются в рабов, имеющихся у них ответов. Они боятся, не могут или не хотят выходить за их рамки. Если в ответах написано так, то других трактовок они не допускают. Самая грубая и ненормальная ситуация в этом отношении сложилась в этом году при оценивании ответов на тот же вопрос о многообразии путей познания мира (28 задание). В ответах обязательным пунктом были «Этапы (ступени) познания — рациональное и чувственное». Эксперты занизили баллы всем, кто написал «Виды познания — рациональное и чувственное».

Но почему? Что это ещё, если не виды? Это виды познания по способу получения знаний. Мы можем называть их этапами, ступенями, как угодно, но это не изменяет того железного факта, что это виды познания! При этом в случаях, когда выпускники вообще никак их не называли («Познание — чувственное и рациональное»), их ответ засчитывался.

5. Усилить дисциплинарную и административную ответственность для организаторов на ППЭ.

На практике постоянно возникают ситуации, когда по вине организаторов страдают и оказываются в неприятных ситуациях ни в чём не повинные дети. Например, в одной из городских школ более 30 детей пострадали из-за того, что им не предоставили дополнительные бланки для записи ответов. А некоторые получили их, когда оставалось буквально несколько минут до завершения экзамена. Кто виноват в том, что в школе не было достаточного количества бланков? Кого и как привлекли к ответственности за то, что десятки детей потеряли баллы, а многие были вынуждены пересдавать и заново проходить через эту утомительную и тяжелую для психики ребёнка процедуру?

Нужно законодательно определить, кто именно отвечает за подобного рода нарушения, а также установить юридическую ответственность за эти и подобные нарушения

Другой пример — одна из моих учениц, пострадавших в этой ситуации, решила пересдавать экзамен в резервный день 21 июня. В ППЭ ей сказали, что её нет в списках, и она не может сдавать экзамен, хотя официальным протоколом ГЭК она была допущена к пересдаче. На следующий день ей позвонили и сказали, что это была ошибка, и она может пересдать в последний резервный день 1 июля. Это чистое издевательство над выпускницей и её родными, которые отказались от пересдачи, и им зачли результат первой сдачи в основной день. Кто понёс за это ответственность? Никто.

6. Разрешить использовать телефоны и планшеты во время апелляции.

Запрет на их использование мне совершенно непонятен и кажется откровенной глупостью для нашей интернет-эпохи. У выпускников и экспертов постоянно возникают споры по тому или иному поводу. Разве не проще тут же взять ноутбук, телефон или планшет и проверить правильность ответа в интернете? Если выпускник говорит, что в пособии Лисковой и Котовой написано так, а эксперт говорит, что иначе, то почему бы не открыть электронную версию этой книги и не узнать правильный ответ? Обращение к онлайн-источникам позволило бы не только ускорить процедуру апелляции, но и снизить её конфликтность, повысив одновременно её объективность.

Я могу назвать это не иначе как откровенной глупостью и бессмысленным бюрократизмом.

7. Перед началом каждого экзамена необходимо потратить пять минут на то, чтобы простым и доступным языком разъяснить выпускникам их права и обязанности.

К сожалению, многие дети их просто не знают, а такое короткое напоминание сыграло бы полезную роль. Кроме того, мои же ученики сталкивались с многочисленными случаями, когда некоторые организаторы на ППЭ запрещали им выходить из кабинетов, ссылаясь на то, что они не имеют права делать это. Хотя законное право каждого выпускника при необходимости выйти из кабинета, сходить в туалет, передохнуть, сделать зарядку.

8. Утвердить институт «уполномоченного от родителей» на каждом ППЭ.

На каждом ППЭ должен быть человек — уполномоченный от родителей представлять интересы детей. Каждый ребёнок должен знать, что если его права на экзамене нарушаются, он может вызвать своего представителя, который разберётся в ситуации. При этом уполномоченный должен быть независимым и не связанным с официальными организаторами и наблюдателями.

9. Минимизировать число теоретических вопросов, сделать акцент на решение актуальных практических задач.

На экзамене многим выпускникам попался вопрос (26 задание) — «Проиллюстрируйте тремя примерами ограниченность социального прогресса». Прежде всего, хотелось бы спросить, какой процент взрослых, в том числе специалистов Рособрнадзора, может дать сейчас правильный ответ? Сомневаюсь, что найдётся и 1 из 20. Скорее 1 из 100.

Зачем задавать детям такие сложные и абстрактные вопросы? Даже если они знают ответы, как они могут применить их в жизни?

И таких примеров множество. Не лучше ли привести примеры ситуаций, когда запрещается увольнять работников? Или примеры услуг, предоставляемых банками? В результате мы получаем взрослых, которые не могут ответить на простейшие вопросы правового диктанта, не обладают даже минимальной правовой и финансовой грамотностью и по сути не приспособлены к жизни в современном обществе.

10. Изменить содержание и стиль текстов.

Особая проблема — это тексты для 21-24 заданий в ЕГЭ по обществу. Иногда они написаны столь тяжелым и нечитаемым научным языком, что детей становится просто жаль. Зачем вы выбираете столь малопонятные и совершенно пустые околофилософские тексты? Нередко выпускники не могут ответить на эти задания только потому, что не понимают его наукообразные словесные обороты и термины.

Тексты должны быть по какой-то конкретной актуальной проблеме, читая которые выпускники могли бы извлечь ещё и что-то полезное для себя. Оставьте философию и чрезмерные заумствования для пожилых профессоров! Дайте детям нет не элементарные, а нормальные тексты по нормальным жизненным проблемам, которые они и сами встречают. Текст про культуру? Отлично! Пишите о том, что это, о её видах, особенностях, значении, развитии.

Но не пишите про культуру, что «если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных соображений, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став культуры) не­ко­то­рые из проявлений человеческой деятельности, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (локальной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет неполной, а си­сте­ма взаимодей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми частями, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой».

11. Не надо искусственно усложнять формулировки вопросов!

Читать 11-е задание в ЕГЭ по обществу без улыбки довольно сложно. Кажется, авторы только и делают, что специально усложняют и запутывают формулировку вопроса, чтобы даже хороший ученик ничего не понял (это касается всех вопросов на выбор правильных утверждений).

Зачем писать «Социальный контроль обеспечивает стабильное функционирование социальной системы»? Вам понятно? Тут ещё попробуй понять, что такое социальная система

Нельзя написать, что «Социальный контроль обеспечивает стабильность общества»? Разве эти два вопроса не есть одно и то же? Но зато насколько второй вопрос понятнее и разумнее, чем первый!

Если цель ЕГЭ и вузов подготовить будущих профессоров университетов, то тогда первый вопрос вне конкуренции. Но если у нас другие, более жизненные цели, то подобные вопросы недопустимы.

12. Выпускники должны получать чёткие разъяснения и комментарии по поводу оценки их работ на федеральном уровне.

Выпускник полчаса бьётся за свои баллы, доказывают свою правоту, ставит подпись о том, что ему добавили пять первичных (это может быть и 5, и 15 вторичных итоговых баллов), выходит радостный и счастливый. Через неделю он заходит на сайт и видит, что «апелляция удовлетворена», но ему добавили не пять, а только три первичных балла.

Почему? Кто так решил? На каком основании? Региональная апелляционная комиссия решила добавить ему пять баллов. Почему на федеральном уровне (нарушая принципы гласности и состязательности, говоря юридическим языком) эксперты постановили совсем другое. Если результаты региональной комиссии неокончательно и на федеральном уровне все равно целиком перепроверяют работу, то зачем апелляция в своем регионе вообще нужна? Получается, что она вообще не играет никакой роли, если московский эксперт, которого непонятно, кто контролирует, и который непонятно, почему меняет оценку, собственным решением может поставить выпускнику любое количество баллов. И его решение при этом никакому обжалованию не подлежит! Это несправедливо, друзья!

Верю, что хотя бы часть моих предложений будет не только рассмотрена, но и взята на вооружение.

Просмотров: 5189
0

У некоторых учителей есть любимчики, а как стать любимчиком у учеников? Сложно, но возможно! Наш блогер, учитель года России — 2018 Алихан Динаев, поделился своими секретами, как провести интересный урок, увлечь учеников и получить удовольствие от собственной работы.

1. Начните урок с удивления

Дети ждут и хотят чего-то необычного. Начните свой урок с удивления — с события, действия, предмета, который может поразить. Во время урока на тему «общественный прогресс» на конкурсе «Учитель года России — 2018» я показал детям аудиокассету и спросил, как этот предмет связан с карандашом. Потом ещё продемонстрировал раритетный аудиоплеер Sony Walkman.

Интересно, что большинство современных детей с трудом представляли себе взаимосвязь между ними. Такое начало удивило и заинтересовало не только детей, но и членов жюри, вызвав, совершенно очевидно, определённую ностальгию. Попробуйте сделать или сказать что-то, что удивит: необычный факт, поразительное сравнение, необыкновенная связь между, казалось бы, совершенно не связанными друг с другом людьми, событиями или вещами. Простите за банальную цитату, но «познание начинается с удивления».

«Моя крыша на месте. Срывайте!» — Шелдон Купер.

 

2. Свяжите свою тему с другими сферами и науками

Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема (инфляция, начало Второй мировой, царство грибов, любовная лирика Пушкина) связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с химией, философией, современным кино, политикой, да с чем угодно!

Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает. Например, на уроке физкультуры вы показываете новое упражнение — а может, его каждый день делает Билл Гейтс?

Новая композиция на уроке музыки? А вдруг она была любимой у Льва Толстого или на ней рос Егор Крид? Связывайте!

На том же уроке, с кассетой, автор этих строк связал общественный прогресс с литературой, политикой, краеведением, ядерной физикой, ботаникой, искусством…

«Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой» — Парацельс, швейцарский философ, врач.

3. Создайте проблему и позитивную атмосферу

Создайте проблему, предложите то, что заставит задуматься, противоречивый вопрос, который и вдохновит, и побудит искать варианты ответа. Наше общество прогрессивнее общества 30-летней давности? Что будет, если государство завтра раздаст всем по миллиону рублей? Можно ли было сохранить СССР? Уверены, что Наташа Ростова — положительная героиня? Должны ли химики создавать новые радиоактивные элементы?

При этом понимаем, что на уроке должна быть позитивная атмосфера. Как её создать? Есть японская поговорка: «В дом, где смеются, приходит счастье». В школу, думаю, тоже. Поэтому улыбайтесь, настраивайтесь на положительное, будьте доброжелательны, открыты, не бойтесь пошутить (особенно если это у вас хорошо получается). Вы в курсе, что 66% российских старшеклассников назвали чувство юмора главным качеством идеального учителя? Символ учительства, на мой взгляд, — это не мел и не доска (даже интерактивная), а улыбка.

«Станьте солнцем, вас все и увидят» — Ф. М. Достоевский.

4. Продолжайте удивлять

Удивлять надо не только в начале. Моменты, неожиданные и необычные, должны быть на уроке всегда. Важно удивлять на протяжении всего урока. Не секрет, что в школе обычно царит однообразие. Дети устали скучать на уроках. Особенный и успешный урок всегда отличается от обыденной школьной рутины.

На конкурсном уроке я шокировал учеников этим шедевром Сая Твомбли, проданным за 70 с лишним миллионов долларов. Есть ли прогресс в искусстве? Почему картина стоит так много? Если вы нарисуете подобное, то сможете продать произведение искусства хотя бы за 70 тысяч рублей? Тут, конечно, напрашивается отсылка к великому фильму «1+1», которая и удивит, и свяжет тему урока со знакомым детям кино, а ещё улыбнуться и посмеяться их заставит.

 

Затем был и забавный разговор с Алисой от «Яндекса» и многое другое. Продолжайте удивлять!

Школьники вполне могли бы описать значительную часть своих уроков словами Чацкого, поэтому боритесь с однообразием:

«Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах.

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах».

А.С. Грибоедов

5. Меняйте направление

На уроке идём к одной цели, и, как мы знаем, в евклидовой геометрии самый короткий путь — это прямая. Но самый короткий не всегда самый эффективный и интересный путь, иногда лучше идти в обход, зигзагами, через «дворы». Если на уроке вы меняете виды деятельности, переходите от одного вида заданий к другим: это правильно и рационально в том числе и с точки здоровьесбережения. Это позволяет держать ученика в тонусе, позволяет ему не отвлекаться (ну или не так сильно отвлекаться).

За последние 15 лет способность людей концентрироваться снизилась в два раза. Сегодня среднее время концентрации — семь секунд (по крайней мере, так пишет со ссылкой на научные исследования Рохит Бхаргава в своей книге «Не очевидно», известный бизнес-консультант, эксперт по трендам и автор пяти бестселлеров). Наши дети даже больше, чем мы, страдают от этого, вот почему так важно учитывать эту психолого-возрастную особенность.

«Все жанры хороши, кроме скучного» — Вольтер.

6. Не будьте Михалковым!

При всём уважении к его таланту, когда в фильме один человек — режиссёр, главный герой и продюсер — это перебор. А когда этот фильм снимает его же кинокомпания, то это совсем перебор. На конкурсных уроках всегда есть большая проблема и серьёзная дилемма: с одной стороны, вы должны показать себя как интеллектуала, как предметника, как профессионала, как хорошего человека, в конце концов, но в то же время педагогический талант не в том, чтобы демонстрировать свою эрудированность, а в том, чтобы дети эффективно работали на уроке. Так сколько ребёнка и сколько учителя должно быть на уроке? Истина посредине, или, как говорится, где-то рядом. Не надо брать на себя все роли. Не будьте человеком-оркестром.

Важно, чтобы дети были главными героями занятий. Дайте им свободу, возможность проявить себя. Но не надо и уходить в тень и быть чрезмерно скромным. Иногда это не только вредно, но даже опасно.

«У вас такой же недостаток, как у меня. Нет, не нос — скромность» — Ф. Г. Раневская.

7. Адаптируйтесь

Будьте готовы к неожиданным ситуациям, разработайте план «Б». Мой урок на конкурсе — хороший тому пример. По задумке я должен был весь урок вести 10-классников к мысли, что главный критерий общественного прогресса — рост гуманизма в обществе. На седьмой минуте один очень умный ученик сам сформулировал эту идею. Внутри у меня бушевал пожар — что делать?! По сути, он спутал мне карты. Несколько недель готовил этот злосчастный урок, который на мгновение стал мне ненавистен. Ситуация почти патовая, но мне удалось выкрутиться, подстроиться, адаптироваться, чуть сменить направление, задать вопрос «А что вы понимаете под гуманизмом?», сделать так, чтобы почти никто не заметил, что что-то пошло не так.

Кто-то говорит, что урок — это кино или спектакль. Да, можно много репетировать, но реальный урок никогда не будет в точности таким, как вы запланировали. Что-то пойдёт не так, вмешаются дети-кактусы, которые будут вас колоть и не доверять, или дети-цветы, которые будут всем восхищаться, или дети-лампочки, которые сами зажгут класс своими яркими идеями. Педагогу надо быть готовым к тому, что на уроке может произойти всё что угодно. Всё предугадать невозможно. Поэтому на всё смотрите с новогодним настроением.

«Новогоднее настроение — это когда рад видеть даже тех, кто ошибся дверью» — М. М. Мамчич.

8. Красиво завершите урок

Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что занятие было отличным. Один из лучших способов завершить урок — зациклить его, вернуться в начало. Это создаёт целостность и замкнутость — в хорошем смысле. Продумайте последние две минуты особенно тщательно. Завершение урока вполне может быть открытым. Может быть, это даже лучше всего, когда детям искренне хочется продолжить обсуждение, когда они выходят, споря друг с другом, когда окружают учителя, задавая ему вопросы и высказывая всё новые и новые аргументы.

«В каждом начале уже есть конец» — Д. Оруэлл.

9. Получите удовольствие от урока

Постоянно говорим (и нам постоянно говорят), что урок должен нравиться детям, что они должны получать удовольствие от занятий, испытывать радостные эмоции и так далее. Безусловно, всё это так. Но, пожалуйста, не забывайте, что и учитель тоже должен получать удовольствие от каждого урока и общения с детьми!

Просмотров: 5169
0

Стереотип, что ЕГЭ — это угадайка и глупый тест, всё ещё живёт в сознании многих родителей и даже учителей. Однако иногда на экзамене приходится показывать знания на уровне кандидата наук. Наш постоянный блогер, «Учитель года России — 2018» Алихан Динаев, рассказал, какие проблемы он видит в ЕГЭ по обществознанию и почему это один из самых сложных экзаменов.

В это сложно поверить, но ЕГЭ по обществознанию сейчас сложнее экзамена по профильной математике. Почти неограниченный круг вопросов, тексты из кандидатских диссертаций, неоднозначность подходов и оценки — всё это и многое другое превращает самый популярный предмет по выбору на ЕГЭ в непреодолимое препятствие для тысяч выпускников по всей стране. Вы не согласны? Однако есть множество доводов, подтверждающих это!

Только факты

Самый высокий проходной балл по обществознанию — 42 балла. Больше всего выпускников, не преодолевших минимальный порог, тоже по обществознанию. В некоторых регионах не сдал каждый третий и даже каждый второй. Если по другим предметам средние результаты по стране увеличиваются (по профильной математике, например, за год прирост составил 6 баллов, по информатике — 4, а по истории — 2,5 балла), то по обществознанию результаты даже немного снизились. Среди всех предметов только по биологии и физике средний балл немного ниже, чем по обществознанию. Доля высокобалльников по обществознанию — всего 7,8%. Меньше (7,1%) только по профильной математике. Для сравнения: по русскому тех, кто набрал 80 баллов и выше, — 23,5%.

В чём же причины?

Сам предмет чрезвычайно и даже чрезмерно обширен: экономика и право, политология и социология, философия и культурология, даже немного социальной психологии. При этом круг вопросов, требующих изучения в каждой из этих наук, фактически расширяется с каждым годом, хотя формально кодификатор (список тем на ЕГЭ) не меняется уже много лет.

Содержание КИМов, по моему абсолютному убеждению, крайне и искусственно усложнено. Особенное недовольство учеников вызывают формулировки некоторых заданий, которые даже учителя нередко с трудом понимают.

 

Взгляните на абзац из текста (задания № 21–24), который попался несчастным выпускникам на досрочном ЕГЭ в этом году:

«Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды».

Вы дочитали? Или бросили на середине? Когда мы начали разбирать этот текст с учениками, то работа превратилась в сплошные мучения и стенания:

— А почему текст такой сложный?

— Здесь столько научных слов!

— Я читаю и ничего не понимаю.

— Вроде каждое слово в отдельности понятно, а вместе вообще неясно.

Это абсурдно сложный наукообразный текст, который не только не интересен ученикам, но и вызывает искреннее возмущение и даже отторжение к предмету.

Почувствовав неладное, я решил поискать источник, и подозрения подтвердились. Оказалось, что это отрывок из диссертации на соискание звания кандидата политических наук. Причём соискатель, защитивший эту диссертацию в МГУ, является специалистом по избирательным вопросам и публикуется почти исключительно в специальных научных журналах, посвященных именно электоральным проблемам.

Теперь задумайтесь: на итоговом экзамене, от результата которого во многом зависит судьба юноши или девушки, дают текст кандидатской диссертации, доверху напичканный научными терминами и непонятный большинству взрослых.

Обществознание — бесполезный предмет?

Из уст учителя обществознания, наверное, это звучит дико. Я так, конечно, не считаю, но таково мнение россиян, опрошенных недавно ВЦИОМ. Социологи спрашивали, какой из школьных предметов пригодится детям в будущем. На вершине рейтинга оказались математика и русский язык. В числе явных аутсайдеров — ИЗО, музыка и (вы уже, наверное, догадываетесь) обществознание — 6%! То есть лишь один из 16–17 опрошенных счёл, что это полезный для жизни предмет. Экономику полезной назвали и вовсе 2%, а правоведение — вообще 1%! Эти цифры удивили и возмутили. Это притом что в России крайне низкий уровень правовой и финансовой грамотности.

Я-то как раз всю жизнь был уверен, что именно обществознание — самый практико-ориентированный и применимый в реальной жизни школьный предмет. Да, всяк кулик своё болото хвалит, но дело в том, что обществознание учит детей, какие у них есть права и как их защищать, учит правильно обращаться с деньгами, кредитами, инвестициями, объясняет, как строить бизнес и как его вести, даёт знания о важнейших законах страны, позволяет понять, как работают банки, биржи, деньги и так далее. Список можно продолжать долго. Почему же тогда взрослые и дети называют обществознание (экономику, право, социологию, политологию, психологию) бесполезным предметом?

Уверен, что одна из причин — это то самое пугающее и вызывающее неприязнь наукообразие. Настоящее засилье наукообразия, едва ли не культ гиперболизированного научного стиля, который абсолютно не соответствует ни возрастным, ни психологическим особенностям старшеклассников.

Непредсказуемость

Есть и ещё одна проблема, делающая ЕГЭ по обществознанию очень тяжёлым. Выпускники должны быть готовы к тому, что им могут встретиться задания, которые они никогда не видели. Вообще. Нигде. Ни в одном сборнике. Даже в сборниках от разработчиков ЕГЭ. Такое, наверное, случается только на экзамене по обществознанию. Например, задания № 27 в этом году стали похожи на монстров, состоящих из 4–5 нагромождённых друг на друга вопросов. Ни в одном сборнике подобных заданий не было.

Просмотров: 5035
0

Игры приносят большую пользу тем, что учат  применять знания в новых условиях или ставят  задачи, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Отчасти игры восполняют недостаток времени на изучение вопросов культуры, в том числе быта людей в тот или иной период. Для меня важно, что дети учатся сами искать и находить те самые межпредметные связи,  о  которых  мы пишем как о задаче учителя, но которые не только неочевидны для детей, но и  не становятся таковыми, когда мы это делаем  за них.

     

При организации игры  учитываю, что:

 

  1. всякая игра есть, прежде всего, свободная деятельность, любая игра, навязанная школьникам, свобода является ключевым признаком игры

 

  1.  игра воспроизводит идеалы коммуникации и общежития;

 

  1. игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру.

 

Трудности, которые могут возникнуть при использовании игр в учебном процессе:

 

  1. не следует допускать доминирования кого-либо в игре, а также всплесков агрессивного поведения;

 

  1. процесс создания групп и распределения ролей может вызвать конфликты;

 

  1.  в игре не должно быть личных нападок

 

  1. не все дети любят соревнования из-за боязни проиграть лично, но в команде  эту ситуацию  спокойнее

 

 

Примерная программа

Основного общего образования

По истории

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

  1. комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения

 

  1. решения познавательных и коммуникативных задач

 

  1. способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность

 

  1. создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости

 

  1. более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы.

 

Просмотров: 4976
0
На Базе ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Всероссийской олимпиады школьников 9-11 классов в формате ОГЭ и ЕГЭ «Я готов!». Бесплатная олимпиада проводится ежегодно и дает возможность получить независимую оценку уровня своих знаний и степени подготовки к ГИА. Школьники могут попробовать свои силы по предметам: математика, русский, обществознание, физика. английский, химия, биология, история. Информация имеется на сайте олимпиады http://igotov.org/

Мы рады сообщить всем участникам Олимпиады, что 15 января начинается онлайн-тур.
Как и прежде, для участия необходимо быть зарегистрированным на сайте, вы можете пройти испытания по всем 8 предметам. Ориентировочно онлайн-тур продлится до 22 февраля. Сертификат участника будет доступен в личном кабинете после завершения тестирования.
Удачи участникам!

Просмотров: 5063
0

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 6615 гостей и нет пользователей