Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Блог Экстернат.РФ

Блог пользователей Экстернат.РФ

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

Идея В.А.Сухомлинского о том, что “ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Просмотров: 6763
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

История СПБ

Русский язык

Технология

Русский язык

Русский язык

2

Физкультура

Математика

Технология

Математика

ОБЖ

3

Английский язык

Английский язык

Английский язык

История

Физкультура

4

Математика

Биология

Математика

Русский язык

Математика

5

Русский язык

Обществознание

Русский язык

География

История

6

Литература

Музыка

Литература

Физкультура

ИЗО

Просмотров: 7262
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

 

Русские Узоры — рапсодия моей мечты


Вот уже, без малого, тридцать лет в Доме школьников № 3 Управления образования г. Алматы звучит музыка необычного музыкального коллектива- детского оркестра русских народных инструментов «Русские узоры». На самом деле, создание оркестра русских народных инструментов у нас в Республике всегда было делом  хлопотным, хотя бы потому, что русские музыкальные инструменты, если и появлялись в магазинах, то очень редко и в ограниченном количестве. Не каждый музыкант решался создавать подобные коллективы. Но они все-таки были и не только в Алма-Ате, тогдашней столице, но и в других городах республики. Я не буду читателей загружать историей развития самодеятельного народного творчества в Казахстане, Люди старшего поколения помнят ее и без меня.

Были дворцы культуры, дворовые клубы, республиканский, городской и районные Дома пионеров. Вот в одном из таких Домов пионеров и поселился детский коллектив, любителей народной музыки. Так в 1981 году в Доме пионеров Калининского района г. Алма-Аты открылся музыкальный кружок оркестра русских народных инструментов, руководителем которого стал я. Лет пятнадцать понадобилось, чтобы превратить самодеятельный «кружок» в мобильный и серьезный музыкальный коллектив, который не смотря на всевозможные политические и экономические катаклизмы, сумел не только выжить, но и создать свою инновационную методологию, направленную на совершенствование начального музыкального образования средствами системного, комплексного обучения детей игре на музыкальных инструментах. А для этого необходимо было создать музыкально-оркестровую студию…

Мне становилось тесно работать в рамках самодеятельного оркестрового исполнительства. Ограниченность в музыкальной теории говорила сама за себя. Чтобы как-то расширить круг музыкального интеллекта у юных музыкантов, надо было поднять свою работу на профессиональный уровень.  В 1989 году, при активной поддержке администрации Дома пионеров, который постепенно стал превращаться в Дом творчества, Центр творчества детей и молодежи, а теперь – это уже Дом школьников № 3,  мне удалось открыть музыкально-оркестровую студию, где учащиеся, в последствии, смогли получать не только практические навыки игры на музыкальных инструментах, но и фундаментальную теоретическую подготовку. Для плодотворного решения таких музыкальных задач я пригласил в студию свою дочь Татьяну, которая к тому времени заканчивала Алма-Атинское  музыкальное училище им. П.И.Чайковского. Таким образом у детей нашего оркестра появилась возможность получать полноценное начальное музыкальное образование, как в музыкальной школе. К слову сказать, в Калининском, теперь в Бостандыкском районе, нет музыкальных школ, кроме Республиканской музыкальной школы-интерната для одаренных детей им. К.Байсеитовой. Поэтому наша музыкально-оркестровая студия открылась как раз кстати. Со временем появились и свои выпускники, которые решили продолжать свое музыкальное образование дальше. Профессиональная подготовка учащихся оркестровой студии позволяла им без особого труда становиться студентами Алматинского музыкального колледжа им. Чайковского.

Конечно же сегодня есть примеры гордости нашей музыкальной подготовки, это выпускники музыкального колледжа и Казахской национальной консерватории им. Курмангазы – Ганиева Венера, Сергеева Елена. Волковский Григорий. Назмутдинов Ринат и многие другие. Также нашей гордостью являются и те выпускники оркестровой студии, которые получили дальнейшее музыкальное образование за рубежом – в России, Германии, Бельгии и Чехии. До сих пор у нас с ними существует  связь, теперь уже электронная.

Работая над музыкальным произведением, учащийся должен точно понимать и осознавать свои те или иные действия. Начиная от разбора нотного текста, до скрупулезной и детальной отработки каждого штриха, мелизма, пассажа и музыкальной фразы. Только такой труд над музыкальной пьесой приведет к высокому результату, от которого самому становится невмоготу от распирающей радости. Заслуженные аплодисменты – как честно заработанная плата, приносят душе покой и светлую радость. И эти приятные ощущения еще долго не отпускают тебя. Ребенок, прекрасно исполнивший (не под «плюсовку», а в «живую»)  произведение, зная, какую подготовительную работу он для этого сделал, понимая всю меру ответственности, становится безгранично счастлив, услышав бурные овации в свою честь.

Оркестровая исполнительская практика имеет огромное значение в музыкальной подготовке ребенка в целом. Не желая бросать какую-либо тень на музыкальную школу, хочу сказать, что именно оркестровое музыкальное воспитание способно в короткий учебный срок подготовить музыкально- слуховой и мышечно-рефлекторный аппарат ребенка. Способность оркестрово мыслить, слышать созвучия тембральной окраски партитурного изложения, позволяет юному музыканту быстрее осваивать музыкальный материал, уверенно читать ноты и чувствовать себя на уроках сольфеджио, уметь анализировать нотное изложение не только своей партии, но и партитуры в целом.

Затем, в нашей музыкально-оркестровой студии ведется специализированная подготовка по специальному музыкальному инструменту, который, в последствии становится для ребенка главным. Это могут быть такие инструменты, как баян, аккордеон, фортепиано. Таким образом, дети, играющие в нашем оркестре получают исполнительские навыки параллельно на двух музыкальных инструментах – оркестровом: балалайке, домре, басе, контрабасе, ударных и на «специнструментах», о которых я выше уже говорил.

За тридцать лет существования, детский оркестр народных инструментов «Русские узоры» проявил себя  как высокопрофессиональный музыкальный коллектив, способный решать не только высокохудожественные задачи, но и задачи многонационального культурного наследия нашей необъятной Родины- Республики Казахстан. Наш оркестр славится  своим контингентом, состоящим из детей разных национальностей: русских, казахов, украинцев , татар, узбеков. Подстать такому многонациональному калейдоскопу и оркестровый репертуар, который украшен аранжировками народных мелодий и песен, а также  музыкальными шедеврами мировой классики. Оркестру стали подсилу не только кюй или русская пляска, но и  произведения П.Чайковского, М. Глинки, Н.Харито, А.Даргомыжского, М. Тулебаева, А. Жубанова, Л. Хамиди, Е. Брусиловского. Конечно же исполнительское искусство наших детей стало замечено, как государственными, так и общественными организациями. Акимат города стал предлагать нам выступления на всевозможных городских мероприятиях и сценических площадках.

Настоящего друга и помощника наш оркестр приобрел в лице такого общественного объединения, как Ассоциация Русских Славянских и Казачьих организаций Казахстана, возглавляемого прекрасными личностями- Сергеем Александровичем Терещенко и его первым заместителем Анатолием Петровичем Чесноковым. Именно благодаря их профессиональной и человеческой неутомимости стали возможны гастрольные вояжи нашего коллектива по городам Казахстана, участие в международных и республиканских фестивалях. Вот небольшой перечень казахстанских городов, где побывал детский оркестр «Русские узоры»: Астана, Атырау, Семипалатинск, Талдыкорган. А в 2006 году при экономической поддержке Российского посольства и АРСК мы стали участниками и лауреатами международного фестиваля «С Россией в сердце», проходившего в городе-герое Смоленске.  Для нашего оркестра стали писать свои произведения казахстанские и зарубежные композиторы. Несколько лет наш репертуар украшали музыкальные произведения немецкого композитора Роберта Денгофа — «Скоморошина» и «Медео». Сегодня, в преддверии тридцатилетнего юбилея оркестра, который будет отмечаться 14 мая сего года, чимкентским композитором А. Кушербаевым написано произведение для казахской домбры и нашего оркестра- «Ана сағынышы»

Много лет с нашим коллективом сотрудничали и сотрудничают мастера искусств Казахстана, Под наш оркестр  поют известные певцы, заслуженные артисты Казахстана  Зоя Ким, Кайырлы Ислямов, Виктор Ашанин, Валерия Крымская, лауреаты международных конкурсов Дина Хамзина, Роза Бакбергенова, Агайша Исагулова и российская певица Екатерина Алабина.

За время работы с таким коллективом, как «Русские узоры», у меня появилась необходимость сделать теоретическое обоснование своего методического опыта. Таким образом, в 1992 году вышли две моих книги по методике организации работы музыкального коллектива: «Детский оркестр народных инструментов» и «Играй, оркестр», а 2002 году увидела свет монография о творчестве казахстанского музыкального деятеля К.К. Ошлакова под названием: «Константин Ошлаков. Воспоминания об учителе».

Оркестровая практика помогает не только становлению начинающих музыкантов, но и повышению профессионализма педагогической этики самих педагогов. Выдающийся казахстанский музыкальный деятель, основатель профессиональной баянной школы в нашей республике Константин Кириллович Ошлаков в своих трудах писал: «Прежде, чем начать учить ученика, следовало бы в начале научиться, как его учить.»

Татьяна Евгеньевна, моя дочь и бессменный, вот уже много лет, педагог, имеющая музыкальную квалификацию высшего учебного заведения, за годы своей работы в музыкально-оркестровой студии стала высококлассным специалистом не только по преподаванию игры на баяне и аккордеоне, но также по фортепиано и сольфеджио. Она замечательный оркестровый исполнитель, владеющий в совершенстве балалайкой и баяном, а также требовательный педагог, душой болеющий за будущее своих учеников. Ее любовь к ним безгранична и они ей платят взаимностью.  Сейчас мы, совместно с  музыковедом, членом Союза композиторов Казахстана А.А. Нурбаевым продолжаем совершенствовать учебную программу по системному подходу к музыкальному образованию в оркестровом классе.

=======================================================================================================

Простомолотов Е.И.

Заслуженный деятель,

Отличник образования

Республики Казахстан

Просмотров: 7254
0

Добавлено : Дата: в разделе: Uncategorized

Певец грядущего и уходящего

 

 

Невозможно представить себе баянное профессиональное искусство Республики Казахстан без творчества блестящего баяниста-виртуоза, выдающегося педагога и методиста,  этнографа, композитора и аранжировщика, заслуженного учителя Казахстана, профессора Казахского государственного женского педагогического института Константина Кирилловича Ошлакова. Он по праву считается преемником и продолжателем творчества А.В. Затаевича и Е.Г. Брусиловского,  внесших огромный вклад в песенно-инструментальное искусство нашей республики.

Александр Викторович Затаевич положил начало профессиональному фортепианному искусству в Казахстане, записав и обработав более двух тысяч песен и кюев, переложив их на фортепиано, таким образом, пополнив фортепианную школу самобытным казахским народным мелосом.

Евгений Григорьевич Брусиловский стал во главе казахской оперы,  благодаря которой,  в Казахстане появилось хоровое пение и музыкальная драматургия.

Константин Кириллович Ошлаков внес свой огромный вклад в профессиональное баянное искусство, организовав и возглавив школу баянного исполнительства.

Вот три столпа, благодаря которым, в Казахстане были основаны — фортепианная, оперная и баянная школы.

Анализируя творчество этого выдающегося музыканта, не перестаёшь удивляться тому, как много он успел сделать в музыкальном искусстве. Константин Кириллович Ошлаков является автором нескольких сюит и фантазий, более ста шестидесяти  этюдов для баяна. Им переложено и обработано около трёхсот казахских песен, кюев и танцев.

Двадцать лет практической и методической работы вошли в его четырёхтомный труд «Школы игры на баяне», а хрестоматии,  репертуарные сборники,  методические разработки и учебные программы до сих пор несут в себе инновационную актуальность, и помогают молодым музыкантам-исполнителям и педагогам найти свой единственный путь к вершинам творчества.

Константин Кириллович Ошлаков посвятил своему любимому инструменту всю свою жизнь. В его руках русский инструмент баян засверкал новыми гранями и запел по-казахски.

***

Шёл 1916 год…

В это неспокойное время, бушевавшей Первой мировой войны, в далёком казахстанском посёлке Зыряновске в большой и дружной семье родился младенец, которого родители окрестили Константином.

Его отец, Кирилл Игнатьевич слыл в округе  грамотеем. Он хорошо знал казахский язык  и  работал в районном центре «толмачом», что позволяло ему иметь дополнительный заработок и содержать семью в достатке. Мать Марина Евгеньевна вела большое хозяйство и занималась воспитанием детей.

Они, как и все простые люди, верили в новизну грядущих реформ. Ветер перемен обещал быть свежим и чистым, но с приходом, в 1917 году,  к власти большевиков, получилось наоборот. Обещанная большевиками земля, доставалась крестьянам в вечное пользование только после их смерти. Советское правительство «кормило» народ сталинскими бреднями. Обещая светлое будущее, его, как скот, сгоняли в общую отару под названием «Колхоз». И если кто не желал есть из «общего котла» и спать «под одним одеялом», то их ждал «казённый дом» с деревянными нарами и вшивыми матрацами.

Много ни в чём неповинных людей было отправлено по этапу в «гулаги» и на бескрайние стройки Страны Советов.  В эту «мясорубку» попал и отец Кости, отправившись этапом на строительство «Беломорканала». Так в 1929 году семья Ошлаковых лишилась единственного кормильца. Хозяйство стало приходить в упадок. Скот был отобран на колхозные нужды и семью посетил голод.

Чтобы как-то прокормиться, тринадцатилетнему Косте пришлось бросить школу и вместе со своим братом пойти на заработки. Сначала это были случайные заработки, но вскоре ему посчастливилось найти постоянную работу, устроившись на рудник по добыче и обработке золота «Алтайцветметзолото».

Каждый день, наравне со взрослыми, Костя целую смену копал глубокие шурфы. Труднее всего было зимой. Мёрзлую  землю приходилось отогревать кострами всю ночь, а утром, киркой и ломом  долбить, долбить и долбить. Но зато дома появилась горячая пища и одежда. Младшие сестры продолжили учебу в школе.

Шло время. По-мальчишески завидовал костя военным . Крепкие, статные молодые парни щеголяли в красивой форме, обращая на себя внимание поселковых девчат.  Как хотелось быть похожими на них! Но ему всего пятнадцать лет.

Долго не раздумывая, Костя прибавляет себе лишний год, доказывая поседевшему коменданту, что ему уже шестнадцать. И Косте повезло. То ли его крепкое телосложение, то ли ясные глаза, в которых пожилой офицер увидел неподдельное желание стать военным, но подросток был зачислен  «сыном полка» на Орловскую заставу Чингизстайской погранкомендатуры.

Так в 1932 году его мечта сбылась — теперь и он щеголял в новенькой гимнастерке. Появились друзья, с которыми он, разъезжая верхом на  конях, прокладывал линии электросвязи, обучаясь новой профессии связиста.

Такие поездки больше всего нравились Косте. Как приятно было нестись верхом на горячем коне навстречу пробуждающемуся дню под ласковыми лучами солнца. Казалось  бы всё шло хорошо, романтика молодости влекла к новым приключениям, но однажды случилось то, что изменило всю последующую его жизнь

Однажды, во время ремонта кабеля электросвязи, произошло короткое замыкание, повлекшее за собой взрыв близлежащих ящиков с динамитом. Два его товарища погибли на месте, а Костю спасло то, что он стоял вдалеке от эпицентра взрыва. В глазах сверкнул яркий свет, земля ушла из под ног. Его отбросило взрывной волной, после чего он уже ничего не помнил. Очнулся в госпитале. Глаза были забинтованы, израненное тело нестерпимо болело. Но это было не так страшно. «Болит — значит жив», — думал Костя. Страшнее были бинты на глазах. Он с ужасом отгонял навязчивую мысль, но заключение врачей звучало, как приговор — полная потеря зрения. Неотвратимость дальнейшей судьбы пугало молодого человека: «Как дальше жить, чем заниматься» Обида сжимала спазмы, хотелось кричать, сорвать повязку и широко раскрыть глаза. Он панически отгонял мысль об инвалидности.

Долгие годы лечения в различных госпиталях не принесли успеха, зрение было утрачено навсегда! Ничего не оставалось делать, как искать свой единственный путь к полноценной жизни. И он нашелся.

Однажды в Томский госпиталь приехали с концертом артисты. Каждый из них показывал свое творчество: кто пел, кто читал стихи, кто жонглировал или показывал фокусы. Но лишь выступление одного артиста решило дальнейшую судьбу Константина.

Виртуозная игра баяниста оставила глубокое впечатление у Кости, сделав в последствии  крутой поворот в его жизни.

Родители Кости обладали хорошими голосами и любили вечерами попеть вместе с односельчанами под гармонь. Но тогда Костю не тревожили звуки этого инструмента, а сейчас они звали его за собой, возбуждая необъяснимое душевное смятение. И Константин принял для себя единственно правильное решение — стать музыкантом.

В 1934 году, после выписки, он, по рекомендации главного врача госпиталя, поступает в Томский музыкальный техникум. Без начальной музыкальной подготовки Костя быстро усваивает музыкальную грамоту, секреты исполнительской техники на баяне и становится одним из лучших студентов техникума. Его педагоги  А.Н. Рожков и И.Л. Дорофеев, о которых Константин Кириллович с благодарностью вспоминал всю свою жизнь, не могли на радоваться за своего одаренного ученика, который с баяном не расставался даже ночью. Бывало, занимаясь до поздней ночи, он так и засыпал, не успев снять с плеч баянные ремни. Его абсолютный музыкальный слух и феноменальная память помогали в короткий срок разучивать сложнейшие музыкальные произведения. Виртуозная игра покоряла не только студентов техникума, но и педагогов.

После окончания учебы и получения диплома с отличием, Константин Ошлаков принимает участие в в Красноярском конкурсе баянистов и становится его победителем. После чего его приглашают работать на Хакасское радио в г. Абакан. В качестве солиста-баяниста и аккомпаниатора Ошлаков разъезжает по всей Сибири. Его имя становится популярным. Более того, он организовывает инструментальные ансамбли из политзаключенных.  Гастроли в Красноярске, Ачинске,  Минусинске, Черногорске, приносят широкую известность молодому и талантливому музыканту.

С Ошлаковым охотно сотрудничают известные ссыльные певцы и музыканты Г. Грацианский, И. Подольский, А. Ремизов.

В 1936 году, еще будучи студентом, Константин Ошлаков приехал в Алма-Ату, где выступил на казахском радио. Горожане впервые услышали классические произведения в исполнении приезжего баяниста.  Тогда еще неизвестный баянист с искрометной виртуозностью исполнил «Антракт» и «Увертюру» из оперы Ж. Бизе «Кармен». Успех был ошеломляющий и надолго запомнился жителям Алма-Аты. А в 1940 году Ошлакова приглашают в Алма-Ату. Константин Кириллович принимает приглашение и становится солистом Казахского радиокомитета. Музыкант приступает к активной концертной деятельности, которая будет продолжаться без малого двадцать лет. Под аккомпанемент Ошлакова пели все известные в ту пору казахстанские певцы: Куляш Байсеитова, Роза Джаманова. Братья Ришат и Муслим Абдулины. С ним сотрудничают композиторы: Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский. Ахмет Жубанов, Латыф Хамиди.

В Алма-Ате уже существовал музыкальный техникум, но в нем не было народного отделения и баян не преподавался. Так, в 1941 году, Константин Кириллович открывает класс баяна и набирает первых учеников. Это потом он будет создавать ансамбли баянистов из своих же воспитанников, а пока это были первые шаги к профессиональной школе баянистов.

Шла Великая Отечественная война и с фронта возвращались раненые бойцы, получившие тяжелые увечья на полях сражений. Люди,  потерявшие зрение,  потянулись к своему «собрату по несчастью», за помощью и надеждой. И Константин Кириллович с энтузиазмом стал учить их игре на баяне, таким образом, давая им не только надежду на будущее, но и профессию, которая помогла бы им честно зарабатывать «насущный хлеб».

В 1943 году появился первый казахстанский оркестр баянистов, который успешно выступал на концертных площадках и  в госпиталях перед ранеными бойцами.

Примерно в то же время Константин Кириллович приступает к исследовательской научно-методической работе «Комплексного обучения игре на музыкальных инструментах», основанный на практике работы с незрячими людьми, но в дальнейшем, получивший широкое применение в работе  со студентами не только среднего звена музыкального образования, но и в высших музыкально-педагогических учреждениях.

Получая отличную базовую музыкальную подготовку, ученики К. Ошлакова организовывали профессиональное музыкальное образование в различных городах республики, открывая классы баяна и аккордеона в средних и высших учебных заведениях.

Константин Кириллович, после окончания Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы, в 1957 году настоял об открытии баянного класса и в ее стенах, порекомендовав педагогом своего бывшего ученика, теперь выпускника Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных,  Фёдора Легкунца.

Баян широкой поступью пошёл по всей республики. Во всех ее регионах начали открываться музыкальные училища с народным отделением. Первое же отделение русских народных инструментов было открыто в Алма-Атинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского Константином Кирилловичем Ошлаковым. Им же был организован и первый оркестр русских народных инструментов. Константин Кириллович всегда беспокоился о своих учениках. Так, впоследствии, он приглашает, одного из своих выпускников, а теперь студента Алма-Атинской консерватории,  Анатолия Канунникова возглавить руководство студенческим оркестром в музыкальном училище. Канунников А.В. более сорока лет, до дня своей кончины,  возглавлял этот оркестр, который был гордостью нашего города.

В 1965 году К. Ошлаков вместе с композитором Б. Байкадамовым открывают, сначала класс баяна, а затем музыкальный факультет В Женском государственном педагогическом институте. Много известных музыкантов вышло из стен этого вуза, обучавшихся у знаменитого маэстро. Это первый казахстанский дирижер-женщина  Р. К. Садыкова, известный теоретик Л.С. Быкова, А.Ш. Исагулова, ныне профессор Каз.Гос. женского педагогического университета.

Двадцать лет  титанического труда Константин Кириллович Ошлаков посвятил четырёхтомному циклу «Школы игры на баяне». Это было единственное, в Советском Союзе, методическое пособие, в котором подробнейшим образом была отражена суть профессиональной подготовки баянистов в условиях начального, среднего и высшего звена музыкального образования.

Константина Кирилловича не стало 25 августа 1987 гола. Умирая в кругу своей семьи, он не переставал думать о своих учениках и надеялся на следующий день их снова увидеть. Но судьба распорядилась иначе, и сердце большого человека перестало биться.

Хочется пожелать молодым музыкантам — народникам полнее и серьёзнее изучать баянную культуру Казахстана, в становлении которой немаловажную роль сыграл Константин Кириллович Ошлаков.

В историю профессионального баянного исполнительства и музыкального искусства Казахстана Константин Кириллович Ошлаков вошел не только, как блестящий баянист-виртуоз,  видный педагог, но и как учёный, методист, исследователь, неутомимый организатор всевозможных народных ансамблей и оркестров.

=====================================================================================================

Евгений Простомолотов

заслуженный деятель,

отличник образования

Республики Казахстан

====================================================================

 

 

Просмотров: 118
0

Коллективное самосознание в музыкальном воспитании

Стихия музыки — могучая стихия,
Она чем не понятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.

Комплексный метод обучения игре на двух и более музыкальных инструментах одновременно — дело трудоемкое, но плодотворное, что и стало одной из главных причин успешной исполнительской деятельности детского оркестра народных инструментов «Русские узоры» и каждого музыканта в отдельности. Дело в том, что коллективное музицирование способствует более быстрому  восприятию музыкальной палитры тембральных красок в  инструментальных партиях, изучению фразеологии  и характерной  идейности  всего музыкального произведения. Да, индивидуальные занятия необходимы: для изучения азов музыкальной грамоты, знакомства с муз. инструментами, с начальным освоением легких исполнительских  приемов игровой техники. Но всё это можно смело начинать  параллельно на двух, причем таких, казалось бы,  разных инструментах, как  струнные (щипковые) и клавишные. Для  мнительных людей может показаться, что такая методика повлечет за собой определенные трудности, связанные, прежде всего, с затратой времени и определенной физической нагрузкой, которые в свою очередь, негативно повлияют на желание вообще учиться музыке. За тридцать с лишним  лет существования своего оркестра я не раз доказывал обратное явление. Такой метод обучения сложен, скорее для нерадивых педагогов, нежели для обучающихся детей. Кстати, фактор возраста и других объективных обстоятельств, возможно, имеют место для проявления лени, но это достаточно редкое явление. Скорее наоборот, непосредственная детская любознательность только «подстегивает» желание ребенка больше узнать, быстрее научиться играть, чтобы попасть в концертирующий состав.
Всем известно, что бездарных людей не бывает. Бездарность, как и гениальность,  явление очень редкое. Выдающийся искусствовед Григорий Михайлович Коган по этому поводу писал: «Дарование само по себе — только потенция, обещание, вексель человечеству; чем больше дарование, тем больше приходиться платить».
Музыка — это постоянный поиск новых звуковых интонаций и красок. Если этот поиск, по каким-либо причинам прекратить, то откроется прямая дорога к показушности и дешёвой саморекламе. Известно, что музыкальное образование, как и любое другое, должно придерживаться логической концептуальности, ведущей не к поверхностной популяризации достигнутых результатов, а требующей глубокого анализа и изучения конкретного методического и педагогического материала, без  всяких на то скоросрочных лозунгов и отчетов.
Прогрессируя учебно-воспитательные задачи, под влиянием объективных изменений государственных требований в этой области, педагоги музыкально-оркестровой студии «Русские узоры» Дома школьников № 3 Управления образования  г. Алматы получили возможность решать такие музыкально-педагогические проблемы, как ритмико-метрические и фонетико-фонологические особенности музыкального языка и гармонической структуры изучаемых произведений. Решаемость подобных задач позволила нам повышать на практике художественно-эстетический вкус и аналитическое мышление у учащихся в работе над  музыкальным материалом, будь то конкретное произведение, или целая концертная программа. Работа над качеством учебной и концертно-исполнительской подготовки учащихся не исключает возможности более глубокого анализа сольной и ансамблевой исполнительской техники, что позволяет юным музыкантам увереннее чувствовать себя на экзаменах и на сцене.
В условиях ускорения научно-технического прогресса следует по-новому понимать возможности использования музыкальной методологии в подготовке не только будущих музыкантов, но и любителей, по — настоящему увлеченных музыкой, желающих понять ее глубокие эстетическо-нравственные истоки. Величайший   мыслитель древнего востока Абу Наср аль-Фараби относил музыкальные науки к числу педагогических наук и считал их: «науками воспитательными, так как они воспитывают обучающегося им, делают его более тонким и указывают ему прямой путь для познания тех наук, которые следуют за ними».
Музыкальная педагогика, как теоретическая наука обусловлена тесным сотрудничеством и связью с психологией, философией и социологией. Эту педагогическую задачу отмечал и Константин Кириллович Ошлаков, выдающийся музыкальный деятель и баянист, профессор Казахского женского педагогического института. В основных принципах комплексного обучения игре на музыкальных инструментах он указывал, прежде всего, на цель обучения, которая должна развивать у учащихся систему профессионально-исполнительских навыков и общего музыкального кругозора. Он писал: «Организация приемов, используемых в процессе обучения — это задача методики, а для того, чтобы сформулировать основные положения методики, необходимо четко представлять себе цель и конечный результат процесса обучения».
Музыкальная  наука  состоит из теории и практики;  причем практика доминирует над теорией. Поэтому, в основе своей, обучение ребенка музыке начинается с извлечения звуков ( у вокалистов — голосом, у инструменталистов — на муз. инструменте). Порядок же практической работы, при  условии достаточного понимания существа проблемы, естественно вытекает из теоретической  постановки        данной музыкальной задачи. Процесс  ведения  урока изменяется в зависимости от применяемого метода для достижения конечного результата. Разрабатывая    конструкцию каждого урока, педагог не должен ограничиваться только односторонней подачей ученику исполнительских приемов. Здесь  следует  стремиться к созданию условий для развития творческих способностей у ребенка, познавательной самостоятельности в достижении общего интеллектуального развития. Именно  средствами  комплексного метода обучения достигается наивысший результат музыкально-образного мышления и развития исполнительских навыков. При такой интенсивной  подачи учебного материала, ребенок, если он не лениться, уже через месяц достигает довольно ощутимых результатов в музыкальной практике, а через два месяца спокойно читает ноты с листа в тональностях до одного, а то и до двух ключевых знаков альтерации, уверенно различает на слух ладотональную  структуру мелодии, знает  азы  штриховой  техники. А  через  год владеет огромным арсеналом различных технических и динамических приемов. Оркестровая  практика  помогает каждому, из учащихся,  довольно в короткий срок, усваивать художественную характеристику изучаемого произведения, сознательно подходить к исполнению всевозможных мелизмов, штрихов и динамических оттенков, которыми  насыщенно любое музыкальное произведение. Ведь только в оркестре можно в полной мере ощутить на себе всю палитру музыкальных звуков, созвучий, модуляционных отклонений, чередований размеров и ритма, осознать достоинство своего присутствия и ответственности участия в  коллективном создании музыкального образа, почувствовать себя соавтором художественного замысла и идеи.
Одним из главных принципов комплексного метода обучения игре на музыкальных инструментах, является творческо-поисковый элемент, предполагающий развитие у учащихся навыка поиска новых решений простых и сложных задач художественного образа. Для этого следует тщательно продумывать структуру каждого урока, каждой репетиции с применением специальных технических приемов для развития беглости пальцев, пластичности рук, безупречного чтения нот с листа. Такими приемами для совершенствования исполнительского мастерства становятся различные этюдные композиции, упражнения для позиционной техники, различные приемы исполнения гамм. Причем весь этот технический арсенал лучше всего применять на групповых и сводных репетициях оркестра. Лучше всего упражнения усваиваются исполнителями, если они отвечают тональному плану исполняемых на этой репетиции произведений. То есть, перед работой над данным произведением, необходимо, в его тональности,  проиграть целый комплект запланированных заранее упражнений, тем самым развивая не только рефлекторно-мышечный аппарат детей, но и подготавливая их слух в данном ладу. После десяти-пятнадцати минутной подготовки, оркестранты начинают более свободно чувствовать себя при разборе нотного текста и проигрывании нотного материала. Немаловажно, на теоретических занятиях большое внимание уделять последовательности изложения учебного материала, который, по необходимости,  должен совпадать с практической работой  над изучаемым произведением.  Такая подготовительная работа очень полезна, особенно,   в начальном  этапе  обучения. Тогда, в будущем, ребенок сможет приобретать правильные навыки слухового анализа, слышать и петь гармонические цепочки, обращать трезвучия и разрешать аккорды на уроках сольфеджио. Такая работа позволяет развивать музыкальный слух, ориентируя его в тональностях, настраивать свой внутренний слуховой контроль, воспитывать эстетический вкус в метроритмическом и художественном отношении.
Оркестр и, вообще, коллективное музицирование создает все необходимые условия для развития коммуникабельности и широкого кругозора у ребенка.
Комплексный метод обучения прогрессивен ещё и тем, что его внутреннее содержание, прежде всего, зависит от живого контакта ученика с педагогом. Поэтому урок может быть плодотворен лишь в том случае, если педагог окажется человеком талантливым и по-настоящему высокообразованным, а документ, подтверждающий его образование, станет достойным отражением его фундаментальных знаний.
Надо сказать, что музыкальная наука состоит из синтеза естественных, гуманитарных и точных наук, а значит, требует к себе особого внимания и терпения. Особенности звуковысотной последовательности и самой природы звука математически рассчитаны, физически обоснованы и имеют точное научное определение. О причинах, обусловливающих высоту и низость тонов, упоминается еще в глубокой древности. Аль-Фараби, в своих «Трактатах о музыке» писал: «Высота и низость звука зависят обычно от степени сжатия, налагаемого на частицы воздуха, отталкиваемого под влиянием толчка. Чем  больше  сжатие, тем острее звук».
Мудрость комплексного метода обучения заключается в его конструктивности. Только ленивый не способен хоть как-то определить его прогрессивность. Но не следует все же спешить с подтверждением немедленного результата. Даже при такой конструктивности нельзя  из ребенка воспитать виртуоза через год или два. Но с уверенностью могу сказать, что учащиеся, занимающиеся в нашей музыкально-оркестровой студии, на третьем или четвертом году обучения справляются с музыкальными произведениями, отвечающими техническим требованиям музыкального колледжа, экзаменационная программа выпускников соответствует требованиям начальных курсов муз. вузов. Бывали случаи, когда продвинутые наши ученики исполняли программу, соответствующую обязательным требованиям республиканских конкурсов. Недаром,  с нашим оркестром,  любят сотрудничать профессиональные вокалисты. За много лет под аккомпанемент детского оркестра «Русские узоры» №3 Управления образования г. Алматы пели известные певцы, заслуженные артисты: Зоя Ким, Кайырлы Ислямов, профессор Агайша Исагулова, актеры Русского государственного театра для детей и юношества им. Н. Сац  - Виктор Ашанин. Валерия Крымская, а также  петербургская певица Екатерина Алабина. В данном детском оркестре звучат произведения  из опер, кантат, кинофильмов.

В  2013 году оркестр «Русские узоры», совместно с солисткой Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая Дилией Куанышевой, подготовил большую концертную программу, в рамках моего проекта «Живые драгоценности», состоящую из сложнейших произведений классического жанра,  народных мелодий русских и казахских национальных шедевров.  Концерт состоялся 22 мая в зале Алматинского музыкального колледжа им. П.И. Чайковского.
Объективность комплексного метода обучения лежит в достижении высокого результата, который возможен тогда, когда мудрый педагог научит мудрости своего ученика. Комплексный метод выходит за рамки сиюминутной музыкальной подготовки учащихся, он на много шире охватывает музыкальную педагогику, перед которой стоят такие задачи, от решения которых зависит успех важнейших музыкально-педагогических форм. «Эти задачи заключаются прежде всего в том, — указывал К.К. Ошлаков, — чтобы не столько обосновывать готовые и утвердившиеся педагогические формы содержания, методики, приемов обучения и воспитания, сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику, прокладывать для неё новые пути, обеспечивающие широкий поиск в деле обучения и воспитания».
Естественно, ребенок, прошедший настоящую школу комплексного метода обучения, чувствует себя уверенно не только в выборе профессии, но в дальнейшей деятельности. Ему трудно будет останавливаться на достигнутых профессиональных результатах, он будет стремиться к самосовершенствованию.
Что такое музыка? Задумываться над этим люди стали давно. «Все музыкальные звуки, — написано в ЛИЦЗИ („Книга установлений“) 3-2 века до нашей эры, идут от человеческого сердца; музыка связана с отношением человека к человеку. Поэтому нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку.».

Евгений Простомолотов

Лауреат международных конкурсов,

отличник образования,

заслуженный деятель

Республики Казахстан.

Просмотров: 7945
0

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Кто на сайте

Сейчас на сайте 782 гостя и нет пользователей