Влияние пальчиковых игр и мелкой моторики на развитие речи детей
«Ум ребёнка находится
на кончике пальцев»
В. А. Сухомлинский
В логопедической группе я работаю 20 лет, Дети в группу поступают с различной степенью общего недоразвития речи. Очень заметно несовершенство зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, это задерживает формирование графомоторных навыков у детей. Развитие мозга зависит от мелкой моторики и двигательной активности ребёнка. Чем более умелые и ловкие пальцы ребёнка, тем лучше будет формироваться письменные навыки и речь. В процессе работы я заметила, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, ловкость и силу рук, лучше говорят, быстрее учатся писать.
При постоянном наблюдении за детьми, я поняла, что пальчиковая гимнастика, при своей простоте, приводит к потрясающим результатам. Выполнение ритмических движений и упражнений пальцами, повышают согласованную деятельность речевых зон и возбуждают речевые центры головного мозга, что в итоге стимулирует развитие речи ребёнка.
Когда я играю с детьми в пальчиковые игры, дети учатся вслушиваться и понимать смысл речи, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность, создаётся благоприятный эмоциональный фон.
Ребёнок привыкает концентрировать внимание и правильно распределять его. Если ребёнок выполняет упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет яркой, ритмичной, более чёткой, усиливается контроль за выполнением движений. У ребёнка развиваются фантазия и воображение. Развивается память ребёнка, потому что он запоминает последовательность движений и определённые положения рук. Овладев всеми упражнениями, ребёнок руками сможет «рассказать» целые истории. При освоении всех упражнений пальцы и кисти рук ребёнка приобретут хорошую гибкость и подвижность, силу, что дальше облегчает овладение навыками письма. Главное, к чему стремимся в логопедической группе, я заметила, что формируется выразительность голоса, интонация, улучшается автоматизация звуков, звукопроизношение, а так же пластика, мимика, координация и точность как мелкой , так и общей моторики.
Также в своей работе я использую и другие игры, упражнения, различные задания на развитие координации движений и мелкой моторики: игры с крупой, бусинками, пуговками, мелкими камушками; вырезывание ножницами; рисование; работа с бумагой; плетение; оригами; бисероплетение; ниткография; шнуровки; застёжки; кнопки; молнии; выкладывание букв из различных материалов; игры с бельевыми прищепками; мозаика; пазлы; пальчиковый бассейн; лепка; щётка ёжик; вальфдорвские формы.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что движения рук, в особенности пальцев, оказывают большое воздействие на мышечную составляющую речи, активизируя её, стимулируют кору головного мозга. Поэтому, чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствуют устранению дефектов речи.