Несколько лет назад я узнала о существовании форсайт-проекта «Детство – 2030». Рабочей группой этого проекта было установлено, что понятие «родители любят своих детей» - всего лишь стереотип, а реальное положение дел состоит в том, что родители в большинстве своём равнодушны к своим детям и воспринимают воспитание ребенка как обязанность.
Являясь на тот момент мамой четырёхлетней дочери, я была удивлена подобным заявлением, но, работая параллельно воспитателем в детском саду, стала замечать не менее удивительные метаморфозы в образе мыслей и действий родителей моих воспитанников, которые подтверждали заключение авторов проекта.
А согласился ли бы с этим утверждением ребёнок – тот самый ребёнок, для которого мама – первое слово, постоянная величина, некий опорный пункт, на котором держится всё его существование?
Когда ребёнку не хватает какой-то определённой игрушки, он использует игрушку-заместитель, а если ребёнку не хватает мамы ввиду её занятости или равнодушия? Кому ещё, как не воспитателю, стать её «заместителем»?
В чём же заключается благородство «маму заменять»? В этом качестве на воспитателя возлагается огромная ответственность за нравственное воспитание доверенных ему детей. Быть образцом, дать частичку любви, теплоты – какая самоотверженность нужна для этого! Воспитатель может сколько угодно играть роль хорошего человека, научить ребёнка рисовать, играть, читать, но никогда не воспитает в нём настоящего нравственного чувства, если не будет искренен в каждом своём проявлении. Никакие правила или предписания не заставят его отдать ребёнку частичку самого себя; это должно быть естественной потребностью – невозможность не отдать…
И, возвращаясь к теме своего сочинения, задаюсь вопросом: кто, если не мы?