Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Материал | Категория | Создано |
---|---|---|
Подросток в современном условиях социализации | Психологическое сопровождение учащегося, его семьи | 21/04/2022 17:15 |
Использование ИКТ в образовательном процессе | Методические разработки и пособия по иностр. языку | 18/09/2018 13:33 |
Написать сообщение в гостевую книгу и выставить рейтинг могут только члены нашего сообщества
Если Вы не являетесь членом нашего общества, но хотите оставить сообщение, вы должны зарегистрироваться
«Современные подходы в преподавании иностранного языка в условиях введения ФГОС нового поколения»
Богатчук Людмила Александровна
Должность:
учитель английского языка
Место работы:
ГБОУ СОШ №89 Калининского района
г.Санкт -Петербург
План
1.Введение
2.Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС
3.Применение ИКТ на уроках иностранного языка
4.Использование технологической карты урока
5.Заключение
1.Введение
Утверждение государственных образовательных стандартов нового поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса , отвечающих нуждам современного общества .Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели , оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной , творческой ,всесторонне развитой личности .
Поэтому появилась необходимость рассмотреть учебный процесс с позиции требований стандарта нового поколения .Тогда станет понятно ,что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока.
2.Требования к современному уроку
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся ,определив знания и незнания |
Планирование |
Учитель сообщает какую работу они должны выполнять чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель советует,помогает) |
Практическая деятельность учащихся |
Применяется преимущественно фронтальный метод |
Применяется групповой,парный,индивидуальный методы |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля,взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполнения работы осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.Учитель контролирует |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся ,что они запомнили |
Проверяется рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей |
Анализируя таблицу ,можно сделать вывод что меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником учебного процесса. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока ,определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей ,активно участвует в оценке своей деятельности и деятельности одноклассников Учитель лишь выступает помощником. ФГОС требует формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.
При обучении целеполаганию, возможно введение проблемного диалога . Учащимся дается проблемная ситуация ,в которой они определяют границу своего знания-незнания и ставят цель на урок. Учитель задает вопрос .Здесь могут прозвучать несколько вариантов ответа. Таким образом проблемная ситуация подводит детей к теме урока и к формулированию темы.
На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску где можно схематически изобразить этапы работы на урок Также можно использовать иллюстрации, схемы ,модели.
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания ,чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также можно предлагать сложные задания для более сильных учеников.
Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. На уроке современного типа должна преобладать индивидуальная ,парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для обучения учащихся учебному сотрудничеству ,взаимодействию, умению распределить роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения .На уроках иностранного языка очень часто используется работа в парах: дети составляют диалоги (диалог-расспрос ,диалог-знакомство, диалог-побуждение к действию).Но для того ,чтобы эта форма работы была более эффективной ,необходимо предлагать учащимся ситуации ,близкие им по интересам и по возрасту, чтобы они понимали значимость знания язык .Также при организации парной работы необходимо ,чтобы дети следовали определенным правилам общения: говорить по очереди, не перебивать друг друга, слушать собеседника ,не мешать другим парам ,говорить вполголоса . Работа в группах не менее важна на уроках иностранного языка.Она требует большей подготовки .Учащихся лучше объединять так,чтобы в группе были и «сильные» и «слабые» ученики, так как «сильные» ученики могут организовать деятельность группы ,помогать другим , «слабые» будут тянуться за остальными , выполнять посильную для них работу ,ощущая свою не менее значимую роль в группе .Здесь главное ,чтобы такие учащиеся не отстранились от работы и не переложили всю работу на остальных учеников группы .Учитель должен следить за этим и иногда вмешиваться в их деятельность.
При обучении самоконтролю и оценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибальной системой оценивания можно использовать и другие методики(карточки красная –sos ,плохо зеленая –отличн желтая –неплохо, но были ошибки и т .д)
При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить детям высказать свое мнение по поводу рассказанного диалога или прочитанного текста по разным кретериям (выразительно-нет,с запинками- без запинок и т.д) При этом необходимо объяснить,что пр и оценке ответов одноклассников надо отмечать ,в первую очередь,положительные ,а о недочетах высказываться с позиции пожеланий.
Также можно ввести такую форму работы ,как взаимооценивание письменных работ. С детьми заранее оговариваются кретерии оценивания работы.При этом учитель должен представить образец выполнения задания.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою,другого ученика,класса) В конце урока учащиеся отвечают на вопросы учителя(Чему научились?Что нового узнали?Достигнута ли цель урока?)Также очень важна рефлексия эмоцианального состояния детей :Понравилось ли на уроке?Что понравилось больше?В чем трудности? Почему не получилось? Также важно проводить рефлексию не только по итогам одного урока ,но и по итогам четверти, полугодия, пройденной темы.
При систематическом применении описанных приемов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников,можно говорить о формировании объективного отношения ребенка к себе и другим ,что важно для формирования личностных результатов.
Проектируя любой урок ,направленный на формирование не только предметных но и метапредметных результатов ,необходимо максимально использовать учебник .Сейчас большинство учебников прошли экспертизу на соответствие ФГОС .Планируя урок ,нужно внимательно изучить предлагаемые авторами учебника задания,определить на формироваие каких УУД они направлены ,какие из них выбрать ,учитывая индивидуальные особенности учеников.
Кретерии результативности урока:
1.На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
3.Используются разнообразные формы, методы ,приемы обучения ,повышающие степень активности учеников и их мотивацию к учебной деятельности .
4.Учитель владеет техникой диалога ,обучает учеников ставит и адресовать вопросы.
5.Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися ,используя для этого специальные приемы.
7.Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика ,поощряет и поддерживает даже небольшие успехи.
8.Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
9.На уроке преобладает атмосфера сотрудничества межу учителем и учениками , дети не боятся выражать свое мнение ,доказывать свою точку зрения.
3.Применение ИКТ на уроках иностранного языка
Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации — чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:формирование устойчивой мотивции ;.активизация мыслительных способностей учащихся ;привлечение к работе пассивных учеников;повышение интенсивности учебного процесса обеспечение живого общения с представителями других стран и культур; обеспечение учебного процесса современными материалами; приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации; реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения. В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении компетентности педагога в области ИКТ, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. В педагогической практике предлагается двухуровневая модель информационно-коммуникационной компетентности учителя: 1. уровень функциональной грамотности (подготовленность к деятельности) : владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации; - умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами;- умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер и т. д. 2. деятельностный уровень (реализованная деятельность) — эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Деятельностный уровень можно разделить на подуровни: - внедренческий — включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета; - творческий — разработка собственных электронных средств учебного назначения. Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования. Как вывести учителя с уровня функциональной грамотности на деятельностный уровень? Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов необходимо реализовывать в рамках отдельно взятого учебного заведения. Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Важную роль играет методическое сопровождение использования ИКТ, обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ (проведение семинаров, мастер- классов, вебинаров и т. д.). Необходимым условием эффективного и систематического использования функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов является внутренняя мотивация, потребность и готовность учителя к проведению уроков с использованием ИКТ, осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность, использование готовых мультимедийных программ в учебном процессе, образовательных ресурсов сети Интернет, общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами, создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов,образовательных сайтов. Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса — педагога и учащихся, учеников между собой — и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером». В учебном процессе современному ученику приходиться сталкиваться с огромным количеством разнообразной учебной информации. Вследствие этого, наступает информационная перегрузка и эмоциональное возбуждение, что опасно для психического и физического здоровья ученика. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. Длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на многих функциях организма ребенка: высшей нервной деятельности, эндокринной и иммунной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека. От работы за компьютером появляются побочные эффекты: - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию; - компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей, может снизить функционирование некоторых видов памяти, способствовать росту эмоциональной незрелость, безответственности; - психическое напряжение вызывает у детей стрессовое состояние; - виртуальная реальность приводит к потере чувства естественной опасности. Таким образом, к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении педагогам необходимо подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии — это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя. Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
5.Технологическая карта урока .
Технологическая карта в дидактическом аспекте представляет собой проект учебного процесса ,в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией .Суть проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией ,описание заданий для ученика по освоению темы, оформление предполагаемых результатов. Технологической карте присущи :интерактивность структурированность,алгоритмичность при работе с информацией ,технологичность и обобщенность.Для полноценного использования технологической карты важно знать ряд принципов и положений ,которые помогут при работе с ней. Обучение с использованием технологической карты урока позволит организовать эффективный учебный процесс ,обеспечит реализацию предметных и метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения ,сократит время на подготовку к уроку. Технологическая карта урока –это способ графического пректирования урока.Таблица ,которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам :этапы урока, его цели ,содержание учебного материала методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность учащихся.Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса обеспечивающие условия для освоения учебной информацией и формированию личностных метапредметных ,предметных умений учащихся ,соответствующих требованиям ФГОС нового поколения к результатам образования.
Структура технологической карты:
-название темы
-цель освоения учебного содержания
-планируемый результат
-основные понятия темы
-метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы),технология изучения указанной темы
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса ,использовть эффективные приемы и формы работы с детьми на уроке ,согласовывать действия учителя и учеников ,организовывать самостоятельную деятельность учеников в процессе обучении ,осуществлять интегративный контроль результатов деятельности. Создание технологической карты позволяет учителю:
-осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата
-определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением ,определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения)
-определить универсальные учебные действия ,которые формируются в процессе изучения конкретной темы,всего учебного курса
-соотнести результаты с целью обучения после создания продукта –набора технологической карты.