Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Материал | Категория | Создано |
---|---|---|
У этого пользователя нет никаких материалов. |
Написать сообщение в гостевую книгу и выставить рейтинг могут только члены нашего сообщества
Если Вы не являетесь членом нашего общества, но хотите оставить сообщение, вы должны зарегистрироваться
Открытый урок «Наречие как часть речи».
Коноваленко Людмила Александровна,
преподаватель русского языка и литературы
Цели урока:
1. Образовательная
- актуализировать знания учащихся о грамматических особенностях наречия как знаменательной части речи;
- обеспечить качественной информацией о происхождении наречий;
- заострить внимание на процессе адвербиализации – переходе других частей речи в класс наречий;
- обратить внимание на процесс перехода наречий в другие части речи;
- особое внимание уделить приобретению навыков в области правописания наречий;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии в индивидуальными возможностями и способностями, склонностями и потребностями.
2. Воспитательная
- воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского языка и литературы;
- развитие коммуникативных компетенций.
3. Развивающая
- развитие познавательных стратегий учащихся;
- развитие исследовательских навыков учащихся, позволяющих проявить индивидуальные склонности и возможности;
- развитие способности анализировать обусловленность явлений и процессов, характерных для процессов адвербиализации, субстантивации, адъективации, прономинализации и др.;
- развитие умений индивидуальной, парной, групповой и дискуссионной работы.
Оборудование урока:
- общий компьютер;
- широкоформатный экран для показа слайдов;
- учебники русского языка для 10-го класса;
- словари: словообразовательные, этимологические, орфографические в печатном и электронном вариантах.
Тип урока: урок-повторение темы «Наречие».
Вид урока: комбинированный.
1-я часть урока - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий.
2-я часть урока – исследование: наблюдение над особенностями происхождения наречий.
Ход урока:
1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ», ИЗУЧЕННОЙ В 7-ом КЛАССЕ.
НАРЕЧИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.
Вступительное слово учителя: Как известно, наречие – одна из самых трудных частей речи. Это связано со многими причинами. Одна из них та, что наречие образуется от многих частей речи.
Существительные, прилагательные, местоимения, числительные, глаголы, причастия и деепричастия участвуют в образовании наречия, которое, как стрелой, попадает в них, искажает их, и в результате каждая из названных частей речи теряет часть своих признаков, изменяет оставшиеся и приобретает новые. Это вызывает затруднения в определении наречия как части речи и в его правописании. Одним словом, наречие -трудная мишень». Поэтому самое главное в работе с этой частью речи – убедиться, что перед вами действительно наречие.
В грамматике наречие определяется как знаменательная (самостоятельная) часть речи, включающая в себя НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова (нет окончания, не имеет форм). Таким образом, характерным грамматическим отличием наречия от всех других самостоятельных частей речи является отсутствие у него ФОРМ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ.
Например, слова правильно, зря, невзначай, сверху, снизу, навзничь, ничком, едва-едва, невтерпеж, оттого, со зла, очень, слишком и др.- не имеют словоизменительных форм и относятся к классу наречий.
ВОПРОС: Что обозначает наречие и каковы его синтаксические признаки?
ОТВЕТ: Обозначая ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, ПРИЗНАК КАЧЕСТВА ИЛИ ПРЕДМЕТА, наречие сочетается с другими словами в составе словосочетания посредством примыкания, а в предложении играет роль обстоятельства.
Например: Ученик отвечает (как?) ПРАВИЛЬНО. (наречие «правильно» обозначает признак действия, примыкает к глаголу-сказуемому «отвечает» и в предложении выполняет функцию обстоятельства).
ЗАДАНИЕ: Давайте вспомним, как образовался термин «наречие»?
ОТВЕТ: Изучая наречие, необходимо знать, что термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие».
УЧИТЕЛЬ: Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая?
ОТВЕТ: Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbium означает «глагол», а приставка ad- - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как «приглаголие».
УЧИТЕЛЬ: Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.
1. ДАЛЕЕ УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ УЧЕНИКАМ рассмотреть «Риторические эскиз – «Наречие как самостоятельная часть речи», который высвечивается на экране. (См. приложение – слайд №1).
УЧАЩИЕСЯ комментируют изображенное на экране.
В результате ребята получают полное представление о лексических, морфологических и синтаксических особенностях наречия.
2. ЗАТЕМ УЧИТЕЛЬ предлагает учащимся рассмотреть на экране и сравнить с наречием на -о краткие прилагательные среднего рода ед. числа. На экране появляется «Риторический эскиз – «Краткое прилагательное среднего рода» - слайд № 2).
В результате ребята делают вывод, что в русском языке часто встречаются грамматические омонимы – слова, имеющие одинаковое написание и произношение, но в зависимости от контекста ведущие себя по-разному.
Например: Ребенок спит СПОКОЙНО. ( Спокойно – наречие, так как обозначает признак действия; не изменяется, не имеет категорий; примыкает к глаголу-сказуемому «спит», выполняет функцию обстоятельства; морфема –о - суффикс). –
Море СПОКОЙНО. (Спокойно – краткое прилагательное, обозначает признак предмета (море каково?); в форме среднего рода, единственного числа; в предложении выполняет функцию составного именного сказуемого; морфема –о - окончание).
3. ДАЛЕЕ УЧИТЕЛЬ предлагает учащимся познакомиться, а затем сравнить с наречием слова категории состояния на –о. На экране появляется «Риторический эскиз – «Категория состояния как часть речи» - слайд № 3.
Ребята убеждаются в том, что наречия могут иметь еще один грамматический омоним – слова категории состояния.
Например: Котенок УЮТНО устроился в мамином кресле и спит. (УЮТНО – наречие, обозначает признак действия; не изменяется, не имеет категорий; в предложении играет роль обстоятельства, примыкает к глаголу-сказуемому «устроился»; морфема – о - суффикс). – В нашем классе УЮТНО. (Уютно – категория состояния, обозначает состояние окружающей среды; не изменяется, но выражает значение настоящего времени, несовершенного вида, изъявительного наклонения; выполняет функцию сказуемого в односоставном безличном предложении; морфема –о – суффикс).
В результате данного сравнительного анализа учащиеся делают ВЫВОД, что при определении частеречной принадлежности слова, имеющего грамматические омонимы, необходимо в первую очередь обращать внимание на СИНТИАКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЛОВА: сочетаемость с другими словами и функцию в предложении, а затем определяются морфологические признаки, лексическое значение и формальные показатели слова.
Например: На все вопросы незнакомец отвечал ХОЛОДНО и был немногословен. (Холодно – наречие, так как примыкает к глаголу-сказуемому «отвечал», в предложении играет роль обстоятельства; обозначает признак действия; не изменяется, не имеет категорий; морфема –о – суффикс).-
Лицо его ХОЛОДНО и бесстрастно. (Холодно – краткое прилагательное, так как,обозначая признак предмета, является сказуемым; среднего рода, единственного числа; морфема –о – окончание). –
В лесу сегодня очень ХОЛОДНО. (Холодно – категория состояния, так как играет роль сказуемого в односоставном безличном предложении; обозначает состояние природы; настоящего времени, несовершенного вида, изъявительного наклонения; морфема –о – суффикс).
2. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ОСОБЕННОСТЯМИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРЕЧИЙ.
Учитель: Наречие – очень интересная в историческом отношении часть речи.
Как известно, язык на протяжении всей своей истории активно пополняется наречиями. Как это происходит?
Уже неоднократно отмечалось, что грамматический строй языка непрерывно изменяется: появляются новые грамматические формы, уходят из языка некоторые старые формы. Но так как развитие языка происходит медленно, постепенно, старые формы обычно сразу и бесследно не исчезают. Некоторые былые регулярные грамматические формы застывают и превращаются в отдельные реликты. Так, ряд старых форм существительных и прилагательных - осколки былых падежных систем – превратились в неизменяемые наречия.
Круг наречий в древнерусском языке был ограничен, причем можно выделить две группы наречий: а) первичные – наречия, которые непосредственно не связаны с другими частями речи, и поэтому установить их происхождение часто затруднительно; б) производные – наречия, которые явно обнаруживают связь с иными словами, и эту связь затруднительно восстановить.
К первой группе можно отнести наречия, образованные еще в дописьменную эпоху от древних местоимений: КУДА, ТУДА, СЮДА – при помощи наречного суффикса места –ДА; КОГДА, ТОГДА, ИНОГДА, ВСЕГДА – при помощи наречного суффикса времени –ГДА; ГДЕ, ВЕЗДЕ, ЗДЕСЬ – при помощи наречного суффикса –ДЕ; ВСЮДУ, ОТОВСЮДУ, ПОВСЮДУ – при помощи наречного суффикса –УДУ (ср. обоюдный, обоюдоострый).
Происхождение подобных наречий можно выяснить лишь путем специального этимологического анализа:
НА ЭКРАНЕ появляется материал, объясняющий происхождение ряда древних наречий. (См. слайд № 4).
УЧИТЕЛЬ продолжает: КО ВТОРОЙ ГРУППЕ относятся наречия, образованные от различных частей речи, причем их образование вырисовывается довольно отчетливо, так как связь наречия с источником происхождения сохраняется.
Нередки случаи превращения в наречия существительных, прилагательных, местоимений, числительных и деепричастий. Данный процесс перехода других частей речи в класс наречий называется АДВЕРБИАЛИЗАЦИЕЙ.
РАБОТА В ГРУППАХ:
Учащиеся делятся на 6 групп (по 3-4 человека в группе). Им предлагается для этимологического и словообразовательного анализа лингвистический материал, а именно: наречия, образованные от других частей речи. Задание общее: определить, как образовано каждое наречие в отдельности; составить с 2-3 словами предложения, подчеркнув их грамматические признаки. (Задания выполняются на заранее подготовленном учителем материале – на карточках. Таким образом, каждая группа получает по 9 карточек – на каждой карточке написано по 1 наречию. Результаты анализа записываются непосредственно в карточку).
ОБРАЗЕЦ: КРОМЕ – наречие. Произошло от существительного КРОМА – «край, предел, граница», т.е. «на краю, на грани», а затем – «вне».
Например: В современном русском языке: КРОМЕ, предлог с род.пад.: 1. За исключением, не считая кого-чего-нибудь: Кроме него никого не знаю. 2. В добавление к кому-чему-нибудь: Кроме яблонь было много ягодных кустов. 3. КРОМЕ ШУТОК – в значении вводного слова – к тому же.
Грамматический материал для анализа:
ПЕРВАЯ ГРУППА анализирует наречия: вечером, днем, шагом, осенью, зимой, вмиг, вдогонку, взаперти, взапуски.
ВТОРАЯ ГРУППА анализирует наречия: слева, справа, сгоряча, сослепу, вдалеке, наготове, вкратце, вплотную., вкрутую.
ТРЕТЬЯ ГРУППА анализирует наречия: однажды, дважды, трижды, четырежды; сегодня, сейчас, тотчас; мимоходом, стремглав.
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА анализирует наречия: невзначай, невдомек, вдосталь, наобум, насмарку, невмоготу, невзрачно, впросак, всласть.
ПЯТАЯ ГРУППА занимается анализом наречий: зыбко, неукротимо, обыкновенно, почти; сызнова, теперь, стремглав, нечаянно, настежь.
ШЕСТАЯ ГРУППА анализирует наречия: молча, лежа, сидя, не спеша, шутя, щурясь; воочию, впотьмах, восвояси.
При работе над лингвистическим материалом учащиеся используют словари: этимологические, словообразовательные, орфографические.
После этимологического и словообразовательного анализа ребята на примере придуманных (или подобранных) предложений в устной форме докладывают о полученных результатах, а затем письменные работы ( карточки с анализом) сдаются учителю на проверку.
Данный материал пополнит картотеку материалов, объясняющих происхождение различных частей речи. (Картотека находится в кабинете русского языка и литературы, и каждый ученик может ею воспользоваться при подготовке какого-либо грамматического задания).
Учащиеся приходят к следующим ВЫВОДАМ:
- основная трудность изучения темы «Наречие» связана с определением особенностей происхождения и правописания слов, принадлежащих к данному разряду;
- для определения частеречной принадлежности слова необходимо пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
- наречия в современном русском языке в результате адвербиализации могут иметь грамматические омонимы;
- чаще всего наречия образуются от существительных и кратких прилагательных среднего рода;
- в ряде случаев процесс адвербиализации еще не завершен. Поэтому нередки случаи, когда одно и то же слово выступает то в роли наречия, то в роли изменяемой части речи, и с этим связаны различия в орфографии. Например: «Снег падал НА ЛИЦО» и «Все учащиеся НАЛИЦО»; «В ТАЙНЕ его не было ничего важного» и «Нападение готовилось ВТАЙНЕ» и т.п.;
- трудно определить характер конечного согласного наречий типа СПРАВА, СЛЕВА, ИЗДАВНА, ДОСЫТА, ДОСВЕТА, ЗАНОВО, НАНОВО, ЗАСВЕТЛО (а или о). Если учесть, что эти образования возникли в ту эпоху, когда краткие прилагательные еще склонялись, как соответствующие существительные, то сопоставление этих наречий с сочетаниями существительных среднего рода с предлогами «подскажет», какую конечную согласную букву следует написать в наречии: ЗА ОКНО – ЗАНОВО, В ОКНО – ВЛЕВО, С ОКНА – СПРАВА, ДО ОКНА – ДОКРАСНА и т.п. Этот простой прием поможет учащимся избежать орфографических ошибок, а также даст возможность понять закономерность орфограммы, которая обусловлена не произвольным правилом, а происхождением этих наречий:
- в наречиях, оканчивающихся на шипящий, пишется Ь: навзничь, вскачь, настежь, наотмашь и т.п. Это правило связано с древней мягкостью всех шипящих в русском языке. Но чем вызвано исключение из него, согласно которому в наречиях НЕВТЕРПЕЖ. ЗАМУЖ и УЖ буква Ь не пишется? Объяснить это можно следующим образом. Слова НЕВТЕРПЕЖ и ЗАМУЖ пишутся без Ь потому, что они образованы от существительных ТЕРПЕЖ и МУЖ, которые относятся ко 2-ому склонению и в современном русском языке не имеют на конце Ь. Наречие УЖ еще в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля т.е. во второй половине Х!Х века, писалось как УЖЬ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Проследить (на примерах) процесс ПЕРЕХОДА НАРЕЧИЙ В ДРУГИЕ КЛАССЫ СЛОВ ( в категорию состояния, предлоги, союзы, частицы):
- ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, ТОЧНО, ВОН, РЯДОМ, ПРОСТО, ПРЕЖДЕ, НАВЕРНЯКА.
ОБРАЗЕЦ:
- ВОКРУГ не было ни души. (Вокруг – наречие, обозначает признак действия, примыкает к глаголу «не было», играет роль обстоятельства; не изменяется, не имеет категорий). –
- Колхозницы, сгрудившись ВОКРУГ костра, готовили ужин. (Вокруг – предлог, устанавливает подчинительные отношения между словами «сгрудившись» и «костер», не изменяется, самостоятельную синтаксическую функцию в предложении не выполняет).
Составить схему перехода наречий в другие части речи.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.
Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»
Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А
Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»