Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Материал | Категория | Создано |
---|---|---|
У этого пользователя нет никаких материалов. |
Написать сообщение в гостевую книгу и выставить рейтинг могут только члены нашего сообщества
Если Вы не являетесь членом нашего общества, но хотите оставить сообщение, вы должны зарегистрироваться
Метод проекта как способ развития творческих способностей учащихся
Семибратова Ольга Александровна, учитель биологии ГБОУ школа №598
Приморского района Санкт-Петербурга
Современный школьник обладает уникальными возможностями, имеет свой стиль обучения, учится и понимает материал по-своему. Мониторинговые исследования позволили обнаружить противоречие между потребностями общества в творчески развитой личности и недостаточными возможностями классно-урочной системы. Перед учителем возникает проблема: как организовать образовательный процесс так, чтобы развивалась творческая активность ученика и раскрылись индивидуальные качества ребенка? Поэтому работа по применению метода проектной деятельности в образовательный процесс является актуальной и необходимой при переходе на ФГОС ООО.
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является его ориентация на практические навыки, на способность применять знания реализовывать собственные проекты, решать проблемы.
Проект – это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». В образовательном процессе проектный метод можно определить, как образовательную технологию, которая нацелена на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников особых умений и навыков, посредством системной организации проблемно-ориентированного поиск. Проект – это «обучение через делание» (Джон Дьюи,1)
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована , начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (может быть задуман самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.
Для этого обучающихся требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Для достижения цели и успешной работы над проектом школьникам приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект - это тот, для исполнения которого необходимы знания в различных областях, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Чтобы учеба стала более увлекательной и интересной, необходимо ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, на приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса. Проектная работа проводится как на уроке, так и вне его, что требует от учителя и учащихся овладения методами исследовательской и проектной деятельности.
Проект можно рассматривать как специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, который завершается созданием продукта. Данный продукт будет состоять из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной и письменной презентации. Метод проектов – набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения деятельности учащихся (2).
Преимущество метода проектов в том, что он универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен (3) поскольку:
- стимулирует практическую проектную деятельность, позволяя формировать весь набор компетенций;
- позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную» среду, т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования творческих способностей учащихся.
Проблема творческих способностей особенно актуальной становится сегодня. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразней и сложнее, требует от человека не шаблонных , привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям , творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Работа над проектами – один из методов проявления творческого подхода. При выполнении проекта учащиеся видят применение своих знаний, понимают ,как много они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как при не выполнении задания даже одним из участников проекта, результат не будет достигнут. При защите проекта учащиеся должны выстроить свое выступление так, чтобы оно могло быть максимально аргументированным, четким и логичным. Это способствует развитию как логики и мышления , так и культуре речи.
Важно, что в работе над проектом могут принимать участие и родители.
Типология проектов
По количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым;
По содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета), или надпредметные;
По продолжительности: краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты.
По доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты.
Роль учителя в проектной технологии: он формирует мотивацию участников проекта, проводит консультации по выбору темы, помогает в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует деятельность всех участников, выступает в роли эксперта на защите проекта, делает анализ работы, оценивает каждого участника проекта.
Памятка деятельности учеников.
1.Выбери тему исследования.
2.Подумай, на какие вопросы по этой теме хотел бы найти ответ.
3.Продумай варианты ответов на поставленные вопросы.
4.Найди источники информации для решения вопросов.
5.Поработай с источниками информации и попробуй найти ответы.
6.Сделай выводы.
7. Оформи результат своей работы.
8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Я считаю, что уроки с использованием проектов не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. Проекты обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний, экономят время на уроке и во внеурочной деятельности.
Литература:
1.Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. - М. 1921.-62 с.
2.Пахомова Н. Ю.. Метод учебного проекта в образовательном учреждении школьников. – М: АРКТИ.2005.-112 с.
3.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.Просвещение. 2008.- 192 с.
Ссылки на мои разработки:
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.
Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»
Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А
Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»