Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Кривкина Элеонора Ринатовна
     
242
-
Кривкина Элеонора Ринатовна
ГБОУ школа №438 Приморского района Санкт-Петербурга
Среднее образование
учитель

Кривкина Элеонора Ринатовна  — учитель математики, алгебры, геометрии

Занимаемая должность: учитель 

Уровень образования: — высшее, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; АППО СПб

Квалификация: первая квалификационная категория, Почётный работник общего образования Российской Федерации

Направление подготовки и(или) специальности: учитель математики

Повышение квалификации и(или) профессиональной переподготовке(при наличии):

2015 - 2017 гг — АППО СПб Профессиональная переподготовка учитель математики  

Стаж работы по специальности: 30 лет

Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): математика, алгебра, геометрия

Санкт-Петербург
-
-
МатериалКатегорияСоздано
У этого пользователя нет никаких материалов.
1 Файл
2 Файлов
 ТипРазмер 
У этого пользователя нет файлов.

Кривкина Элеонора Ринатовна

учитель математики

ГБОУ школа 438 Приморского района Санкт-Петербург

 

Основные подходы к использованию технологии модульного обучения в практике работы учителя математики.

 

“Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь”.

Цель:

  1. Понять, что такое модуль в обучении
  2. Сущность и значение технологии модульного обучения
  3. Рассмотреть основные подходы к использованию модульной технологии в процессе обучения математике

 

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

В настоящее время измерение результатов обучения основано на деятельностном подходе, так как качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Учитывая все вышеперечисленное актуальным становится внедрение инновационных педагогических технологий в процесс преподавания, способных сделать этот процесс гибким, направленным на активизацию и повышение качества обучения.

В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения, обеспечивающей высокий уровень индивидуализации обучения. 

Одной из таких технологий является технология модульного обучения. Под модулем в педагогике понимается — целостный набор подлежащих освоению знаний, умений, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля. Будем помнить, что термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение.

            В своей работе я определила следующие виды образовательных модулей:

  • Модуль как часть образовательной программы
  • В такой модуль входит чаще всего блок дисциплин учебного плана, которые объединяются для достижения определенного образовательного результата (компетентности, группы компетентностей)
  • Блочно-модульный принцип построения образовательной программы (учебного плана)

Модуль обучения - комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде. Сущность её состоит в том, что ученик самостоятельно или с определённой дозой помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем и создаёт условия для самостоятельной познавательной творческой деятельности, обеспечивающей развитие и личностный рост учащихся. Существует шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. В зависимости от характера цели возможны многочисленные разновидности модулей - например, повторение текущего, поддерживающее, обобщающее, итоговое повторение. В составе урока присутствует всегда несколько модулей, среди которых выделяется ведущий, отвечающий основной цели урока - он формирует тип урока. В зависимости от объёма содержания составляю модульную программу. Модульная программа - не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы.

В основе модульного обучения лежат четыре основополагающих понятия:

1. Учебный блок - модуль (модульная программа).

2. Временной цикл (законченный блок-модуль материала).

3. Учебное занятие (очень часто это   «спаренный урок»).

4 . Учебный элемент (алгоритм действий ученика на уроке).

В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей;

                               2) банк информации;

                               3) методическое руководство по достижению указанных целей.

Перейдём к вопросу о сущности и значении технологии модульного обучения.

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации

  • Сущность технологии модульного обучения - содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули
  •  Содержание и объём модулей могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории
  • Модули могут быть обязательными и элективными (по выбору).

Содержание технологии модульного обучения. Технология модульного обучения предполагает такую организацию процесса, при которой преподаватель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей

Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью

Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины.

Последовательность модулей по дидактической цели:

  • Целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях
  •  Второй информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы
  •  Третий операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации
  •  Последний модуль для проверки результатов усвоения новой учебной информации может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий

Резюмируя выше сказанное, отмечу следующие:

  • Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализации обучения
  • Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемый самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем
  • Каждый модуль имеет четко сформулированную цель, снабжен рекомендациями (инструкциями) по их выполнению

В своей практике я использовала следующиеосновные подходы к технологии модульного обучения на уроках математики:

Модульное обучение отдельной теме – обычно блок состоял от 5 до 12 уроков, возможно использовать в работе при домашнем обучении.

Модульное построение урока.

Хочу отметить, что модульная программа - не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы.

Алгоритм построения модульной программы:

1. Цели обучения для учащихся и их формулирование (что ученик должен уметь, давать определение, сравнивать объекты...)

2. Отбор содержания (учебный материал и приёмы учебной деятельности).

3. Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал); отработка содержания обучения (семинары, лабораторные работы и др.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности.

4. Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Технологическая карта может быть составлена на отдельный урок, тему, раздел.

Рассмотрим теперь модульное построение урока.

Алгоритм построения модульного урока:

1. Формулировка темы урока
2.  Определение и формулировка цели урока и 

     результатов обучения
3.  Разбивка учебного материала на логически

      завершенные учебные элементы  (определение цели 

      каждого из них)
4. Подбор необходимого фактического материала
5. Определение способов учебной деятельности учеников
6. Выбор форм и методов обучения и контроля
7.  Составление модуля данного урока, его распечатка

Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Хочу отметить, что учебных элементов не должно быть много (не более семи), при этом следует помнить об обязательных учебных элементах. Сюда входят:

УЭ-0   – направлен   на   определение   интегрирующей   цели   по достижению результатов обучения

УЭ-1 –задания по выявлению уровня знаний, необходимых для освоения модуля

УЭ-2, УЭ-3, УЭ-3 – отработка учебного материала

Завершающий УЭ – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

Обратимся к примеруорганизации модульного урока по математике на тему "Квадратные уравнения" в 8-м классе.

Цель: обобщить знания по теме “квадратные уравнения”, проверить умение применять формулы корней квадратного уравнения.

Задачи:

1) закрепить умение применять алгоритм для решения квадратных уравнений;

2) использовать формулу корней квадратного уравнения при решении задач;

3) развивать умение самооценки.

Оборудование и наглядные пособия:

персональный компьютер;

мультимедийный проектор;

бланк “Структура урока”

бланк на печатной основе

бланк подведения итогов

тест “Квадратные уравнения”

контрольные листы.

План урока.

Организационный.(УЭ-0)

Самостоятельная работа учащихся по выполнению УЭ. (УЭ-1 – УЭ-5)

Подведение итогов. (УЭ-6)

Урок проводится в 8 классе для закрепления (повторения) темы “Квадратные уравнения”, рассчитан на 45 минут.

Ход мероприятия

УЭ-0:Тема: “Квадратные уравнения”

Цель: обобщить знания по теме “квадратные уравнения”, проверить умение применять формулы корней квадратного уравнения.

Задачи:

1) закрепить умение применять алгоритм для решения квадратных уравнений;

2) использовать формулу корней квадратного уравнения при решении задач;

3) развивать умение самооценки

Указания к выполнению работы:

Запишите число, тему урока. Внимательно прочитайте цель и задачи в предложенные 3 мин. учителем.

Следите за временем.

УЭ-1:Цель: проверить усвоение ранее полученных теоретических знаний о квадратных уравнениях.

Выполнения задания в бланке с печатной основой:

Заполните пропуски.

Записать определение квадратного уравнения.

Записать формулу дискриминанта и корней квадратного уравнения.

Записать теорему Виета.

В бланке с печатной основой выполните задание I.

Ф.И.  1)________________________________________

2)________________________________________

  1. Теория
  1. Определение квадратного уравнения

Квадратным уравнением называется уравнение вида, где х – переменная, а, bи с – некоторые числа, причем .

 

  1. Формула дискриминанта и корней квадратного уравнения
  2.                               .

 

                                        .

 

  1. Теорема Виета

 

 

              .

 

               .

 

Проверьте правильность выполнения задания по контрольному листу №1:

 

  1. Теория
  1. Определение квадратного уравнения

Квадратным уравнением называется уравнение вида, где х – переменная, а, bи с – некоторые числа, причем .

 

  1. Формула дискриминанта и корней квадратного уравнения
  2. =

 

 

 

  1. Теорема Виета

 

 

 

За каждое верно выполненное задание поставьте 1 балл в бланк подведения итогов

УЭ-2:Цель: проверить умение применять полученные знания при решении базовых задач.

Выполнение программированного теста с выбором ответов.

 

Указания к выполнению работы: Выполнить тест

Перенести полученный результат в бланк подведения итогов

УЭ-3:Цель: закрепить умение нахождения корней квадратного уравнения.

Задание: решить уравнение

а)  (1б)

б)  (1б)

в)  (1б)

г)  (2б)

Указания к выполнению работы:

В бланке с печатной основой выполните задание III.

  1. Нахождение корней квадратного уравнения

а)Ответ: _____________

 

б)Ответ: ______________

 

в)Ответ: ______________

 

г)     Ответ: ______________

Алгоритм:

Определить а, b, с

Вычислить D=b2 – 4ac

Если  , то 

Если D=0,то x=-b/2a,

Если D0, то ?орней нет.

Проверьте ответы по контрольному листу.

Контрольный лист №2

  1. Нахождение корней квадратного уравнения

а)Ответ:

 

б)Ответ:

 

в)Ответ:

 

г)Ответ:

За каждое верно выполненное задание поставьте балл в бланк подведения итогов.

 

УЭ-4: Цель: закрепить умение решать текстовые задачи составлением квадратного уравнения.

Задание: решить задачу.

Площадь прямоугольника равна 15 см2. Одна из его сторон на 2 см больше другой. Найти стороны прямоугольника. (3б)

Указания к выполнению работы:

В бланке с печатной основой выполните задание IV.

  1. Решить задачу

Площадь прямоугольника равна 15 см2. Одна из его сторон на 2 см больше другой. Найти стороны прямоугольника.

 

Уравнение _____________

 

Ответ:_________________

 

Решите задачу с помощью введения новой переменной.

Проверьте решение по контрольному листу №3.

  1. Решить задачу

Площадь прямоугольника равна 15 см2. Одна из его сторон на 2 см больше другой. Найти стороны прямоугольника.

 

Уравнение

 

 

 

 

 

Ответ:

 

За правильно решенную задачу поставьте 3 балла в бланк подведения итогов.

УЭ-5:Цель: закрепить умение нахождения корней квадратного уравнения.

Задание: решить уравнение

 (2б)

 (2б)

 (2б)

(2б)

 

В бланке с печатной основой выполните задание V.

  1. Решить уравнения
  1.               Ответ: _____________
  2. Ответ: _____________
  3. Ответ: _____________
  4.        Ответ: _____________

 

Алгоритм:

Привести данные уравнения к виду  , для этого в уравнение (1) раскрываем скобки, в уравнениях (2) и (3) умножаем оби части на общий знаменатель дробей.

Определить а, b, с

Вычислить D=b2 – 4ac

Если  ,то 

Если D=0,то x=-b/2a,

Если D0, то ?орней нет.

Проверьте ответы по контрольному листу №4.

 

Контрольный лист №4

  1. Решить уравнения
  1.  

Решение: преобразуем к виду

 

Ответ:

 

  1.  

Решение: преобразуем к виду

 

Ответ:

 

  1.  

Решение: преобразуем к виду

 

Ответ:

 

  1.  

Решение: преобразуем к виду

 

Ответ: корней нет

За каждое верно выполненное задание поставьте 2 балла в бланк подведения итогов.

УЭ-6: Цель: подведение итогов урока.

1) Оцените свою работу на уроке.

Подсчитайте кол-во баллов, набранных в УЭ-1 – УЭ-5

Количество баллов

Отметка

15б. – 19б.

5

10б. – 14б.

4

5б. – 9б.

3

5б.

не зачтено

 

2) Прочитайте цель урока. Достигли ли вы поставленной цели? Над чем необходимо работать дома?

3) Домашнее задание: задания из учебника № 656.

 

Бланк подведения итогов.

Ф.И. 1)____________________________________________________

2)________________________________________________

№ УЭ

Задания

Балл за задание

Общий балл за УЭ

УЭ-1

Вопрос 1

 

 

Вопрос 2

 

Вопрос 3

 

УЭ-2

Тест

 

 

УЭ-3

Уравнение (а)

 

 

Уравнение (б)

 

Уравнение (в)

 

Уравнение (г)

 

УЭ-4

Задача

 

 

УЭ-5

Уравнение (1)

 

 

Уравнение (2)

 

Уравнение (3)

 

Уравнение (4)

 

 

 

Итого: _______ баллов.          Оценка:_______

Литература.

  1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – Кнорус, 2015
  2. Зайцев В.С. Современные образовательные технологии: учебное пособие в 2-х книгах –Челябинск, ЧГПУ, 2012
  3. Стефанова Н.Л. Лекции 5 «Технология модульного обучения». Презентация.
  4. Кошелева Е.В. «Модульный урок по математике на тему "Квадратные уравнения". 8-й класс»https://urok.1sept.ru/articles/635662#google_vignette
  5. https://urok.1sept.ru/articles/311132
  6. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologiya_modulnogo_obucheniya_v_praktike_raboti_u_190321.html

 

Биография :

Кривкина Элеонора Ринатовна не добавил(а) еще свою биографию.

Последние записи в блоге :

Пока нет записей в блоге от Кривкина Элеонора Ринатовна.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»