В своей педагогической практике я использую следующие технологии и методики:
Технологию развивающего обучения я использую с целью высокого общего развития личности ребёнка, создания основы для развития познавательных и творческих способностей. Стараюсь дать детям информацию так, чтобы новые знания и способы деятельности дошкольники открывали в результате решения проблемных ситуаций, нахождения вариантов правильных решений. Одной из основных ценностей такого обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании.
Для повышения качества образования использую в работе с детьми проблемные ситуации. Проблемная ситуация-это такая ситуация, при которой ребенок хочет сам решить трудные для него задачи, но ему не хватает информации, и он должен сам её найти. На первых этапах ребята находят возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
С этой целью используем теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это коллективные игры, которые учат детей выявлять противоречия в объекте или явлении.
Проблемное обучение позволяет ставить дошкольника в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок сам формулирует поставленную задачу, сам находит ее решение, а также решает и самостоятельно контролирует правильность данного решения. Моя задача как воспитателя – находить полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать дошкольников к их обсуждению и решению.
Считаю, что значительно повышает качество образования моих воспитанников реализация вариативной части образовательной программы. Актуальность программы «Оригами» обусловлена тем, что через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям, дети подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности. Ребенок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость.
Проектная деятельность занимает особое место в системе моей работы: я использую её с целью перехода на уровень социально-значимых результатов. Моя цель – вовлечь ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и творческие способности.
Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест -технологиях образовательной деятельности детей.
Квесты - инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, которая способствует развитию активной, деятельной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.), воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так, как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше. Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Обучение в игре происходит незаметно, так как при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Необходимо отметить, что квест - технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Сама форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Таким образом квест - игры способствуют повышению качества образования детей, являясь одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Для повышения качества образования воспитанников в своей работе активно применяю информационные технологии. Применение компьютерной техники сделало непосредственную образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, помогла решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. В своей работе использую презентации для того, чтобы иметь возможность глубже познакомить детей с окружающей действительностью, более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у ребят. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Внедрение ИКТ как средства интерактивного обучения позволило стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Важная часть инновационных образовательных технологий – фасилитированная дискуссия. Это одна из форм групповой дискуссии, в рамках которой ведущий занимает нейтральную позицию - то есть не даёт никакой информации, пока она не становится востребованной; не навязывает своего мнения; не высказывает оценок; обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дальнейшее развитие обсуждения. Такие коллективные обсуждения, без сообщения детям информации об объекте нравятся моим воспитанникам, формируют у детей познавательную активность, развивают исследовательские умения и коммуникативные способности, а, следовательно, способствуют повышению качества образования моих ребят. Обязательным элементом организации фасилитированного обсуждения смыслов произведений, созданных знаменитыми мастерами или самими детьми, является арт – технология. Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. В работе с дошкольниками под арт-терапией (педагоги называют арт технологией) подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка. Это метод воздействия на ребёнка с помощью рисования, лепки, танцев, сказок, классической музыки. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-технологии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным и агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. Классическую музыку в работе с детьми я использую за долго до введения ФГОС ДО. Моим воспитанникам нравится творчество выдающихся композиторов мировой культуры. Вслушиваясь в звуки музыки, дети погружаются в удивительный и чарующий мир, который полон чувств и эмоций.
Свои переживания и впечатления ребята с огромным удовольствием переносят на лист бумаги, красочно и ярко передавая те образы, которые тронули детскую чуткую душу. Музыкальный произведения включаю во время рисования. Изотехнология является универсальной технологией, позволяющей обогатить и развить внутренний мир ребёнка, скоординировать его эмоциональное состояние.
Слушать музыку и рисовать её очень увлекательное занятие. Но ребёнку свойственно активно двигаться. Поэтому предлагаю своим воспитанникам в импровизационной форме отобразить музыку в движении - в этом и заключается метод кинезиотехнологии. При помощи фантазии и воображения, дети перевоплощаются. Под звуки музыки они - то белочки, то медведи, то порхающие мотыльки. Самовыражение и выплеск даёт возможность освободить напряжения, что, безусловно, благотворно влияет на здоровье ребёнка.
Фольклоротехнологии, когда дети, используя свой опыт, составляют импровизационные русские пляски, хороводы и игры, тоже считаю важным составляющим для повышения качества образования моих воспитанников, дают положительную динамику в их воспитании и развитии, укрепляет коммуникативные возможности, способствует творческому самовыражению.
Ну, и, конечно же – предметно – развивающая среда!
Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому влияет на качество образования. Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.