Зенькова Светлана Александровна
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 6 КЛАССОВ
Одной из форм внеклассной работы с учащимися старших классов являются так называемые математические конференции. Они предполагают подготовку докладов и выступления, часто сопровождаемые презентациями. Возникает вопрос о видоизменении традиционной для старших классов конференции в мероприятие, адекватное особенностям школьников 5 -6 классов. Проблемой становится не только подготовка сообщения, но и настрой зрителей на активное восприятие информации.
Опишем основные этапы организации конференции „Системы счисления”, адресованной учащимся 5 -6 классов.
На этапе разработки сценария было решено дополнить информационные составляющие элементами соревнования между командами классов. Поэтому домашнее задание каждой из четырех команд включало не только типовые представление и стенгазету, но и отбор 5 адресованных соперникам задач на перевод из десятеричной системы счисления в другую (римскую, славянскую, двоичную, шестнадцатеричную и т.д.) и обратно.
Действительно, необходимость использования представляемой соперниками информации послужила весомым мотивом для мобилизации внимания, напряжения мысли слушателей.
На заключительном этапе было предложено задание на применение знаний по всем четырем обсуждаемым системам счисления, после замены ответов буквами была получена фамилия математика ГАЛУА. Краткая биографическая справка и портрет Э.Галуа предшествовали этапу подведения итогов.
Об успешности проведенной формы работы с учащимися свидетельствовали: а) заинтересованность участников, их активность и творчество в процессе подготовки и самого мероприятия; б) вопросы ребят о сроке следующей похожей игры.
Важно, что участники были из разных классов и даже параллелей, у них появился опыт публичного выступления.
Успешность такой „конференции” является залогом удачных выступлений школьников на следующих этапах -в 7 -8 и более старших классах.
В роли ассистентов и консультантов на всех этапах подготовки и проведения мероприятия могут выступать старшеклассники, ранее прошедшие подобную школу математического взросления.
Математическая конференция – это всегда что-то новое и интересное. Как правило, они проходят в виде презентаций и докладов учащихся на определенную тему. Такая форма конференций приемлема для старшего звена. Но как научить детей младшего среднего звена слушать и слышать то, что рассказывается на таких конференциях?
Всем известно, что в возрасте 11 – 13 лет наиболее приемлемы элементы игры, если мы хотим достичь наилучших результатов. Поэтому для проведения конференции 5 – 6 классов по теме „История возникновения чисел. Системы счисления” были включены элементы игры и соревнования между классами:
1. Выпуск газеты „Цифры улыбаются”.
2. Доклады, презентации.
3. Представление команд.
4. Конкурс задач по своим системам счисления на вычисления (5 задач).
5. Расшифруй слово (с последующей биографической справкой математика).
Об успешности данной формы конференции 5 – 6 классов свидетельствовали: а) заинтересованность участников; б) их активность; в) творчество.
Предварительно были даны задания:
1. Выпуск газеты, отражающей представление чисел глазами детей.
2. Представление команды, включающее в себя эмблему, девиз и приветствие.
3. Подготовка презентаций, докладов по данной теме конференции.
4. Подготовка от класса по 5 задач по своим системам счисления на преобразование чисел в десятичную систему, а также вычислительные задачи с использованием систем счисления.
5. Конкурс включал в себя 5 примеров на вычисление по различным системам счисления, где по числу, указывающему результат, определялась буква из алфавита, и ребята должны были получить фамилию математика „Галуа” и по завершению конференции они познакомились с биографией Э. Галуа.
Конференция завершилась подведением итогов. В проведении мероприятия помогали ученики 9 класса.