Министерство также хочет учитывать в результатах единого госэкзамена итоги внешкольной деятельности
О введении таких нормативов «Известиям» сообщил источник в Минобрнауки. По словам собеседника, в ближайший год правила ЕГЭ меняться не будут по причине уже начавшегося учебного года. Два новых пункта могут быть сформированы уже начиная со следующего года, после принятия новых стандартов образования и соответствующего законопроекта.
— В целом мы активно обсуждаем изменения, которые должна претерпеть система единого экзамена. Мы будем делать так, чтобы задачей обучения в школе не являлась успешная сдача ЕГЭ, а чтобы это был один из пунктов, — рассказал высокопоставленный собеседник в министерстве.
Среди нововведений Минобрнауки планирует обязательное присутствие «устного компонента» не только в экзамене по иностранным языкам, но также и по литературе, истории, экономике, обществознанию и всем предметам, которые относятся к гуманитарно-социальным наукам. Второй, не менее важной новацией станет учет внеучебной деятельности, который пополнит «портфолио» единого государственного экзамена.
— Нужно учитывать не только результаты экзамена, сданного в определенный момент времени, но и результаты обучения в более широком смысле. Должны учитываться достижения в искусстве, спорте, организации каких-то социальных проектов и так далее, — добавил собеседник.
Эксперты, опрошенные «Известиями», высказали как положительные, так и отрицательные мнения по проекту, аргументируя последние тем, что сейчас система экзаменов недостаточно прозрачна.
Глава Профсоюза работников образования Андрей Демидов положительно оценивает данный проект, называя его «реакцией на долгие и негативные высказывания по отношению к ЕГЭ со стороны преподавателей школ и вузов».
— Разговоры о добавлении внешкольных результатов к ЕГЭ уже когда-то велись, и подтверждение того, что это будет, я считаю положительным фактором. Было много критики в сторону ЕГЭ, и одним из самых частых замечаний было то, что ЕГЭ в нынешнем виде не дает возможности оценить творческие способности абитуриента и владение родным языком. Касательно устной части ЕГЭ, тут нужно еще утвердить регламент проведения, а в целом идея положительная, — говорит Демидов.
Правда, специалист отметил особенность, которая уже давно характерна для нашей системы образования. По мнению Демидова, нужно еще решить вопрос с системой регистрации данного «портфолио», исключающей фальсификации, потому что если их станут покупать, как и сегодня, смысла от такой программы будет немного.
Представитель школьного образования, директор лицея № 1535 Михаил Мокринский считает, что говорить о нововведениях в ближайшее время не стоит, потому что есть много моментов, которые нужно изменить.
— Касательно устной части, она всегда была сопряжена с гуманитарными предметами, а точнее, с кадровыми проблемами, потому что должны быть квалифицированные специалисты, которые смогут осуществлять данную деятельность. Этот фактор преодолим, и рано или поздно мы его пройдем, — говорит Мокринский. — Что касается «портфолио», то тут мы возвращаемся к тому, что было до ввода ЕГЭ, когда мы еще хорошо относились к детям и доброта была абсолютно индивидуальным мерилом. Именно ЕГЭ и было попыткой уйти от этого.
По мнению Мокринского, о своего рода «портфолио» можно будет говорить, когда преподаватели начнут оценивать реальные знания ребенка.
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский положительно относится к задумке министерства, считая, что чем больше у ребенка будет возможностей проявить себя в различных дисциплинах, тем лучше.
— Речь идет об объединении сертификатов ЕГЭ и внеучебных достижений. Правда, тут есть одна вещь. Сертификат по ЕГЭ легко учитывать, а различные достижения — сложно: надо понять, как их учитывать при поступлении, чтобы у приемной комиссии были объективные инструменты, — пояснил Адамский. — Я очень доволен данными нововведениями, они позволят выпускникам и вузам понять, насколько они друг другу нужны. Касательно устной части, я лично хочу, чтобы ЕГЭ был компьютерным, а устная часть подразумевалась в соответствии с независимой оценкой.
В ближайшие пару лет ЕГЭ ждут несколько существенных изменений помимо ввода новых компонентов. Так, единый государственный экзамен планируют разделить по двум степеням сложности — базовый и профильный. Первый эксперимент по внедрению двухуровневого экзамена планируется провести в 2014 году. В Рособрнадзоре подтвердили, что сейчас идет обсуждение данного вопроса.
Выпускники школ смогут выбирать уровень сложности экзамена в зависимости от профиля избранного института. Например, если ученик поступает в МГТУ имени Баумана, то он берет профильный ЕГЭ по математике и базовый по русскому языку. Уже сейчас в некоторых технических вузах требуется предоставить сертификат о сдаче ЕГЭ по русскому без жестких нормативов, так как предмет не является профильным.
Помимо этого, в планах Минобрнауки также с 2014 года стоит проведение аудита технологий и содержания единого экзамена с привлечением иностранных экспертов. Тесты будут формироваться с учетом систем тестирования школьников в других странах.
Оригинал: http://izvestia.ru/news/535177