Завершившаяся в выходные всероссийская кампания по сдаче единого госэкзамена в этом году обошлась без серьезных скандалов. Массового списывания и попыток обнародовать задания ЕГЭ не зафиксировано, не сообщалось и о поимке подставных экзаменуемых. И этим нынешний экзамен разительно отличался от ЕГЭ-2011. В то же время эксперты утверждают, что и через 11 лет после начала эксперимента по введению новой итоговой аттестации выпускников школ она сохранила некоторые свои «родовые болезни»: в измерительных материалах по-прежнему встречаются ошибки, а отдельные регионы поставляют стобалльников в масштабах, объяснимых разве что с позиции Уголовного кодекса.
Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, которая в субботу подводила итоги ЕГЭ-2012 в Калининграде, кампанией в целом осталась довольна. Чиновники надзорного ведомства считают, что сумели в этом году выиграть гонку ЕГЭ-технологий, разворачивавшуюся в предыдущие годы. Жесткий контроль за использованием мобильных, блокирование популярных у выпускников сайтов и «профильных групп» в социальных сетях, индивидуальная маркировка контрольно-измерительных материалов (КИМ) позволили побороть массовое списывание — один из основных бичей ЕГЭ. «В этом году не в сотни, а в тысячи раз уменьшилось число вхождений в интернет-пространство во время экзамена», — рапортовала Глебова, подчеркивающая, что «интернет перестал быть зоной опасности при проведении ЕГЭ».
Руководители образовательного ведомства сдержали обнародованные еще накануне кампании угрозы лишать аттестата о среднем образовании тех, кто попробует выложить свое задание в рунет. Первые попытки, впрочем, были зафиксированы еще во время пробных экзаменов весной. Но по каждому факту была проведена проверка, виновные вычислены и наказаны. Как уверяют в Рособрнадзоре, в этом году аннулированы результаты 122 выпускников школ. «Все ребята лишились аттестатов об образовании. Мы считаем, что они сами себя наказали», — констатировала Глебова. Повторить попытку сдать экзамен эти молодые люди смогут только через год.
При этом Глебова настаивает на том, что «подрывная деятельность» этих одиннадцатиклассников не отразилась на проведении ЕГЭ — раньше времени никто свое задание в интернете увидеть не мог. «Я абсолютно ответственно заявляю, что ни одного контрольно-измерительного материала до начала проведения экзаменов в сети не было в этом году. Если же какие-то сайты утверждают обратное, они просто хотят повысить к себе интерес», — уверяет глава Рособрнадзора.
Неофициальные борцы со списыванием считают это утверждение не совсем точным. «Владельцы торгующих решениями сайтов и администраторы специализированных групп из социальной сети «вконтакте» разместили призывы отсылать фотографии с экзамена на их личную почту. Затем они просто перепечатывали задания и от своего имени размещали в интернете. Задержка, вызванная необходимостью перепечатывать условия, составляла чуть меньше часа», — рассказал «МН» известный питерский педагог Дмитрий Гущин, разоблачивший в прошлом году всероссийский сетевой заговор выпускников.
Зампредседателя комиссии Общественной палаты по образованию Любовь Духанина, курировавшая специальную горячую линию ОП по проблемам ЕГЭ, склонна считать, что в деле списывания выход в интернет не всегда обязателен.
А вот остановить использование школьниками мобильных телефонов властям пока не удается. Всего на горячую линию поступило более 3 тыс. звонков, и значительное число сигналов было именно о мобильных. Вопрос о том, чтобы наряду с запретом на пронос на экзамен телефонов использовать и глушащую аппаратуру, остается актуальным.
Наряду со старыми проблемами Духанина отмечает и новую: экзамены усложняются, и проверяющие не успевают вовремя обработать КИМы. «Школьники идут на третий экзамен, не зная результатов первых двух», — рассказывает представитель Общественной палаты. По ее словам, это усугубляет психологическое давление на подростков. Духанина предполагает, что эта ситуация подтолкнет Минобрнауки к скорейшей передаче экзамена в независимые центры аттестации. «Важнейшая проблема экзамена — люди, чем больше сдача будет автоматизирована, тем эффективнее он будет», — отмечает она.
Явный «человеческий фактор» прослеживается и в том, что некоторые регионы демонстрируют резко выделяющееся на общем фоне число отличных работ, при этом никаких прорывов в образовательном процессе там не фиксируется. Рособрнадзор уже начал проверку в так называемых высокобалльных регионах, среди которых, как, кстати, и в прошлом году, оказались Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, а также Брянская и Липецкая области. «В Ингушетии средний балл кратно превышал среднероссийский. Мы уже проверили 181 работу в этом регионе, при этом результаты 106 работ были отменены. По всем этим регионам мы будем работать точечно», — заверила Глебова.
Придется поработать и с другой «родовой проблемой» — качеством КИМов. Жалобы на неправильные ответы и неправильные трактовки поступают по всем предметам, за исключением разве что математики, заявил «МН» ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. При этом чиновники Минобрнауки игнорируют предложения по созданию полного публичного банка КИМов, для того чтобы все учителя и другие заинтересованные лица могли вносить в него изменения, находить ошибки.
Кроме того, чтобы получить высокий балл, надо знать слишком много сверх учебной программы, отмечает Кузьминов. «Именно поэтому эксперты и предлагают разделить ЕГЭ на два уровня — базовый и продвинутый. Пока министерство не соглашается с этими доводами или понимает, что нет технической возможности», — говорит Кузьминов. По его словам, в ближайшие годы такое разделение обязательно произойдет.
Безусловно, по сравнению с прошлым годом налет скандальности с ЕГЭ спал: нет уже студентов-двойников и вообще тотального саботажа единого экзамена, отметил в беседе с «МН» главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков. Однако, по его мнению, уровень доверия к ЕГЭ остается низким и среди школьников, и среди педагогов. Ярослав Кузьминов полагает, что «происходит адаптация системы, но о прозрачной и качественной работе пока говорить еще рано».
Недобрали балл
Более 3% российских школьников не сдали ЕГЭ по русскому языку
Порядка 11% выпускников школ не сдали ЕГЭ по химии
Историю не сдали почти 13% российских выпускников
Не преодолели минимального порога по биологии — более 8%,
по информатике и информационно-коммуникационным технологиям — 11%