Развитие взаимоотношений государства и агробизнеса
Акбашева А.И,.студентка;
Гарифуллина А.Ф. ,кандидат политических наук,
доцент ФГБОУ ВО Башкирского государственного
аграрного университета, г.Уфа
Аграрные отношения предполагают собой взаимосвязь экономических отношений, складывающихся во всем агропромышленном комплексе.
В современном мире уровень развития аграрного сектора экономики, необходимость совершенствования агроструктуры, обострение социальных противоречий в обществе приводят к необходимости государственного регулирования агробизнеса. Государственные органы регулируют цены на сельскохозяйственную продукцию, устанавливают минимальную границу цен для осуществления нормального производства в пределах общественной потребности и предоставляют с/х предприятиям государственный кредит.[2].
Помимо этого, также практикуется удешевленный кредит, когда государство берет на себя уплату части процентной ставки за кредит, или предоставление государственного кредита по сравнительно низким ставкам.
Государство предоставляет субсидии на развитие и модернизацию производства как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях агробизнеса, на улучшение инфраструктуры села, субсидии для выкупа в собственность арендуемой земли, на приобретение минеральных удобрений, и т.д.
Значимым элементом государственного регулирования аграрного производства является изменение его производственной структуры. С этой целью проводится прямое планирование объемов производства, введя контракт-систему договоров между государством и фермерами, в частности, используют два типа такой системы: подписание контрактов относительно ограничения посевов определенной культуры и вывода земли из оборота с соответствующей компенсацией; введение прямого квотирования объемов производства.[3].
Потребность и особенности государственного регулирования агропромышленным комплексом определяет ряд объективных факторов: разнообразие природно-климатических условий; страхование их деятельности; непостоянство цен и доходов в агропромышленном производстве, которое зависит от естественных факторов и конъюнктуры рынка; конкурентная среда в сельском хозяйстве и высокая степень монополизации в ресурсосберегающих перерабатывающих сферах; низкая привлекательность инвестирования аграрного производства через специфику аграрного производства; потребность экологизации сельского хозяйства; особенности формирования социальной инфраструктуры села.
Масштабы регулирования, преимущественно, зависят от уровня экономического и социального развития хозяйства, сбалансированности спроса и предложения на аграрных рынках.[2].
Государственные органы берут в свои руки решение вопросов землепользования и землеустройства, устранения чересполосицы и объединения земельных участков; осуществляют мероприятия по сокращению производства сельскохозяйственной продукции путем сокращения посевных площадей, выдачи пенсий за отказ от хозяйства для фермеров в возрасте старше 55 лет в условиях аграрного кризиса, перепроизводства сельхозпродукции. Государственное регулирование развития АПК в значительной мере можно обеспечить программным регулированиям.[2].
В зависимости от поставленных задач программы разделяют на такие: межотраслевые, которые регулируют макроэкономические пропорции; отраслевые, ориентированные на решения проблем областей и сфер АПК; товарные, которые определяют рыночные механизмы относительно того или другого продукта; функциональные, направленные на реализацию ключевых функций государственного регулирования АПК (инвестиционный, социально-экономический, научно-технический, инновационные, природоохранные и др.); региональные, что содержат комплекс мер воздействия государства на состояние АПК отдельных областей и регионов.[2].
В конкретных программах отображаются главные рычаги государственного регулирования - законодательная деятельность, прямая государственная поддержка субсидии, дотации, механизм санкций, таможенное регулирование, кредитная система, налогообложение и ценовое регулирование. На сегодняшний день существует программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.[1].
Таким образом, современное государство призвано осуществлять определенную аграрную политику. Аграрная политика — это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства, но и других структурных элементов агробизнеса, обеспечение на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного прогресса в стране. Государство обязано поддерживать аграрную политику путем введения упрощенной системы налогообложения; создания условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недогруженных основных фондов; развивая кооперации малого предпринимательства с крупным производством; создавая нормативной базу, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение для этих целей иностранных кредиторов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы[Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 (ред. от 19.12.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс».
2 Ильичева, О.В. Значение государственного регулирования в инновационном развитии АПК [Текст] : научная статья / О.В. Ильичева, А.А. Михайлова.-Вестник НГИЭИ. 2014. № 11 (42).- С. 47-52.
3 Семенов, С.В. Государственное регулирование агропромышленного комплекса[Текст] : научная статья / С.В.Семенов.-Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2013. № 1-3. С. 041-046.