Архитектура в Древней Руси в IX - первой трети XIII веков
Вороненко Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа№429 имени М.Ю.Малофеева
Постановка проблемы и ее актуальность: познакомиться с развитием архитектуры, особенностями русской архитектуры, развитием народной музыки и богослужебной. Материал статьи можно использовать на уроках литературы 5-9 классы.
Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.
Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.
Каменное строительствоначинается в конце X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.
В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей.
В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: 25-главая Десятинная церковь (996) и 13-главый Софийский собор в Киеве (1037), 5-главый Софийский собор в Новгороде (1050) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036).
Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, гражданские здания – княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.
Особенности русской архитектуры.Русские мастера, заимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавие и пирамидальностъ, башенностъ. Тенденции творческого переосмысления византийской традиции строительства храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места общественных собраний.
В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) и в связи с развитием новых городских центров складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.
Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, построенная с участием немецких мастеров церковь Покрова на Нерли (1165 г., частично разобрана и перестроена), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, который современники сравнивали с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире (1030-е гг.). Успенский собор на р. Клязьме Церковь Покрова на Нерли Дмитриевский собор во Владимире Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание в этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова – Преображенский собор Мирожского монастыря. Георгиевский собор в Юрьевом монастыре Церковь Спаса на Нередице Преображенский собор Мирожского монастыря
Наиболее интенсивным в конце XII – начале XIII в. было строительство в Смоленске, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на Смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.
Музыка в Древней Руси в IX-первой трети XIII в.
В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение.
Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, проходили с игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи – первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором.
Богослужебная музыкараспространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православное богослужение проходит без игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно проявлялись отличительные черты церковного пения, присущие только древнерусскому народу.