Работа по обогащению и речевое развитие учащихся
в системе воспитательной и образовательной работы
Вороненко Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа№429 имени М.Ю.Малофеева
Постановка проблемы и ее актуальность: формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной речи.
Усвоение новых слов и уточнение значений знакомых детям слов является одним из средств познания действительности, важнейшим путем совершенствования речи учащихся, овладения языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса школьников в учебном процессе необходимо уделять большое внимание.
Словарный запас учащихся расширяется и вне школы (в результате общения со взрослыми, с ровесниками, чтением книг, просмотром передач, использованием Интернет). Однако только в школе процесс обогащения словаря учащихся осуществляется планомерно.
Но особую роль в речевом развитии играют уроки русского языка и литературы, на которых ведется работа над общеупотребительными словами, относящимися к различным лексико-семантическим группам.
Важнейшим направлением в работе учителя словесника является формирование навыков грамотного письма. Но нельзя научить ребенка грамотно и правильно писать, если он не знает лексическое значение слова, не развивает и не обогащает свой словарный запас.
Обогащение запаса слов на уроках обеспечивается систематической словарной работой. На уроках русского языка и литературы я постоянно использую разные виды словарей: орфографический, толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Учащиеся работают со словарями, вырабатывают привычку обращаться не только к учителю и родителям, но и пользоваться словарями – справочниками.
Кроме этого на уроках используются и словарные диктанты, которые позволяют проверить правильность запоминания слов и их лексическое значение.
Эти и другие виды работ способствуют прочному усвоению словарей – минимумов, необходимых для грамотного письма.
Одним из направлений в развитии речи учащихся – это формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Учителя нашей школы используют в своей работе учебник Никитиной Е.И. «Русская речь». В учебнике подобран прекрасный материал по темам развития речи. Задания и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи, повышению культуры речевого общения.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся – это предупреждение и устранение различных речевых ошибок.
Использование репродукций картин известных русских художников на уроках русского языка и литературы способствуют расширению словаря учащихся, активации устной и письменной речи, помогают решить задачу эстетического воспитания учащихся.
В связи с введением ЕГЭ по русскому языку учителя, начиная уже с 5 класса, ведут подготовку по тестовым заданиям. Одно из них – это комплексный анализ текста, который используется в третьем типе тестовых заданий – заданий с развернутым ответом. Это сочинение – рассуждение (рецензия, отзыв, эссе), которое создается на основе текста.
Учащимся предлагается написать, о чем текст, какова авторская позиция, разделяют ли они точку зрения автора, называют средства выразительности.
В своей работе по этой теме я использую тексты по истории и культуре Санкт –Петербурга. Учащимся раздается справочный материал с примерными вопросами и заданиями, по которым они работают в течение обучения с 5 класса.
Работа по комплексному анализу текста очень трудоемка, так как здесь учащиеся должны показать свои речеведческие знания: текст, строение текста, умение выделить основную мысль, средства связи в тексте, указать типы речи, стили речи, владение нормами литературного языка, умение анализировать текст, проводить смысловой, речеведческий анализ текста, умение создавать текст типа рассуждения.
Таким образом, приведенные примеры работ по обогащению и речевому развитию учащихся лишь часть дидактических упражнений. Ведь кроме правильности к хорошей речи предъявляется множество требований: простота, ясность, богатство и выразительность речи.