Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста
Колпакова Инна Алексеевна
Цель, задачи:
Гимнастика для глаз проводится в целях предупреждения нарастающего утомления глаз, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения.
Методические рекомендации по использованию:
Человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.
Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований доктора медицинских наук В.Ф.Базарного при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями дошкольного и школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно пространственную активность в режиме занятия, школьного урока. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Разработаны различные упражнения, способствующие охране зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.
Упражнения для глаз помогут сохранить вам и вашему ребенку хорошее зрение. А сейчас, в наш век высоких технологий, это очень актуально. Не считая учебы, где ребенок много пишет и читает, большую нагрузку на глаза оказывают телевизор и компьютер. Стоит заранее позаботиться о зрении вашего ребенка и поддержать глазные мышцы простыми упражнениями.
Научное название этих упражнений – офтальмологические паузы. Это один из приёмов оздоровления детей. Проводится в целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения.
Такие упражнения благотворно влияют на работоспособность зрительного анализатора и всего организма в целом. Для проведения офтальмологических пауз не требуется специально созданных условий.
Их можно включать в обычные занятия. Главное, чтобы при выполнении голова была неподвижна.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
| № | Название упражнения | Стихотворная форма | Выполняемые движения в соответствии с текстом |
| 1. | «Тренировка» | Раз – налево, два – направо, | Посмотреть влево. Посмотреть вправо. |
| Три – наверх, четыре – вниз. | Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. |
||
| А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. |
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. | ||
| Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцы глаз. |
Посмотреть вблизь, вдаль. Быстро поморгать. |
||
| Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле наших глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз. |
|||
| 2. | «Мой веселый, звонкий мяч» |
Мой веселый, звонкий мяч, | Посмотреть влево – вправо. |
| Ты куда помчался вскачь? | Посмотреть вниз — вверх | ||
| Красный, синий, голубой, | Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз | ||
| Не угнаться за тобой. | Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, (повторить 2 р) | ||
| 3. | «Веселый мяч» | Веселый мяч помчался вскачь. | Дети смотрят вдаль. |
| Покатился в огород, Докатился до ворот, |
Смотрят на кончик носа, вдаль. | ||
| Покатился под ворота, | Смотрят вниз. | ||
| Добежал до поворота. | Выполняют круговые движения глазами. | ||
| Там попал под колесо. Лопнул, хлопнул – вот и все. |
Закрывают глаза. | ||
| 4. | «Наша грядка» | Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. |
Круговые движения глазами. |
| Что растет на нашей грядке? | Посмотреть вниз. | ||
| Огурцы, горошек сладкий, Там редиска, там салат. |
Влево - вправо. | ||
| Наша грядка просто клад. | Поморгать глазами. | ||
| В.Волина | |||
| 5. | «Овощи» | Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает. |
Обвести глазами круг. |
| Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, |
Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. |
||
| Слева – свекла, справа – брюква, | Посмотреть влево - вправо | ||
| Слева – тыква, справа – клюква, | Влево - вправо. | ||
| Снизу - свежая трава, Сверху – сочная ботва. |
Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. |
||
| Закружилась голова, Кружится в глазах листва, |
Выполняются круговые движения глазами. | ||
| Выбрать ничего не смог, И без сил на землю слег. |
Закрывают глаза. | ||
| И.Лопухина | |||
| 6. | «Грибы» | Посмотри-ка вокруг: Сколько опят! |
Движения глазами влево-вправо. |
| Шляпки опят, как монетки горят. | Дети смотрят вдаль. | ||
| Рябит от шляпок в глазах у ребят. | Часто моргают глазами. | ||
| 7. | «По ягоды» | Справа зреет земляника, Слева - сладкая черника, Справа - красная брусника, Слева спеет ежевика. |
Движения глазами влево-вправо. |
| Ягоды все соберем, Отдохнем и потом домой пойдем. |
Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, повторить 6-8 раз. |
||
| 8. | «Осень» | Осень по опушке Краски разводила, По листве тихонько Кистью поводила. |
Круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - вправо - вверх - влево - вниз |
| Пожелтел орешник И зарделись клены, |
Посмотреть влево - вправо. | ||
| В пурпуре осинки, Только дуб зеленый. |
Посмотреть вверх - вниз. | ||
| Утешает осень: Не жалейте лета, Посмотрите – осень В золото одета! |
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза) | ||
| 9. | «Осень» | Осень! Осыпается весь наш бедный сад. |
Дети выполняют движения глазами вверх-вниз. |
| Листья пожелтелые по ветру летят. | Круговые движения глазами влево и вправо. | ||
| Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. |
Смотрят вдаль. Закрыть глазки. |
||
| А.Толстой | |||
| 10. | «Осенний лес» | Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес. |
Выполняют круговые движения глазами. |
| Слева – сосны, справа – дуб. | Движения глазами влево – вправо, | ||
| Дятел сверху, тук да тук. | Движения глазами вверх – вниз. | ||
| Глазки ты закрой – открой И скорей бегом домой! |
Глаза открывают – закрывают. | ||
| 11. | «В лесу» | Ходит солнышко по кругу, | Вращательные движения глаз. |
| Дремлет олениха. | Глаза закрыты. | ||
| Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо. | Открыть глаза. | ||
| Мы походим по опушке и найдем тропинку. | Посмотреть вниз. | ||
| Вот сорока на верхушке | Посмотреть вверх. | ||
| Клювом чистит спинку. | |||
| 12. | «Однажды в лесу» |
Как-то осенью в лесу висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела и тихонечко висела. |
Смотреть на указательный палец вытянутой руки. |
| Лось сказал, что низко, | Движения глазами вниз. | ||
| А зайчонок - высоко, | Движения глазами вверх. | ||
| Белочка, сказала - близко, | Движения глазами на кончик носа. | ||
| А ежонок - далеко. | Движения глазами вдаль. | ||
| 13. | «Листочки» | Ах, как листики летят, Всеми красками горят. |
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. |
| Лист кленовый, лист резной, Разноцветный, расписной. |
Посмотреть влево – вправо. | ||
| Шу-шу-шу, шу- шу- шу. Как я листиком шуршу. |
Посмотреть вверх – вниз. | ||
| Но подул вдруг ветерок, Закружился наш листок, |
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. | ||
| Полетел над головой Красный, желтый, золотой. |
Посмотреть влево – вправо. | ||
| Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как я листиком шуршу. |
Посмотреть вверх – вниз. | ||
| Под ногами у ребят Листья весело шуршат, |
Посмотреть вниз. | ||
| Будем мы сейчас гулять И букеты собирать |
Посмотреть вверх. | ||
| Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как я листиком шуршу. |
Посмотреть влево – вправо. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
||
| 14. | «Дождик» | Дождик, дождик, пуще лей. | Смотрят вверх. |
| Капель, капель не жалей. | Смотрят вниз. | ||
| Только нас не замочи. Зря в окошко не стучи. |
Делают круговые движения глазами. | ||
| 15. | «Елка» | Вот стоит большая ёлка, | Выполняют движения глазами. |
| Вот такой высоты. | Посмотреть снизу вверх. | ||
| У нее большие ветки. Вот такой ширины. |
Посмотреть слева направо. | ||
| Есть на елке даже шишки, | Посмотреть вверх. | ||
| А внизу - берлога мишки. | Посмотреть вниз. | ||
| Зиму спит там косолапый, И сосет в берлоге лапу. |
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 р | ||
| 16. | «Дождик» | Капля первая упала – кап! | Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх. |
| И вторая прибежала – кап! | То же самое. | ||
| Мы на небо посмотрели Капельки «кап-кап» запели, |
Смотрят вверх. | ||
| Намочили лица, Мы их вытирали. |
«Вытирают» лицо руками. | ||
| Туфли – посмотрите – Мокрыми стали. |
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз. | ||
| Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем |
Движения плечами. | ||
| От дождя убежим, Под кусточком посидим. |
Приседают, моргают глазами. | ||
| 17. | «Ветер» | Ветер дует нам в лицо. | Часто моргают веками. |
| Закачалось деревцо. | Не поворачивая головы, смотрят вправо – влево. | ||
| Ветер тише, тише, тише… | Медленно приседают, опуская глаза вниз. | ||
| Деревца все выше, выше. | Встают и глаза поднимают вверх. | ||
| 18. | «Зимний лес» | Мы пришли в зимний лес, Сколько здесь полно чудес! |
Поморгать глазами. |
| Справа – березки в шубах стоят, | Посмотреть вправо. | ||
| Слева – елки на нас глядят, | Посмотреть влево. | ||
| Снежинки в небе кружатся. | Круговые движения глазами. | ||
| Вот и зайка проскакал, От лисы он убежал. |
Посмотреть влево – вправо. | ||
| Это серый волк рыщет- Он себе добычу ищет! |
Посмотреть вправо – влево. | ||
| Вот мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас! |
Закрыть глаза. | ||
| Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит, |
Поморгать глазами. | ||
| Пролетают снегири- Как красивы они. |
Посмотреть по дуге вверх – вправо. И вверх – влево. | ||
| В лесу красота и покой, А нам пора идти домой. |
Поморгать глазами. | ||
| 19. | «Снег-снежок» | Снег-снежок, снег-снежок По дорожке стелется. |
Частое моргание глазами. Движения глазами влево – вправо. |
| Снег-снежок, снег-снежок, Белая метелица. |
Частое моргание глазами. Круговые движения глазами. |
||
| Снег-снежок, снег-снежок, Замело дорожки. |
Частое моргание глазами. Посмотреть вдаль. |
||
| Снег-снежок, снег-снежок, Тает на ладошке. |
Частое моргание глазами. Посмотреть на ладошку. |
||
| 20. | «Тише, тише» | Как на горке снег, снег, | Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев. |
| И под горкой снег, снег. | Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев. | ||
| А под снегом спит медведь | Присесть, сложить ладони вместе у щеки. | ||
| Тише, тише – не шуметь! | Приложить палец ко рту «Тсс!». | ||
| 21. | «Снеговик» | Давай, дружок, смелей, дружок Кати по снегу свой снежок. |
Круговые движения глазами. |
| Он превратится в толстый ком И станет ком снеговиком. |
Смотрят влево-вправо. | ||
| Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла... |
Смотрят вверх-вниз. | ||
| Но солнце припечет слегка — Увы! - нет снеговика. |
Моргают глазами. Глаза закрывают, зажмуриваются. |
||
| 22. | «Весна» | Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. |
Потягивание |
| Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! |
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны |
||
| Справа - первые цветочки появились на лужочке. |
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором | ||
| Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. |
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором | ||
| Мы кораблик смастерили, | Соединить ладони перед грудью | ||
| В ручеёк пустить решили. | Удаление сложенных ладоней вперёд от себя | ||
| Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! |
Машем ладонями, прощаясь с корабликом | ||
| Вот как весело играть и в весенний день гулять! |
Легкие подпрыгивания на месте | ||
| Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! | |||
| 23. | «Весна» | Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла. |
Потереть ладошки друг о друга И прикрыть ими сомкнутые глазки. |
| И вот на самом солнцепеке С поднятой гордо головой Расцвел подснежник голубой. |
Широко открыть глаза. Поморгать глазками. |
||
| В. Ковалько | |||
| 24. | «Грачи» | Как-то позднею зимою На опушке на лесной |
Круговые движения глазами. |
| Появилась стая птиц: Не скворцы и не синицы, |
Смотрят влево-вправо. | ||
| А большущие грачи. Цвета черного как ночь. |
Смотрят вверх-вниз. | ||
| Разбежались по опушке Прыг-скок, прыг-скок! |
Моргают глазами. | ||
| Где жучок, где червячок | Зажмуривают глаза. | ||
| 25. | «Маме» | Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами. |
Круговые движения глазами. |
| 1-2-3-4- потянулись, наклонились, 1-2-3-4-5- надо полоскать опять. |
Наклоняются, смотрят на вытянутые вперед руки. | ||
| Полоскали, полоскали, А потом белье отжали, |
Движения рук из стороны в сторону, глазами следят за руками. | ||
| За прищепки прицепляли, Ветерок на помощь звали. |
Движения глаз влево-вправо. | ||
| Ветер, ветер, прилетай Нашей маме помогай. |
Моргают глазами. | ||
| 26. | «Утренние часы» | Утром капельки росы: кап, кап, кап. | Моргать три раза. |
| Словно звонкие часы: кап, кап, кап. | Моргать три раза. | ||
| Стало сухо и тепло: кап, кап, кап. | Моргать три раза. | ||
| Значит, утро истекло: кап! |
Моргнуть один раз. | ||
| 27. | «Качели» | Есть качели на лугу: Вверх-вниз, вверх-вниз |
Посмотреть глазами вверх, вниз. |
| Я качаться побегу - Вверх-вниз, вверх-вниз |
Посмотреть вверх, вниз. | ||
| 28. | «Во дворе» | На горе мы видим дом. Много зелени кругом: |
Дети поднимают глаза вверх. Выполняют круговые движения глазами. |
| Вот деревья, вот кусты, | Смотрят влево-вправо. | ||
| Вот - душистые цветы. | Смотрят вперед. | ||
| 29. | «Птицы на дворе» |
Перед нами петушок – Он с земли зерно клюет. |
Дети смотрят перед собой. |
| Слева – курица идет, Справа – уточка плывет. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете. |
Смотрят влево, вправо, вверх. | ||
| 30. | «Теремок» | Терем – терем – теремок! | Движение глазами вправо – влево. |
| Он не низок, не высок, | Движение глазами вверх – вниз | ||
| Наверху петух сидит, Кукареку он кричит. |
Моргают глазами. | ||
| 31. | «Машины» | По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень. |
Дети выполняют круговые движения глазами. |
| Поедут направо, налево, кругом- | Выполняют движения глазами влево, вправо. | ||
| Свободны машины и ночью и днем. | Хлопают глазами. | ||
| 32. | «Самолет» | Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. |
Смотрят вверх и водят пальцем за «пролетающим самолетом». |
| Правое крыло отвел – посмотрел. Левое крыло отвел – посмо |
