Влияние компьютера на зрение ребенка
Чемякина Яна Владимировна
Мир вокруг нас становится все более похожим на еще недавнюю научную фантастику: сотовые телефоны, интерактивные планшеты, и многое другое – о чем не могли и подумать наши родители, для нас стало реальностью. Для наших же детей эта реальность с их первых дней жизни, причем эта реальность не всегда является дружелюбной: излишнее перенасыщение ТС в жизни ребенка, влечет за собой не только психологические, но, и, безусловно, физические последствия, и одно из них, это нарушение функций глаз. Высокая яркость и мерцание монитора компьютера, планшетника, или смартфона (далее ТС (технических средств)), а также необходимость постоянно фокусировать взгляд в одном направлении и на одном расстоянии, вызывают быстрое утомление глазных мышц. Кроме того, в норме человек моргает около 20-25 раз в минуту, а при работе за компьютером частота морганий снижается до 1-2 раз в минуту. Снижение частоты морганий приводит к пересыханию слизистой оболочки глаз – в результате появляются такие неприятные симптомы как жжение в глазах, покраснение глаз, ощущение «песка» под веками (синдром «сухого глаза»).Приведу в пример авторитетное мнение:
Павел МАКАРОВ, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца: – У современного ребёнка больше шансов заработать проблемы со зрением, чем у его сверстников «образца» 20-летней давности. По сравнению с 80–90-ми годами прошлого века условия зрительных нагрузок принципиально изменились. Остаётся только надеяться, что Господь Бог, создавая человека, уже точно знал о существовании компьютеров, ЖК-мониторов, виртуальных игрушек и вложил в человека способность адаптироваться и к таким условиям зрительной работы. Об этом мы узнаем совсем скоро, в течение жизни одного поколения. А пока спазм аккомодации, близорукость, «астенопические» жалобы становятся, к сожалению, нормой.
Снять нагрузку с детских глаз достаточно легко:
- Ни в коем случае не проводите зрительную гимнастику на самом ТС. Упражнения вида: проследи за предметом, потяни предмет к чему-то, найди определенный цвет, и т.п. – не только не являются зрительной гимнастикой, но несут в себе определенный вред – мы, наоборот, «загружаем» а не «разгружаем» зрительный аппарат ребенка. Однако, как показывает практика, данное явление используется повсеместно;
- Если занятия с ребенком (детьми) сделать в игровой форме, то вместе с вашим малышом, или воспитанником, Вы получите удовольствие от процесса. Привыкнув «разгружать» глаза в раннем возрасте, Ваш ребёнок, скорее всего, не забудет о гимнастике и став постарше. Упражнения могут быть такими:
-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд пять.
-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
-В среднем темпе сделать 3–4 круговых движений глазами вправо, затем влево.
-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки и наоборот.
-Предложите малышу переводить взгляд в положение «Далеко-близко», используя определенные ориентиры (например – дерево за окном – вырезанное из картона солнышко – на окне) – данное упражнение возможно только в том случае, если в окно не светит солнце.
-Предложите малышу представить себя Буратино. Ребёнок должен закрыть глаза и «посмотреть» таким образом на кончик своего носа, длится это упражнение 5 секунд.
-Пусть малыш сделает из ручек лодочки, этими «лодочками» накрываем глазки, и минутку сидит в созданной темноте (можно и просто закрывать глазки, но, в дневное время и в условиях искусственной освещенности, достаточно светло, наша цель – добиться максимально возможной темноты), так глазки ребенка максимально отдохнут.
Выполнение этих, очень не сложных упражнений, значительно ослабит негативное воздействие технических средств на формирующуюся зрительную систему ребенка